Американские эксперты отмечают, что поступающая информация свидетельствует о растущих разногласиях между фактическим лидером Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом (MБС) и его бывшим наставником, президентом ОАЭ Мухаммедом бен Заидом Аль Нахайяном (MБЗ) практически по каждому значимому региональному и глобальному вопросу. В качестве более явного признака разногласий за последний год оба лидера демонстративно отказывались посещать региональные саммиты и другие встречи, организованные другой стороной. В частности, MБЗ не присутствовал на майской встрече Лиги арабских государств в КСА, на которой состоялось возвращение Сирии в ЛАГ, хотя ОАЭ были авангардом усилий в Персидском заливе по восстановлению отношений с режимом Асада. Эта растущая напряженность удивила многих экспертов из-за ключевой роли MБЗ в продвижении гораздо более молодого MБС к вершине структуры власти королевства. Совместно они ввязались в рискованные и в конечном итоге проблемные региональные авантюры, включая отправку саудовских, эмиратских и союзных арабских сил для борьбы с поддерживаемым Ираном движением хоуситов в Йемене и решение в 2017 году изолировать и бойкотировать Катар. Бойкот 2017 года едва не положил конец 42-летнему союзу шести аравийских монархий, Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ: Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар, Бахрейн и Оман) – группе, которая пережила множество региональных вызовов, включая ирано-иракскую войну 1980-1988 годов и вторжение иракского лидера Саддама Хусейна в Кувейт в 1990 году. По словам наблюдателей, которые недавно встречались с ним, MБС обвиняет MБЗ в том, что именно он подтолкнул его к проведению этой злополучной региональной политики, включая бойкот Катара (это конечно так, но не последнюю роль тогда сыграл Каир и президент США Дональд Трамп, под гарантии поддержки этого шага которого «арабская четверка» и решилась на эту авантюру – авт.). По мере того, как отец MБС, король Сальман, отходит от принятия повседневных решений, а убийство саудовского диссидента Джамаля Хашогги, казалось бы, отходит на второй план, наследный принц КСА стремится выйти из тени MБЗ и его наставничества. Стремясь отстаивать свою внутреннюю и региональную повестку дня, он стимулировал сотрудничество с Россией в рамках ОПЕК+ в целях сокращения мировой добычи нефти в попытке повысить мировые цены. Сокращения, в первую очередь на 2 млн баррелей в день, о которых было объявлено в октябре прошлого года, ошеломили официальных лиц США и в то же время стали препятствием на пути усилий ОАЭ по увеличению добычи для максимизации потока доходов. ОАЭ увеличили свои мощности по добыче нефти до более чем 4 млн баррелей в сутки, но в соответствии с политикой ОПЕК+ им разрешено добывать не более 3 млн, что приводит к потере сотен миллионов долларов доходов. Лидеры ОАЭ согласились с сокращениями, но в частном порядке обвинили Саудовскую Аравию в давлении на них, чтобы сделать это. Тем не менее, на июньской встрече ОПЕК+ ОАЭ был поставлен более высокий целевой показатель добычи нефти на 2024 год, в то время как нескольким другим экспортерам были сокращены квоты, что говорит о том, что две страны стремятся свести к минимуму свои разногласия по этому вопросу. В конце июля министр энергетики ОАЭ Сухайль аль-Мазруи заявил, что текущих действий ОПЕК+ по поддержке нефтяного рынка на данный момент достаточно, и группа находится «на расстоянии телефонного звонка», если потребуются какие-либо дальнейшие шаги. Критика ОАЭ соглашения MБС с Россией по добыче нефти может также сигнализировать о потенциальном отходе MБЗ от президента России Владимира Путина; MБЗ сотрудничал с Путиным, несмотря на вторжение в Украину, но президент ОАЭ, возможно, ставит под сомнение политическую долговечность режима В.Путина после мятежа ЧВК «Вагнер» в конце июня (американские эксперты как всегда выдают желаемое за действительное или же скорее просто стараются формировать выгодную себе повестку общественного восприятия. ЧВК «Вагнер» используется теми же ОАЭ для охраны логистики по доставке оружия Силам быстрого реагирования в Судане, и это не говоря уже о том, что продажа суданского золота в ОАЭ не прекратилась; за прошлый год этот объем оценивается теми же американцами в 1,9 млрд долларов. Отметим также и присутствие Е.Пригожина на недавнем саммите «Россия-Африка»).
