Оценки в Израиле потенциальных подвижек в нормализации отношений с Саудовской Аравией. Часть 4

Президент США Джо Байден 28 июля с. г. намекнул на возможный прогресс в соглашении о нормализации отношений между Израилем и Королевством Саудовская Аравия. На протяжении нескольких месяцев до этого официальные лица США преуменьшали такую возможность. За день до высказываний Байдена помощник президента по национальной безопасности Джейк Салливан и координатор по Ближнему Востоку и Северной Африке в СНБ Бретт Макгерк, отправились на переговоры в Джидду. Согласно сообщению в СМИ от 31 июля этого года, глава Моссада Давид Барнеа посетил Белый дом в начале месяца для «секретных» переговоров о возможной сделке между Израилем и КСА[i].

В предыдущих частях статьи упоминалось о том, что КСА в обмен на готовность пойти на сделку с США и Израилем потребуют от них предпринять ряд шагов, реализация которых поставит перед их лидерами сложные стратегические и политические задачи. В частности, Эр-Рияд добивается от Соединенных Штатов подписания соглашения об обороне и безопасности, аналогичного НАТО; поставок американского передового оружия; обязательства Израиля не аннексировать территории Западного берега р. Иордан, не строить новые еврейские поселения и не легализовывать существующие там форпосты (которые возведены без разрешения израильских властей), передать под контроль Палестинской национальной администрации территории «зоны С» и предпринять меры для укрепления ПНА; одобрения саудовской гражданской ядерной программы, против чего долгое время выступали США и Израиль.

Эксперты Института исследований национальной безопасности (INSS) Тель-Авивского университета – Йоэль Гузанский, специалист по странам Персидского залива; Чак Фрайлих, бывший заместитель советника по национальной безопасности Израиля; Эльдад Шавит, бывший сотрудник канцелярии премьер-министра – полагают, что президент Байден стремится поставить региональных акторов перед необходимостью принятия исторических решений. При этом администрация США начинает с Саудовской Аравии, которой, вероятно, придется продемонстрировать готовность к тому, что удовлетворить все свои требования не удастся. Американским структурам безопасности, которые в настоящее время сталкиваются с серьезными глобальными вызовами, в том числе в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в условиях действий России на Украине, будет трудно предоставить военные гарантии какой-либо стране, не говоря уже о Саудовской Аравии с ее протяженными границами и наличием многочисленных угроз. Эксперты напоминают, что в последний раз США подписали договоры об обороне с не демократической на тот момент Южной Кореей в 1953 г. и Японией в 1960 г.

По мнению экспертов INSS, значительные трудности для администрации Байдена и тем более Израиля связаны с требованием Эр-Рияда, чтобы Соединенные Штаты одобрили саудовскую гражданскую ядерную программу, которая предполагает наличие независимых мощностей по обогащению урана. Причем американцы должны на это пойти без подписания специального соглашения, направленного на предотвращение риска распространения ядерного оружия. Согласно «Соглашению 123» (как называется пункт «А» статьи №123 американского закона «Об атомной энергии» от 1954 г.), США передают свои атомные технологии другим странам только в том случае, если те соглашаются на целый ряд ограничений. Предполагается, что если США пойдут навстречу, саудовцам, скорее всего, придется согласиться на строгий контроль со стороны Вашингтона.

Отмечается, что одним из вариантов, рассматриваемых в прошлом, было создание американо-саудовской ядерной корпорации, так называемой «атомной Aramco», которая позволила бы Соединенным Штатам контролировать создание и реализацию КСА программы обогащения урана. В INSS полагают, что гражданская ядерная программа в Саудовской Аравии, включая обогащение урана, таит в себе реальную опасность, так как другие страны Ближнего Востока могут выдвинуть аналогичные требования, увеличивая риск распространения ядерного оружия в регионе. ОАЭ, например, отказались от обогащения урана у себя в обмен на помощь в создании ядерной программы. Израильские эксперты не исключают возможности того, что Абу-Даби потребует пересмотра соглашения или компенсации от США.

В INSS полагают, что Соединенные Штаты сильно обеспокоены тем, что потребность Саудовской Аравии в самых современных вооружениях приведет к региональной гонке обычных вооружений, в которую будут втянуты Египет, ОАЭ и даже Израиль. В случае с Израилем у американцев возникнут проблемы с выполнением договорных обязательств по сохранению его качественного военного превосходства, например, если Саудовская Аравия получит истребители F-35 (в которых Эр-Рияд заинтересован уже давно). Существуют также опасения по поводу будущего этого оружия, если саудовцы столкнутся с серьезными беспорядками внутри королевства. ОАЭ до сих пор не получили истребители F-35, которые, как они утверждают, Вашингтон им обещал. Поэтому Эмираты могут рассматривать их поставку в КСА как основание для возобновления своих претензий или удар по своему авторитету.

Израильские эксперты ожидают, что положительный ответ США на требование Саудовской Аравии подписать пакт об обороне или предоставить эквивалентные гарантии приведет к аналогичным требованиям со стороны других стран региона, включая Израиль. Согласие Белого дома с такими требованиями будет способствовать установлению в регионе такой архитектуры безопасности, которой американцы добиваются уже давно.

