Пакистанская фондовая биржа демонстрировала рост котировок в течение первых трех торговых сессий. Однако фиксация прибыли инвесторами привела к закрытию рынка в минусе в течение последних по времени двух сессий. Тем не менее, базовому индексу удалось набрать 861 пункт за неделю, закончившуюся 15 июля 2023 года, и закрыться на уровне 45 068 пунктов, увеличившись на 1,9%WoW. Активность на рынке оставалась здоровой: ежедневный объем торгов в среднем составлял 352 млн акций по сравнению со средним показателем в 265 млн акций на предыдущей неделе, что на 33% выше WoW. Динамика рынка характеризовалась одобрением исполнительным советом МВФ SBA (соглашения Stand-By) и притоком 1,2 млрд долларов США. Дополнительную поддержку оказал приток 2,0 млрд долларов США из Саудовской Аравии и 1,0 млрд долларов США из Объединенных Арабских Эмиратов. Приток средств отразится на объемах резервов Государственного банка Пакистана (SBP) на следующей неделе, которые, как ожидается, превысят отметку в 8 млрд долларов США через 9 месяцев. По состоянию на 07 июля резервы SBP составляли 4,5 млрд долларов США. В результате местная валюта прибавила 0,11% WoW и закрылась по паритету 277,6 пакистанских рупий за доллар США. Другой важной новостью за неделю было то, что денежные переводы за 2023 финансовый год упали на 13,6% до 27 млрд долларов США, а продажи автомобилей упали на 82% в июне и на 59% за последний финансовый год. Наибольшие показатели показали предприятия химической промышленности, автомобильные запчасти и аксессуары, а также кожевенно-кожевенные заводы. Среди наихудших показателей оказались закрытые взаимные фонды, технологии и коммуникации и текстильное прядение. Ожидается, что фондовый рынок останется позитивным из-за роста валютных резервов и последующего улучшения паритета рупии к доллару США. В настоящее время рынок предлагает привлекательную оценку. Однако предстоящие результаты могут оказать давление на «бычьи настроения» из-за ретроспективного введения сверхналога.
Международные эксперты отмечают, что в последние годы Пакистан столкнулся с вызывающим беспокойство ростом стагфляции (экономическое явление, характеризующееся сочетанием застойного экономического роста, высоких темпов инфляции и высокой безработицы), что представляет собой значительную проблему для политиков и требует всестороннего понимания ее причин, последствий и потенциальных решений. Наиболее существенной и главной причиной стагфляции в Пакистане являются ограничения со стороны предложения. Отрасли промышленности и заводы сталкиваются со стагнацией производства из-за нехватки энергии (веерных отключений электроэнергии) и отсутствия доступа к адекватным ресурсам. Это в сочетании с узкими местами в инфраструктуре (такими как неадекватные транспортные сети, недостаточные средства логистики и ограниченное число развитых портов) и неэффективными методами ведения сельского хозяйства ограничивает способность экономики расширять производство и удовлетворять растущий спрос, что приводит к повышению цен, но снижению объема производства. Бюджетный дефицит Пакистана, усугубляемый дисбалансом между государственными расходами и доходами, оказал значительное давление на экономику. Неадекватный сбор доходов, коррупция, некомпетентное использование выделенных ресурсов и бесхозяйственность, бремя субсидий и чрезмерные заимствования привели к инфляционному давлению на экономику страны и ослабили общую экономическую стабильность. Борьба центрального банка за достижение баланса между контролем инфляции и стимулированием экономического роста была основным фактором, способствующим стагфляции. В некоторых случаях жесткая денежно-кредитная политика препятствовала инвестициям и экономической активности, приводя к вялому росту, в то время как мягкая политика усиливала инфляционное давление. Политическая нестабильность также служит серьезным препятствием для экономики Пакистана, поскольку политическое соперничество и нестабильное правительство вызывают серьезную озабоченность у потенциальных инвесторов. Возникающие в результате непредсказуемые рыночные условия из-за неустойчивой и непоследовательной государственной политики не позволяют многим потенциальным инвесторам вкладывать средства в предприятия страны или начинать новый бизнес в стране из-за страха потерять свои инвестиции. Неспокойные внешние воздействия также сильно повлияли на экономическую ситуацию Пакистана, такие как глобальные колебания цен на сырьевые товары (например, цены на нефть из-за российско-украинского конфликта или Covid-19), волатильность обменного курса и геополитическая напряженность сыграли свою роль в усугублении стагфляции в Пакистане. Эти внешние потрясения влияют на стоимость импортируемых товаров и услуг, потенциально приводя к росту инфляции.