В Абу-Даби, похоже, обеспокоены тем, что MБС стремится подорвать позиции ОАЭ как ключевого центра Персидского залива для глобальных инвестиций в бизнес и торговлю. В рамках плана MБС по диверсификации и модернизации экономики Саудовской Аравии с помощью его программы «Видение 2030», наследный принц, как сообщается, требует, чтобы иностранные компании перенесли свои региональные штаб-квартиры из Дубая, коммерческого центра ОАЭ, в Эр-Рияд, столицу КСА. MБС также планирует создавать технологические центры, привлекать больше туристов и развивать логистические центры – все это приведет к уходу части бизнесменов из ОАЭ. Тем не менее, нет никаких признаков того, что у МБС есть политическая воля или внутренняя поддержка для отмены таких ограничений, как общественный дресс-код или запрет на алкоголь – ограничений, которые снижают привлекательность королевства для туристов и бизнесменов-экспатриантов.
Разногласия между двумя странами также усилились из-за конечной цели урегулирования войны в Йемене — войны, в которую MБС и MБЗ вступили в 2015 году, чтобы противостоять иранскому влиянию, и которая, как оба думали, будет быстро выиграна. Вместо этого, война постепенно превратилась в трясину для обеих монархий и послужила отправной точкой для Ирана и поддерживаемых им хоуситов для обстрелов объектов в обеих странах, но особенно в Саудовской Аравии. Официальные лица Саудовской Аравии встречались с представителями хоуситов в рамках согласованных дипломатических усилий по прекращению войны на условиях, по крайней мере, приемлемых для Эр-Рияда, хотя и с переменным успехом. ОАЭ, которые были в значительной степени исключены из этой дипломатии, продолжают поддерживать йеменское сепаратистское движение – Южный переходный совет (ЮПС), – которое стремится восстановить независимое йеменское государство на юге Йемена. MБЗ продолжает рассматривать Южный Йемен как базу для проецирования власти на Восточную Африку, включая Судан, и выступает против любого урегулирования, которое уменьшило бы способность ОАЭ действовать из Южного Йемена. Саудовская Аравия в свою очередь поддерживает правительство Йеменской Республики, которое силы хоуситов изгнали из столицы Саны в 2014 году. Конкурирующие цели правительства Йемена и ЮПС являются одним из факторов, который на сегодняшний день подрывает дипломатию мирного урегулирования под руководством Саудовской Аравии (это реально и может быть на самом деле главной причиной разногласий – авт.).
Возможно, раскол между Саудовской Аравией и ОАЭ можно было бы быстро устранить под влиянием их многочисленных общих интересов и целей. И MБС, и MБЗ в последние годы подвергали сомнению приверженность США обеспечению безопасности в Персидском заливе и сдерживанию Ирана. Чтобы снизить напряженность в отношениях с Исламской Республикой на фоне неопределенности в отношении политики США, обе страны вступили в прямые контакты с Тегераном. Саудовская Аравия восстановила отношения с Исламской Республикой в марте в рамках сделки, заключенной при посредничестве Пекина. В дополнение к продолжению взаимодействия с руководством России, как MБС, так и MБЗ осознают ценность расширения отношений с Китаем, несмотря на предостережения США против этого. В этой связи отметим, что именно эта тема является одной из принципиальных для Вашингтона, чем собственно во многом и можно объяснить нынешнюю информационную кампанию США. На прошлой неделе поступили данные, что США рассматривают план суверенного фонда благосостояния Абу-Даби по поглощению нью-йоркской инвестиционной группы Fortress в связи с соображениями национальной безопасности, вытекающими из связей ОАЭ с Китаем. Mubadala, холдинговая компания ОАЭ, выполняющая функции суверенного фонда благосостояния, в мае согласилась купить контрольный пакет акций американской компании стоимостью 46 млрд долларов у японской SoftBank Group. Эмиратский фонд надеется заключить сделку в 