Представители Судана прибыли в Джидду в Саудовской Аравии, чтобы возобновить переговоры с Силами быстрой поддержки (RSF), сообщили 15 июля источники в суданском правительстве после трех месяцев боев между армией и RSF. Предыдущие переговоры в Джидде при содействии Саудовской Аравии и Соединенных Штатов были приостановлены обеими странами в начале июня после многочисленных нарушений режима прекращения огня. Саудовская Аравия и США еще не подтвердили возобновление переговоров между противоборствующими группировками Судана. Кроме того, 12 июля началась попытка посредничества, предпринятая Египтом, которую приветствовали как суданская армия, имеющая тесные связи с Египтом, так и RSF. Переговоры в Джидде, начатые при посредничестве Эр-Рияда и Вашингтона, были направлены на урегулирование суданского конфликта и привели к консультациям по принципиальной декларации и трем соглашениям о перемирии. Однако эти усилия не привели к прекращению продолжающихся боевых действий. Параллельно МОВР при поддержке Африканского союза и Организации Объединенных Наций учредил группу «квартет» для прекращения войны и начала политического процесса, но прогресс в посредничестве застопорился из-за отказа правительства Судана, возглавляемого военными, от председательства Кении. В коротком твите госсекретарь США Энтони Блинкен заявил: «Я говорил сегодня с министром иностранных дел Саудовской Аравии Фейсалом бен Фарханом, чтобы обсудить усилия по прекращению разрушительного конфликта в Судане и другие двусторонние и региональные вопросы». Дискуссия между двумя дипломатами последовала за встречей представителей соседних с Суданом государств, целью которой было урегулирование вооруженного конфликта. Каир, инициатор этого регионального процесса, считает, что соседние страны больше всего затронуты ситуацией в Судане и, следовательно, крайне заинтересованы в ее урегулировании. Хартум приветствовал инициативу соседних стран. Амани аль-Тавиль, влиятельный египетский исследователь, специализирующийся на суданских делах, заявила в недавней статье, что администрация США стремится предотвратить какую-либо серьезную роль Египта в Судане и приняла многогранный подход к RSF. По словам аль-Тавиль, стратегия создания хаоса в Судане направлена на «придание политической легитимности RSF» при непосредственном участии Вашингтона и поддержке региональных посредников, таких как Эфиопия и Кения. От себя отметим что косвенным подтверждением этой точки зрения является отказ суданской армии от участия Кении в миротворческом процессе. И в данном случае не обошлось без влияния Каира. Два дня назад суданский исламистский исследователь Абдель Вахаб Алафенди написал статью, в которой предположил, что некоторые на Западе воспринимают RSF как «единственный инструмент для противостояния исламистам». Но пока стороны спорят, кто будет главным миротворцем, война по факту продолжается. В результате конфликта более 3 млн человек были вынуждены покинуть свои дома, в том числе более 700 000 человек бежали в соседние страны. По словам очевидцев, 15 июля произошли новые столкновения в Омдурмане и Бахри, соседних городах Хартума, которые составляют большую столицу. По меньшей мере 4 мирных жителя были убиты и 4 ранены в результате удара беспилотника по больнице в городе Омдурман, сообщило Министерство здравоохранения Судана, обвинив RSF в совершении нападения. Армия Судана оценила число погибших в результате удара по больнице Медицинского корпуса в 5 человек. Также 15 июля RSF опубликовали заявление, опровергающее выводы доклада Human Rights Watch, в котором говорится, что арабские ополченцы и силы RSF убили десятки мирных жителей за один день в городе Мистерей в Западном Дарфуре в мае. Рейд был одним из волны нападений на этнической почве, которые распространились в Дарфуре после начала боевых действий в Хартуме. RSF заявили, что насилие в Мистереи и в близлежащем городе Эль-Генейна, столице штата Западный Дарфур, носило «чисто племенной» характер и что они не были его участником (это совсем не так, арабские ополченцы являются по факту лояльными RSF силами). Они заявили, что их силы были выведены из Мистереи в Эль-Генейну во время убийств 28 мая, однако многочисленные свидетели и активисты сообщили о причастности RSF к совершению насилия в Эль-Генейне и других районах Дарфура. В регионе Дарфур обнаружено массовое захоронение по меньшей мере 87 человек, предположительно убитых RSF, сообщила ООН 13 июля. Согласно тому, что Управление ООН по правам человека назвало достоверной информацией, жертвы из неарабской этнической группы масалит были убиты RSF и союзническими вооруженными группами в период с 13 по 21 июня недалеко от Ээль-Генейны. RSF, возглавляемые Мухаммедом Хамданом Дагло (Хемити), находятся в состоянии войны с Вооруженными силами Судана (SAF) с 15 апреля после нескольких месяцев напряженности по поводу переходного политического плана, который превратил бы RSF в регулярные вооруженные силы.
