В настоящее время в Иране функционирует особый вид судов под названием суды революции (или революционные суды). Революционные суды были одними из первых органов, сформированных в ходе Исламской революции 1979 г. Первоначальной основой их создания послужил указ аятоллы Хомейни[1], датируемый 24 февраля 1979 г. По сути своей деятельности революционные суды представляли собой разновидность чрезвычайных судов. Обосновывается это тем, что эти суды начали функционировать в период, когда Иран даже формально не был исламской республикой, т. е. продолжал оставаться конституционной монархией. Правовой основой их создания стал акт лица, не занимавшего никакой должности в механизме государства на тот момент времени. Более того, отсутствовала система правовых норм, регулирующих вопросы общественной опасности деяний, а также процесс расследования дел и вынесения решений в этих судах. Фактически формой права выступало революционное сознание и указания политических лидеров во главе с аятоллой Хомейни.
Выполнив свою функцию в кризисных для государства условиях, революционные суды не перестали существовать. В настоящее время данный вид судов носит то же название, что и при создании, показывая преемственность исторической традиции революционных времен. Несмотря на тот факт, что революционные суды являются разновидностью специализированных судов, уголовный процесс в данных судах осуществляется на основе той же правовой базы, что и в судах общей юрисдикции.
В соответствии со ст. 297 Уголовно-процессуального кодекса Ирана данные суды функционируют в столице каждого остана, а по указанию главы судебной власти могут быть созданы и в областных судебных округах. В ст. 303 УПК ИРИ указано, что революционные суды имеют исключительную подсудность по следующим составам преступлений:
- оскорбление основателя Ирана или верховного лидера ИРИ (наказание таазир до двух лет лишения свободы);
- незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- контрабанда огнестрельного оружия и боеприпасов, а также иных предметов, ограниченных к ввозу или вывозу;
- преступления против внутренней и внешней безопасности Ирана;
- «распространение насилия» (محاربه) (мохарабэ), «распространение нечестия» (افساد فی الارض) (эфсад фей аль-арз), организация заговора с целью свержения государственного строя Ирана, совершение действий с использованием оружия, поджога или иным образом уничтожения имущества с целью нанесения ущерба существующему государственному строю.
Распространение насилия является составом преступления, закрепленным в гл. 8 Закона «Об исламских уголовных наказаниях». Данное деяние в качестве запретного указано в суре 5 «Трапеза» аята 33 Корана: «Действительно, воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Это для них – позор в ближайшей жизни, а в последней для них – великое наказание»[2].
В ст. 279 указано, что если лицо, используя оружие, совершит покушение на здоровье и жизнь человека, порчу имущества, нарушение общественного порядка, устрашение населения, и при этом его целью будет создание атмосферы страха, то такие действия квалифицируются в качестве распространения насилия. В ст. 281 отдельно отмечено, что совершение разбоя или контрабанды с использованием оружия, если эти действия привели к существенному вреду общественной безопасности, также квалифицируются как распространение насилия. Таким образом, статьи 279 и 281 наполняют конкретным содержанием кораническое понятие «война с Аллахом и Его посланником», закрепляя его в качестве нормы уголовного закона.
Крайне специфичны виды наказания за совершение распространения насилия. Они буквально перенесены из текста Корана в ст. 282 Закона «Об исламских уголовных наказаниях»: смертная казнь, распятие[3], отсечение правой кисти и левой стопы, изгнание. Выбор наказания в зависимости от тяжести совершенного деяния осуществляется судьей.
Распространение нечестия является еще более специфическим составом преступления в Иране, закрепленным в ст. 286 Закона «Об исламских уголовных наказаниях». Это деяние также как и распространение насилия, указано в качестве запретного в суре 5 «Трапеза» аята 33 Корана. В законе же оно закреплено в несколько сложном и многоаспектном виде: «Любое лицо, совершившее распространение ложных сведений, поджог или иным способом уничтожение имущества, распространение ядовитых, бактериальных или иных опасных веществ, организовавшее центры нечестия и разврата[4] или оказывавшее содействие их деятельности, нанесшее вред экономическому строю государства или совершившее преступление против жизни, здоровья человека, внутренней или внешней безопасности государства, если эти действия совершены в значительном объеме и привели к тяжким последствиям для общественного строя, государственной безопасности, здоровью людей, сохранности частного или общественного имущества, или же к широкому распространению нечестия и разврата, то такие действия квалифицируются как распространение нечестия и наказываются смертной казнью»[5].