2024 году, что даст ему 70-процентную долю в капитале Fortress. Рассмотрение сделки Комитетом по иностранным инвестициям в Соединенных Штатах (Cfius) находится на «ранней стадии», и решение ожидается не раньше, чем через несколько месяцев. Но это последний по времени случай, когда связи ОАЭ с Китаем становятся раздражителем в их отношениях с Вашингтоном. Переговоры Абу-Даби с Вашингтоном о приобретении истребителя F-35 сорвались из-за опасений, что Пекин получит доступ к чувствительным технологиям США. В апреле просочившиеся документы американской разведки показали, что Китай также возобновил строительство на предполагаемом военном объекте в порту Халифа в ОАЭ, которое Абу-Даби пообещал остановить перед лицом противодействия со стороны США. Вашингтон сталкивается с растущей конкуренцией с Китаем в регионе Персидского залива. Пекин стал крупнейшим покупателем нефти стран Персидского залива и продал чувствительные технологии Саудовской Аравии, Катару и ОАЭ. В прошлом году китайская компания Huawei выиграла контракт на внедрение технологии 5G в ОАЭ. На этом фоне и Саудовская Аравия, и ОАЭ продемонстрировали большую готовность проводить внешнюю политику, более независимую от Вашингтона, на фоне опасений по поводу приверженности США их безопасности. В мае ОАЭ вышли из возглавляемых США многонациональных силы безопасности, которые защищают судоходство в Персидском заливе. Реальной причиной этого шага стало недовольство официальных лиц ОАЭ слабой реакцией Вашингтона на захват Ираном двух нефтяных танкеров в Оманском заливе. Хотя аналитики говорят, что ОАЭ рассматривают Иран как серьезную угрозу, недавно они предприняли шаги по налаживанию отношений с Исламской Республикой, повторно назначив посла. Бизнес и безопасность тесно связаны в ОАЭ, совокупности из семи небольших эмиратов, во главе с эмиратом Абу-Даби.
С другой стороны ОАЭ нормализовали отношения с Израилем, а официальные лица Саудовской Аравии провели переговоры с официальными лицами США, которые на сегодняшний день безрезультатны, о том, чтобы последовать их примеру. Возможно, успокаивая опасения некоторых официальных лиц США о том, что более широкий раскол между MБС и MБЗ осложнит усилия США по сдерживанию и противодействию Ирану, оба лидера продолжают тесно сотрудничать с Соединенными Штатами в разработке интегрированной противовоздушной и противоракетной обороны для Персидского залива и противодействовать угрозам Ирана безопасности в Персидском заливе. При этом официальные лица обеих стран пытались противостоять западным оценкам о том, что их разногласия перерастут в более открытый разрыв. В отдельных заявлениях для The Wall Street Journal в июле чиновник ОАЭ, выступавший от имени правительства, заявил, что заявления о напряженных отношениях «категорически ложны и не имеют под собой оснований», а саудовский чиновник назвал эту информацию «просто неточной».
Основные выводы
- Недавняя напряженность между ключевыми союзниками в Персидском заливе, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ), осложнила их некогда тесно согласованную стратегию региональной безопасности и нервировала официальных лиц в Вашингтоне. От себя отметим, что этот тренд старательно раскручивается США уже несколько месяцев.
- MБС стремится использовать преобладающее влияние Саудовской Аравии на мировом нефтяном рынке и большой размер саудовской экономики для финансирования амбициозной программы диверсификации экономики КСА и привлечения инвестиций в королевство, частично за счет ОАЭ.
- Разногласия между ОАЭ и Саудовской Аравией омрачили региональную и международную дипломатию, направленную на прекращение длительной войны в Йемене, которая имела катастрофические последствия для йеменского населения.
- У двух тяжеловесов Персидского залива по-прежнему общие основные геополитические и региональные интересы, что, вероятно, ограничивает продолжительность и масштабы их разногласий.