В этих условиях по всему Судану возникла волна популярных рынков, которые реагируют на дефицит, вызванный войной, путем продажи полученных трофеев от войны. Товары, награбленные RSF активно продаются на местных рынках. И эти рынки названы в честь человека, который возглавляет RSF: Мухамеда Хамдана Дагло, генерала, более известного как Хемити. Контрабандисты, торговцы с черного рынка, очевидцы и жертвы мародерства показывают, что рынки «Дагло» теперь можно найти по всему столичному району Хартум, в Кордофане, Дарфуре и других частях Судана. Мародерство широко распространено в Хартуме, который долгое время был самой богатой частью Судана и, что необычно для истории страны, оказался в центре боевых действий с начала войны. Очевидцы в столице и ее пригородах Омдурмане и Бахри утверждают, что мародерство совершается RSF и преступными группировками. Затем контрабандисты вывозят краденое на «рынки Дагло», где его продают торговцы с черного рынка. Рынки особенно распространены в городах Западного Судана, родины и опорной базы RSF. Но справедливости ради надо сказать, что часть очевидцев говорят, что суданская армия также извлекают выгоду из этого стихийного рынка. Важно напомнить, что операции такого рода имеют долгую историю в регионе, поскольку награбленные военные трофеи из Ливии, Чада, Центральноафриканской Республики переправлялись в Судан и попадали на черные рынки. На протяжении всей этой продолжающейся войны RSF отрицали разграбление домов суданских гражданских лиц. Ранее они объявили о создании «специализированной целевой группы, предназначенной исключительно для защиты гражданского населения», и пообещали вернуть предметы и товары, украденные бандами. Официальное заявление, опубликованное RSF 13 мая, заканчивалось строкой: «Мы твердо верим в закон и порядок и обязуемся строго реагировать на любые сообщения о преступлениях, мародерстве или воровстве»». Но по факту эта деятельность никоим образом не прекращена. Более того, эта форма торговли становится единственной по факту формой экономики в стране. На «рынках Дагло» вы можете найти все: от телевизоров и радиоприемников до подержанных автомобилей и шин, от кондиционеров до кроватей, подушек и деревянных шкафов. Магазины открылись на местных рынках Омдурмана, таких как Алсуг Аль-Шааби и Суг Ливия. Другие магазины открылись в кварталах Альхадж Юсеф и Майо в пригороде Хартума. В них продается все, что недавно было украдено у их владельцев и по очень низким ценам. Другое имущество, особенно автомобили, отправляется на рынки в Западном Судане, включая Эль-Даейн и Эль-Обейд. Другой источник в столице Судана сообщил, что «сторонники RSF перекрашивали машины, выбрасывали номерные знаки, а затем либо перепродавали их, либо контрабандой вывозили на рынки за пределами Хартума в Эль-Обейд и Эль-Даейн в Восточном Дарфуре». Эль-Обейд более 50 дней находится в осаде со стороны RSF, и обе стороны в войне рассматривают его как стратегически важный пункт. К тому же в начале июня были разграблены склады, принадлежащие Всемирной продовольственной программе ООН (ВПП) . Местные жители оправданно обвинили в этом RSF, хотя ВПП не стала указывать пальцем на какого-либо конкретного участника. В нем говорилось, что продовольственная помощь для 4,4 млн человек была поставлена под угрозу и что с начала войны в Судане были зафиксированы убытки, оцениваемые более чем в 60 млн долларов. Социолог, бежавший из Хартума в Ээль-Обейд, рассказал, что после разграбления складов был двухнедельный период, когда граждане переносили товары на рынок под названием Лажа для продажи. Рынок находится в районе Тайба, в восточной части города, ближе всего к складам, откуда поступали краденые товары, которые он продает. Им управляют гражданские лица. Но он добавил, что военизированные формирования Хемети были не единственной стороной, получившей выгоду от захвата складов ВПП: «Когда граждане разграбили склады, армия установила несколько контрольно-пропускных пунктов на улицах, чтобы остановить их и разделить с ними награбленное». Если говорить о схеме, по которой функционируют эти рынки, то можно отметить, что есть торговцы, которые имеют дело с RSF, и что они «конвертируют товары в деньги». У военизированных формирований не было стабильных запасов продовольствия или места для его хранения, поэтому они полагались на разграбление продуктов или просто покупку их за наличные. Рынки в городе также были местом столкновений между RSF и местными жителями. При этом для того, чтобы добиться возврата важных документов, таких как паспорта, а также украденных автомобилей, приходится платить высокую цену. Возвращение паспорта, например, стоит 1000 долларов, а автомобиля – около 5000 долларов.