На основе изложенных отрывков из Корана и закона возможно сделать вывод, что объективная сторона, описанная в статье, является как бы детализацией религиозного понятия «вызвать нечестие». Явной особенностью данного состава является наличие большого количества оценочных понятий: значительный объем, тяжкие последствия, ложные сведения, широкое распространение. Каких-либо комментариев относительно способа толкования этих понятий в Законе «Об исламских уголовных наказаниях» не имеется. Исходя из этого, наиболее вероятно, что прокурор и судья оценивают наличие или отсутствие указанных характеристик в деяниях конкретных лиц в ходе уголовного процесса.
Особенностью техники составления ст. 286 Закона «Об исламских уголовных наказаниях» заключается в том, что в нее включено значительное количество преступлений, посягающих на разнородные объекты. Кроме того, в рамках данной статьи всем этим преступлениям предается материальный состав, выражающийся в виде тяжких последствий или широкого распространения нечестия и разврата. Исходя из этого, данную статью возможно рассматривать в качестве нормы, отягчающей наказание за совершение некоторых преступлений. Потенциально проблемный аспект правоприменительной практики по этой статье заключается в том, что, по сути, одно и тоже преступное деяние может быть квалифицировано как распространение нечестия и наказываться смертной казнью или как иной состав преступления, за совершение которого санкция будет гораздо менее тяжкой.
Наглядным примером в данном случае будет являться преступление, предусмотренное ст. 14 Закона «О преступлениях с использованием компьютера и информационных технологий»[6] от 26 мая 2009 г. В ней указано, что если лицо осуществит передачу сведений непристойного содержания (к примеру, порнографии или эротики) при помощи компьютера или компьютерных сетей, то данное лицо подлежит наказанию в виде штрафа или тюремного заключения на срок от 91 дня до 2 лет. Санкция является относительно небольшой. Но если количество передач превысит некое число, после которого судья посчитает, что непристойные материалы были распространены в значительном объеме, и это повлекло широкое распространение нечестия или тяжкие последствия для общественной нравственности, то преступление может быть квалифицировано по статье распространение нечестия. Соответственно, вместо небольшого срока лишения свободы или штрафа виновное лицо может быть приговорено к смертной казни. Граница этого определяется внутренним убеждением прокурора на стадии возбуждения и расследования уголовного дела, но в конечном итоге – судьей.
[1] حکم به آقای صادق خلخالی جهت تشکیل دادگاه انقلاب اسلامی (Указ аятоллы Хомейни Садеку Хальхали о создании судов Исламской революции от 24.02.1979) URL: http://www.imam-khomeini.ir/fa/C207_42112/ تشکیل_دادگاه_انقلاب_اسلامی (дата обращения: 14.01.2023)
[2] Коран: русский пер. и ком. акад. И.Ю. Крачковского. М. : «Наука», 1986 (сура 5, аят 33)
[3] Распятие осуществляется путем привязывания осужденного к кресту на срок три дня, в течении которых он находится под надзором сотрудников правоохранительных органов. Если по истечению этого срока осужденный остается в живых, то он освобождается.
[4] К данным центрам относятся места занятия проституцией и производства порнографических материалов.
[5] قانون مجازات اسلامی (Закон Исламской Республики Иран «Об
исламских уголовных наказаниях» от 10.01.2008) URL: https://umsu.ac.ir/uploads/23_Islamic_Penal_Law_1392_&_Tazirat_1375.pdf (дата обращения: 03.01.2023)
[6] قانون جرايم رايانه اي (Закон Исламской Республики Иран «О преступлениях с использованием компьютера и информационных технологий» от 26.05.2009) URL: https://qavanin.ir/Law/PrintText/123407 (дата обращения: 03.01.2023)