О председательстве Германии в Сахельском альянсе

Пока основное внимание политических кругов и экспертного сообщества Германии было приковано к саммиту НАТО в Вильнюсе и активизации амбиций Турции по интеграции в ЕС, федеральный министр экономического сотрудничества и развития С.Шульце (СДПГ) получила пост председателя Сахельского альянса. Данная структура была создана в 2017 г. Францией совместно с ФРГ и ЕС с целью поддержи 5 государств региона – Буркина-Фасо, Мавритании, Мали, Нигера и Чада (G5 Sahel). Сегодня объединение насчитывает 18 участников и 9 наблюдателей, куда помимо 10 европейских игроков, США и Канады, входят также Всемирный банк, Африканский и Западноафриканский банки развития, Европейский инвестиционный банк и Программа развития ООН. Согласно информации немецких СМИ, в настоящий момент Берлин является четвертым по объемам вложений спонсором деятельности Альянса, выделив 2,73 млрд евро на осуществление 181 инициативы. Для сравнения, весь пакет программ сотрудничества включает 1400 проектов, на реализацию которых было направлено 28 млрд евро.

На проходившей на текущей неделе в Нуакшоте Генеральной ассамблее объединения С.Шульце сообщила: «Я вступаю в должность президента Сахельского альянса, чтобы показать, что Германия и ее партнеры поддерживают регион и привержены ему». Своими приоритетами немецкий политик назвала развитие сельского хозяйства, налаживание системы социальной защиты местного населения, создание рабочих мест, расширение доступа к образованию, содействие строительству инфраструктуры, прежде всего связанной с обеспечением жителей водой, а также муниципальное развитие. В качестве основных рисков для Сахеля она назвала превращение региона в «новый эпицентр исламского терроризма», а также «усиливающееся влияние России». Германия рассчитывает при этом, цитируя С.Шульце, что наличие «рабочих мест и перспективы или получение поддержки в условиях кризиса снижает подверженность бедности и попыткам вербовки террористическими группами».

Министерство экономического сотрудничества и развития более подробно раскрывает суть немецкой стратегии председательства в Сахельском альянсе. Так, первый компонент работы будет направлен на образование и занятость. Ведомство подчеркивает, что средний возраст населения региона весьма молодой, при этом, как полагают в Берлине, для местных жителей вербовка по «религиозным мотивам» не является актуальной. В результате, как было сказано С.Шульце, федеральное правительство надеется через повышение уровня жизни граждан перечисленных пяти стран добиться снижения их подверженность рекрутированию в террористические структуры по финансовым соображениям.

Во-вторых, Германия ставит задачу оказания не только экстренной, но и долгосрочной поддержки для укрепления продовольственной безопасности. В этой связи через Сахельский альянс при поддержке Всемирной продовольственной программы ООН и Международного чрезвычайного фонда помощи детям при ООН (ЮНИСЕФ) предлагается запустить продолжительные программы по обеспечению устойчивого развития, в том числе подготовку фермеров по выращиванию сельскохозяйственных культур с учетом климатических особенностей. Можно предположить, что таким образом Берлин пытается, с одной стороны, продемонстрировать свою приверженность международному сотрудничеству в целях развития и климатическому взаимодействию, а с другой стороны, показывает, что способствует преодолению развивающимися странами проблем с продовольствием, ставших следствием нынешнего витка глобального противостояния.

Наконец, в-третьих, основной акцент делается на поддержке не государственной, а муниципальной власти, которая, как сказано в плане действий, должна взять на себя предоставление базовых услуг населению, в том числе медицинских и снабжения водой. Считается, что подобные действия могут дополнительно способствовать вовлеченности населения в управление и, как следствие, дать старт демократическим процессам. При этом С.Шульце сослалась на опыт Мали, где Немецкое общество международного сотрудничества также делало ставку на местных, более локальные инициативы.

В целом намеченный Германией план работы в рамках председательства министра С.Шульце в Сахельском альянсе во многом вписывается в предложенную ранее федеральным правительством обновленную стратегию для региона, которая также содержала в себе упор на муниципальные структуры в противовес режимам, считающимся в Берлине авторитарными. Кроме того, заметно также стремление продолжить прежде начатые инициативы самого министерства экономического сотрудничества и развития, которое во взаимодействии с министерством труда еще в начале текущего года задумалось о поддержке подготовки в регионе специалистов. Впрочем, в отличие от планов, озвученных С.Шульце на этой неделе, расчет был в том, что квалифицированные кадры могут прибывать в Германию, в то время как в рамках Сахельского альянса наоборот ожидается, что подготовка будет вестись с учетом потребностей стран-получателей помощи с тем, чтобы прошедшие обучение люди не уезжали.

В среде политических обозревателей и экспертов из ФРГ, оценивающих план деятельности, озвученный министром экономического сотрудничества и развития, заметна определенная ирония в связи с инициативой «бороться с террористами при помощи водопроводов». Вместе с тем, здесь, как кажется, не учитывается, что собственная стратегия Германии для Сахеля, о которой было сказано выше, является комплексной. В ее разработке принимали участие также министерства иностранных дел и обороны, а значит, С.Шульце занимается лишь собственным участком, в то время как другие компоненты будут воплощаться в жизнь смежными ведомствами но в рамках единой согласованной линии.

Еще одно, пожалуй, более справедливое возражение, прозвучало со стороны Немецкого института устойчивого развития IDOS. Там обратили внимание на то, что план для Сахельского альянса как многосторонней структуры и собственная немецкая стратегия для Сахеля совпадают не только по целям, но и по географическому охвату, будучи сосредоточенными прежде всего на Нигере, Мавритании или Буркина-Фасо, то есть на странах, ставших предметом повышенного внимания с учетом ухода немецкого контингента из Мали. Такой подход, как полагают специалисты, чреват нарастанием кризисных явлений в других частях региона.

Наконец, в заключение нельзя не отметить, что помимо решения тактической задачи в виде минимизации угроз дестабилизации в связи с досрочным прекращением мандата миссии ООН в Мали, Германия занимается реализацией стратегического плана укрепления и расширения своего присутствия в Сахеле. При этом Берлин пытается как выйти из тени региональной политики Парижа, который в том числе был инициатором и сторонником интеграционных проектов там, в том числе Сахельского альянса, так и не повторить ошибок Пятой республики. С этой целью ФРГ делает ставку не на военный компонент, а на сотрудничество в целях развития, стараясь презентовать его не как собственные, а как многосторонние программы, реализуемые при поддержке ЕС и ООН.

55.94MB | MySQL:116 | 0,841sec