При этом для многих суданцев такие рынки — это всего лишь последняя версия явления, которому несколько десятилетий и которое наблюдалось во время войны в Дарфуре в первом десятилетии века. Магди аль-Гизули, научный сотрудник Института Рифт-Вэлли, считает, что такие рынки являются признаком того, что производительная экономика заменяется «деструктивной экономикой, ориентированной на грабеж. Элементы этой конкретной экономики действуют уже некоторое время, и ее первоначальным сигналом стал крах нефтяной экономики Судана после провозглашения независимости Южного Судана в 2011 году». За этим последовал высокодоходный рынок контрабандных автомобилей через западные границы Судана, широко известных как автомобили «Боко харам». В некотором смысле этот рынок был средством обеления капитала, заработанного в экономике мародерства региона Сахель, и направления его в Судан». Смещение автократа Омара аль-Башира в 2019 году ничего не изменило, сказал аналитик, поскольку переходное правительство было вынуждено директивами Международного валютного фонда и Всемирного банка ввести жесткие меры экономии: «Коммерческие поставки оружия RSF находятся на пике этой экономики разрушения благодаря их банковским и торговым операциям, и благодаря милитаризации сельской жизни они нажили огромные богатства на дорогостоящих товарах, в первую очередь золоте, автомобилях, наркотиках, огнестрельном оружии и долгах. Вооруженные грабежи в Хартуме — это в некотором смысле распространение этой разрушительной экономики грабежа на городскую сферу вслед за массовым расширением торговли наркотиками и токсичного долгового рынка. Я задаюсь вопросом, может ли быть какая-либо существенная и разумная международная реакция на это явление, которое, возможно, является способом, которым капитализм сейчас работает на периферии мировой системы» Рискнем предположить, что вряд ли последует какая-то внятная международная реакция, но сама по себе эта ситуация конечна: разграбленное рано и поздно закончится, и наступит жесткий дефицит продовольствия и товаров ширпотреба. Все это только усугубит общий хаос.
