Фактор распределения доходов от добычи нефти в политической динамике в Ливии

Ливия заявила 19 июля, что добыча на двух нефтяных месторождениях к югу от страны возобновилась после освобождения бывшего министра финансов, сообщает агентство Anadolu. Добыча на нефтяных месторождениях Эль-Шарара и Эль-Филь была остановлена после задержания бывшего министра финансов Фараджа Бумтари. Местные племена потребовали освобождения Бумтари, чтобы возобновить добычу на двух нефтяных месторождениях. В своем заявлении Министерство нефти Ливии позже подтвердило, что добыча на двух нефтяных месторождениях возобновилась. Представители местных племен заявили, что этот шаг был предпринят после того, как Бумтари, который родом из племени аль-зави на юго-востоке Ливии, вышел на свободу 18 июля. На нефтяном месторождении Эль-Шарара добывается более 300 000 баррелей сырой нефти в сутки, что составляет примерно треть добычи богатой нефтью страны. Им управляет государственная нефтяная компания NOC через компанию Acacus. Месторождение Эль-Филь мощностью 70 000 баррелей в сутки эксплуатируется компанией Mellitah Oil and Gas, которая является совместным предприятием NOC и итальянской Eni. Ливия обладает крупнейшими в Африке запасами нефти, но годы конфликта в стране после свержения Муаммара Каддафи в 2011 году привели к снижению добычи и экспорта. Нефть всегда была в центре ливийского кризиса с тех пор, как он разразился в 2011 году, и она остается решающим фактором в любом долгосрочном соглашении для проблемной страны. Доходы от нефти являются основным источником бюджета Ливии, где почти каждый гражданин так или иначе получает наличные от правительства. После свержения Каддафи в 2011 году крупные государственные субсидии почти на все товары практически иссякли, но нефтяные деньги по-прежнему являются источником зарплат в государственном секторе и топливных субсидий, которыми пользуются почти все ливийцы. Согласно официальным данным, субсидии на топливо за первые пять месяцев 2022 года составили около 700 млн долларов. Таким образом, контроль над денежным потоком от экспорта нефти и тем, как он расходуется, делает распределение доходов от нефти важным фактором политической динамики в стране, что во многих случаях приводит к превращению самой нефти в оружие путем прекращения ее добычи или транспортировки. Ливия также является хронически коррумпированной страной, где расточительные расходы были общим знаменателем сменяющих друг друга правительств с 2011 года. По оценкам, только за последние два года национальная казна потеряла около 42 млн долларов, большая часть которых досталась ополченцам, полевым командирам, коррумпированным чиновникам. Политический тупик и отсутствие какого-либо политического решения кризисов в стране в обозримом будущем в последнее время выдвинули проблему нефтяных денег на первый план. Командующий Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифа Хафтар, контролирующий восток Ливии (Киренаику), пригрозил войной, если не будет найдено решение и не будут обузданы расточительные расходы и коррупция. Выступая перед своим высшим командованием 3 июля, Хафтар усилил давление на базирующееся в Триполи Правительство национального единства, чтобы оно предложило другую формулу распределения нефтяных денег. Обвинив правительство в коррупции и нерациональных тратах, он сказал, что «разграбление государственных денег» невообразимо, в то время как «надзор и судебная система» не в состоянии это остановить. Утверждая, что получил сотни сообщений от людей с просьбой о справедливом распределении нефтяных денег, он потребовал, чтобы был создан комитет высокого уровня для распределения средств «справедливым образом» между тремя регионами Ливии: Киренаикой, Триполитанией и Феццаном. Если такой комитет не сможет взять на себя распределение средств «справедливо для всех ливийцев», предупредил Хафтар, ливийцы будут готовы «потребовать свои законные права». Усама Хаммад, глава параллельного правительства на востоке Ливии, который также жаловался на отсутствие «справедливого» распределения доходов от продажи нефти, пригрозил воспрепятствовать экспорту топлива, призвав конфисковать доходы, которыми управляют конкурирующие власти на западе страны. Нефтяные доходы, основной источник бюджета Ливии, управляются Национальной нефтяной корпорацией (NOC) и Центральным банком Ливии и базируются в столице Триполи, где находится признанное ООН правительство во главе с Абдель Хамидом Дбейбой. Хафтар не сказал, намерен ли он начать войну, если его требования не будут выполнены. И при этом он не предложил никакого четкого способа, каким образом нефтяные деньги должны быть распределены. Что Хафтар и его сторонники могут сделать, если Триполи не сможет удовлетворить его требования, неясно. От себя рискнем предположить, что он в очередной раз просто повышает ставки в своем торге с Триполи. Большинство нефтяных месторождений на востоке Ливии находятся под его контролем, и предыдущий опыт показывает, что он может блокировать добычу и экспорт нефти, как это было в 2020 и 2022 годах, что обошлось Ливии в миллиарды долларов недополученных доходов.  Однако прекращение добычи и экспорта нефти не является оптимальным решением и для самого Хафтара: в этом случае он остается без средств для выплаты зарплаты своим сторонникам и, прежде всего, ЛНА.  А деньги ему нужны, тем более что только что он создал новую мощную бригаду «Центр безопасности» под командованием своего сына Халеда, которая оснащена бронетехникой и силами ПВО. Реальное решение связано с эффективным управлением и прозрачностью бюджета, а если совсем просто – в создании баланса при распределении нефтяных доходов. Блокирование нефтяных месторождений означает потерю для всех и приносит пользу только контрабандистам, которые действуют в Ливии. Местные источники утверждают, что крайне маловероятно, что Хафтар начнет войну, чтобы решить проблему распределения доходов от нефти. Августовский крайний срок, вероятно, наступит и пройдет, пока будет достигнуто какое-то закулисное соглашение, в соответствии с которым он получит некоторую долю пирога, что не решает в принципе саму проблему. А промежуточное  соглашение в принципе уже достигнуто.  Президентский совет почувствовал опасность и действовал довольно быстро, создав комитет, как того требовал Хафтар. Предполагается, что орган из 17 членов будет контролировать государственные расходы и распределение нефтяных денег.  Ему еще предстоит начать работу, и неясно, насколько легальна такая организация и насколько законны ее полномочия, поскольку законодательство, необходимое для этого, еще не создано. Председатель Национальной нефтяной корпорации Фархат Бенгдара был инициатором создания этого органа по надзору за государственными финансами. Халифа Хафтар и Абдель Хамид Дбейба оба представлены в комитете, что означает, что они в состоянии влиять на распределение государственных средств. Различные политические силы, включая правительства на востоке и западе Ливии, расходятся во мнениях о том, как тратятся деньги, а не о том, как они генерируются. Национальная нефтяная корпорация страны, ответственная за добычу, маркетинг и сбор наличных, старается в этой ситуации  быть нейтральной в любых политических спорах, имея в виду, что распределение доходов — это правительственный и административный вопрос, который требует строгого надзора, прозрачности и подотчетности. Местные источники также полагают, что любое предложение институционализировать порядок распределения нефтяных денег сейчас, вероятно, будет несправедливым, по крайней мере временно, и может привести к дальнейшему расколу Ливии. Они полагают, что такие серьезные вопросы могут быть решены только в мирное время в рамках всеобъемлющего диалога, основанного на наилучших экономических вариантах, принимая во внимание плотность населения и потребности развития в огромной стране. Это, в свою очередь, требует сильного правительства, которое может осуществлять свои полномочия по всей Ливии, чего в данный момент нет, а значит стороны будут искать временные компромиссы, но что важно – на открытые боевые действия друг против друга они не пойдут.

52.98MB | MySQL:103 | 0,642sec