Отмечается, что, в совокупности вышеуказанные шаги направлены на то, чтобы значительно усилить давление на Тегеран и заставить его проявлять сдержанность в переговорах по его ядерной программе, а также дать понять Ирану, России и Китаю, что США остаются ведущей сверхдержавой на Ближнем и Среднем Востоке.

По мнению израильских экспертов, политика США, помимо стратегических аспектов, определяется их внутренними нормативными и политическими соображениями. «Демократическая партия США, как и сам президент, испытывает сильную неприязнь к теократической Саудовской Аравии в целом и ее фактическому правителю, Мухаммеду бен Сальману, в частности». В ходе президентской кампании 2020 г. Байден назвал КСА страной-изгоем и долгое время избегал контактов с наследным принцем. Допускается, что «даже если позиция американского президента изменилась в виду сохраняющейся стратегической важности Саудовской Аравии, в основном из-за энергетического кризиса, вызванного войной на Украине, и признания далеко идущих внутренних реформ, проведенных бен Сальманом, администрация США может столкнуться с трудностями в виде противодействия Конгресса требованиям Саудовской Аравии. Ключом к преодолению этого потенциального препятствия может быть согласие Израиля предпринять практические шаги по палестинскому вопросу, которые отвечали бы требованиям Белого дома и многих конгрессменов-демократов, стремящихся остановить расширение еврейских поселений и фактическую аннексию Западного берега р. Иордан, а также сохранить перспективу будущего решения конфликта на основе создания двух государств».

Эксперты INSS отмечают, что «большинство требований США по продвижению процесса нормализации касаются Израиля. Ожидается, что любой прогресс в этом направлении встретит возражение со стороны партнеров Б.Нетаньяху по коалиции и, возможно, приведет к падению его правительства». В INSS допускают, что «администрация США может даже стремиться реализовать один из следующих двух вариантов: создание нового, более умеренного коалиционного правительства в Израиле или новые выборы в Кнессет, которые, по сути, будут представлять собой референдум о будущем Западного берега р. Иордан. С точки зрения администрации Байдена, инициатива по нормализации отношений КСА с еврейским государством может стать достаточно привлекательной для Б.Нетаньяху, что побудит его принять ее, несмотря на трудности. Такая сделка дала бы ему возможность войти в историю как лидеру новаторских преобразований в регионе; вырваться из трясины переворота в судебной системе; и отвлечь внимание общественности от его личных проблем с правосудием».

Что касается палестинцев, как и в случае с «Авраамовыми соглашениями», они остаются сторонними наблюдателями. Хотя, по мнению экспертов, они могут получить значительные выгоды, если сделка состоится, так как это будет означать остановку аннексии Западного берега р. Иордан, а также значительную финансовую помощь.

В INSS главным проигравшим в таком сценарии называют Тегеран. Указывается на то, что администрация США рассматривает этот шаг еще как способ свести к минимуму возможность военных действий Израиля против иранской ядерной программы и ослабить напряженность между Израилем и Ираном в Сирии, а также между Израилем и «Хизбаллой», ХАМАСом и «Палестинским исламским джихадом».

Эксперты допускают возможность частичной нормализации израильско-саудовских отношений даже без полного израильско-палестинского соглашения. Но поскольку Эр-Рияд добивается вознаграждений за нормализацию отношений с Израилем именно от Соединенных Штатов, выдвигаются требования некоторой компенсации от Израиля в палестинском контексте, что саудовцы могли бы представить в виде своего вклада в решение конфликта по принципу двух государств для двух народов. Однако в INSS также указывают на то, что нормализация между Израилем и Саудовской Аравией может оказаться труднодостижимой целью в связи с политикой нынешнего израильского правительства по палестинской проблеме.

Ситуация осложняется еще и тем, что усилия США в этом направлении в значительной степени определяются собственными расчетами президента Байдена в условиях предстоящей избирательной кампании 2024 г. и его стремления добиться значительных внешнеполитических достижений.

Тем не менее, оптимизм экспертов INSS основывается на том, что стремление Байдена добиться урегулирования между Израилем и Саудовской Аравией исходит «из его глубокой личной приверженности Израилю как демократическому и еврейскому государству, его желания спасти Израиль от самого себя и укрепить его безопасность и позиции на внутренней, палестинской и региональной арене»[ii].

 

[i] Report: Mossad chief visited White House to discuss Saudi normalization // The Times of Israel. 31.07.2023. https://www.timesofisrael.com/report-mossad-chief-visited-white-house-to-discuss-saudi-normalization/?utm_source=article_hpsidebar&utm_medium=desktop_site&utm_campaign=potential-saudi-israel-normalization-could-see-palestinians-thrown-under-the-bus

[ii] President Biden Explores a Groundbreaking Move in the Middle East / INSS. 02.08.2023. https://www.inss.org.il/publication/usa-saudi-arabia-israel/

52.97MB | MySQL:103 | 0,421sec