При этом международные эксперты считают, что эта война, разразившаяся в апреле между элементами суданского аппарата безопасности, может помешать и без того вялому мирному процессу в соседнем Южном Судане. Конфликт в Судане отвлек внимание регионального и международного сообщества от оказания давления на правительство Южного Судана с целью соблюдения условий переходного периода и может усугубить глубокий гуманитарный кризис и насилие в обществе в этой стране. Он также представляет потенциальную угрозу основным нефтяным доходам Южного Судана, что может обострить конкуренцию и недоверие внутри руководства. Выполнение мирного соглашения 2018 года в стране было приостановлено многочисленными внутренними и внешними факторами, что привело к продлению на два года до февраля 2025 года. Продление связано с критическими контрольными показателями, которые необходимо выполнить до выборов в декабре 2024 года. К ним относятся завершение конституции, объединение и передислокация вооруженных сил, а также восстановление законов и институтов, связанных с выборами. Мирный процесс оказался под угрозой из-за отсутствия политической воли к осуществлению важнейших реформ, дефицита доверия между сторонами, слабых институтов, включая силы безопасности, нехватки ресурсов, межобщинного насилия и стихийных бедствий, таких как наводнения. К внешним факторам относятся нестабильность в Судане с 2019 года, COVID-19, война в северной Эфиопии и вывод Соединенными Штатами средств из механизмов мониторинга мирного процесса из-за отсутствия устойчивого прогресса. Вдобавок ко всему, наплыв южносуданских мигрантов, возвращающихся из Судана, – более 117 000 человек, – которые усугубляют и без того хрупкую экономическую ситуацию и ситуацию в области безопасности в Южном Судане. Эти мигранты срочно нуждаются в продовольствии и других предметах первой необходимости, а также в надлежащих лагерях. Их дома либо сожжены, либо заняты вновь прибывшими, что приводит к конфронтации и насилию между возвращенцами и местными жителями. Объединенные силы безопасности страны не готовы предотвратить эти боевые действия. Проблема особенно остра в таких местах, как Малакал, столица штата Верхний Нил Южного Судана и основное место назначения для новых репатриантов, спасающихся от конфликта в Судане. Управление ООН по координации гуманитарных вопросов говорит, что ожидается прибытие около 25 000 репатриантов, которые останутся в Малакале – уже являющемся эпицентром насилия из-за нехватки ресурсов. Гуманитарный кризис в Южном Судане был тяжелым в течение нескольких лет из-за непрекращающегося насилия и сильного наводнения. По оценкам, 9,4 млн человек в настоящее время нуждаются в помощи, но правительству не хватает финансовых ресурсов для решения проблем страны. Неудовлетворенные требования возвращенцев могут привести к дальнейшим столкновениям, которые могут быстро перерасти в межобщинные конфликты и нападения на гуманитарные организации. Такая нестабильность еще больше затруднит выполнение многих невыполненных контрольных показателей переходного периода. Война в Судане также угрожает расположенным там нефтяным месторождениям, трубопроводам и другим объектам, которые Южный Судан использует и за которые платит. Это может серьезно сократить доходы Южного Судана от продажи нефти, на долю которых приходится до 90% государственных доходов. Страна поставляет свою сырую нефть на международные рынки через Порт-Судан, северный сосед, на Красном море, по трубопроводу протяженностью 1 600 км. Это делает Судан гарантом и защитником нефтяной инфраструктуры, которая проходит через его территорию в обмен на плату за транзит из Южного Судана.
Хотя министерства нефти как Судана, так и Южного Судана заявили, что нефтепромысловые объекты Судана хорошо защищены, есть опасения, что потоки нефти на международные рынки не будут устойчивыми. Уже поступают сообщения о том, что Силы быстрой поддержки Судана угрожают перекрыть нефтепроводы в районах, контролируемых ополченцами, если Южный Судан не согласится поделиться своими нефтяными доходами или не прекратит платить за транзит правительству, возглавляемому военными. Безопасность нефтяного месторождения может быть использована в качестве козыря воюющими группировками Судана в поисках союза с правительством Южного Судана. Если Джуба склонится на сторону одной из сил, другая, скорее всего, воспользуется защитой нефтяного месторождения, чтобы оказать давление на Джубу, чтобы она изменила свою реакцию. Это означает, что безопасность нефтяного месторождения зависит от характера участия Южного Судана в урегулировании конфликта. Логистика и транспортировка поставок эфирного масла, которые зависят от маршрута в Порт-Судан, также были нарушены. Южный Судан объявил, что теперь из-за войны он будет импортировать эфирные масла через порты Джибути и Кении, а не Порт-Судана, что увеличивает расходы Южного Судана. Хотя отсутствие подотчетности правительства за расходование нефтяных доходов страны является основной причиной ее экономических проблем, эта новая угроза ограничивает бюджетные возможности Джубы для реализации важных вех в преддверии выборов. Учитывая прекращение значительной международной финансовой поддержки в последние годы, жизненно важны устойчивые внутренние ресурсы. Если потоки местных доходов сократятся, незаконные операции и конкуренция среди руководства страны, вероятно, возрастут, поскольку они попытаются восполнить пробел и преследовать свои интересы. Это в свою очередь стимулирует до предела подозрительность и напряженность среди политических групп, затруднив решение ключевых вопросов до выборов.