Усиление стагфляции отрицательно сказывается на всей стране в целом, включая ее социальный, экономический и политический секторы. Стремительный рост цен из-за необузданной инфляции значительно снижает покупательную способность среднестатистических граждан, в то время как растущая безработица оставляет многие семьи без надежного источника дохода, при этом значительная часть населения зарабатывает менее 3 долларов в день. Это ухудшение индекса потребительских цен еще больше увеличивает разрыв в доходах, поскольку более бедные домохозяйства с низким доходом тратят большую часть своих доходов на товары и услуги первой необходимости, которые им становится все труднее себе позволить из-за снижения покупательной способности и взвинчивания цен. И наоборот, домохозяйства с более высокими доходами могут быть лучше подготовлены к преодолению последствий инфляции и поддержанию своего уровня жизни. Это увеличение разрыва между богатыми и бедными приводит к социальной напряженности и потенциальной нестабильности. Стагфляция также негативно влияет на инвестиционный климат и общую деловую среду, поскольку неопределенность в отношении будущих экономических условий и высокая инфляция отпугивают потенциальных инвесторов (как внутренних, так и иностранных). Предприятия становятся более осторожными в отношении расширения операций или принятия долгосрочных обязательств из-за неблагоприятных экономических условий, поскольку отдача от инвестиций и шансы на успех неопределенны. Сокращение инвестиций приводит к нехватке новых предприятий, что ограничивает ВВП страны, снижает уровень создания рабочих мест и препятствует развитию инновационных отраслей и секторов, препятствуя долгосрочному экономическому росту и социальному процветанию. Такие нестабильные рыночные условия подрывают доверие потребителей и бизнеса, что еще больше снижает экономическую активность. Потребители, столкнувшиеся с высокой инфляцией и экономической неопределенностью, становятся более осторожными в своих расходах, отдавая предпочтение предметам первой необходимости, а не произвольным покупкам. Снижение потребительского доверия может оказать волновой эффект на предприятия, поскольку снижение спроса приводит к снижению продаж и прибыльности, в результате чего предприятия не решаются инвестировать в расширение или новые предприятия, усугубляя стагнацию в экономике. Стагнация также ложится бременем на государственные финансы. Снижение темпов экономического роста приводит к сокращению налоговых поступлений, ограничивая способность правительства финансировать основные государственные услуги, инфраструктурные проекты и программы социального обеспечения. В то же время правительство может столкнуться с возросшими требованиями к расходам, такими как пособия по безработице или субсидии для смягчения воздействия требований к расходам, таких как пособия по безработице или субсидии для смягчения воздействия стагфляции на уязвимые группы населения. Сочетание снижения доходов и увеличения расходов может привести к увеличению бюджетного дефицита, что потенциально приведет к повышению уровня государственного долга.
Наиболее существенный шаг, который может предпринять сейчас правительство, — это реформы в сфере предложения. Инвестируя в развитие и совершенствование инфраструктуры, улучшая транспортные сети, энергетические системы и цифровую инфраструктуру, правительство может значительно снизить ограничения со стороны предложения и увеличить производственные мощности. Надлежащая энергетическая инфраструктура и более совершенные ирригационные системы еще больше повысят производительность сельского хозяйства и снизят инфляцию на товары первой необходимости, такие как продукты питания, а также увеличат их доступность. Это может способствовать переходу к более производительным отраслям с высокой добавленной стоимостью, сокращению безработицы и поддержке экономического роста. Правительство также может улучшить бюджетное управление, расставив приоритеты в расходах, сосредоточив внимание на ключевых секторах, таких как образование и инфраструктура, и сократить ненужные расходы. Кроме того, правительству следует укрепить исполнительные институты и занять более жесткую позицию в отношении сбора налогов. Расширение налоговой базы за счет сокращения уклонения от уплаты налогов, улучшения налогового администрирования и отмены льгот может принести дополнительные доходы правительству, что может помочь снизить зависимость от заимствований и стабилизировать государственные финансы. Государственный банк должен придерживаться сбалансированного подхода к денежно-кредитной политике, учитывающего как цели инфляции, так и роста. Решающее значение имеет достижение баланса между контролем инфляции и стимулированием экономической активности путем корректирования процентных ставок для управления инфляцией и стимулирования экономического роста.