Политический баланс в Турции после всеобщих выборов 2023 г. Часть 34

Особенность стратегии выдвижения кандидатов от Партии справедливости и развития на муниципальных выборах 2024 г.

Большинство партий объявили о начале подготовки к муниципальным выборам, которые запланированы на март 2024 г. На этом этапе мы наблюдаем изменения в общественном мнении. Если перед майскими выборами, в основном, обсуждался вероятный кандидат от «стола шести» и оппозиционной Национальной коалиции, то сейчас мы наблюдаем иной эффект. Внимание приковано к кандидатам, которых выдвинет Партия справедливости и развития (AKP).  Это косвенно указывает на то, что фаворитом кампании является правящая партия. Поэтому ключевое значение имеют ее решения, а не оппозиции. Это является индикатором того, что психологическое преимущество сейчас находится на стороне Эрдогана, и сценарий будет выстраиваться от действий его команды. Иными словами, нападать будут партии проэрдогановской Народной коалиции, а отвечать – оппозиция. В этой статье мы попытаемся восстановить логику решений, чтобы увидеть первые контуры стратегии AKP на муниципальных выборах.

Для начала отметим, что правящая партия всерьез настроена на возвращение своего влияния, которое отошло к оппозиции. Этот процесс, главным образом, фиксируется в большинстве из 30 наиболее населенных городов Турции. К хорошо известным городам таким как  Стамбул, Анкар, Измира, Адана, Анталья и Мерсин, где муниципалитетами управляют представители Народно-республиканской  партии (CHP), в 2019 г. появились новые провинции, в которых идет активная борьба между проэрдогановскими и антиэрдогановскими партиями. К ним относятся Бурса, Балыкесир, Денизли, Коджаэли. Эти районы сейчас являются турецкими аналогами американских «неопределившихся штатов», где возможен различный исход. В Балыкесире и Денизли уже на майских выборах оппозиция успела выиграть. В Бурсе наблюдалась активная борьба. Коджаэли – одна из провинций, где ярче всего проявилась логика протестного голосования. Это один из районов, где своих кандидатов смогли продвинуть малые и альтернативные партии. С другой стороны, Республиканская народная партия теряет свое влияние в районах, в которых ей удалось закрепиться. Таким примером является Хатай, который с 2014 г. контролируется кемалистами. Однако Кемаль Кылычдароглу там проиграл в очень упорной борьбе. Поэтому, учитывая наличие явных угроз позициям правящей партии в городах и вероятный раскол оппозиции, AKP будет стремиться взять реванш за ухудшение результатов в этих провинциях.

Поэтому возможны изменения в стратегии выдвижения кандидатов. В 2019 г. Партия справедливости и развития делала ставку на тяжеловесов. Тогда в Стамбуле был выдвинут бывший премьер-министр Бинали Йылдырым, в Анкаре нынешний министр окружающей среды, городского планирования и изменения климата Мехмет Озхасеки, в Измире бывший министр экономики Нихат Зейбекчи. Сейчас партия пойдет другим путем. Почти на 100% можно сказать, что AKP будет делать ставку на новые лица, которые не выдвигались ранее. Старые политики, от которых избиратели уже устали, испытывают большие проблемы на выборах. Факт наличия близости к Р.Т.Эрдогану работает со сбоями. Поэтому Партия справедливости и развития почти наверняка пойдет на кадровое и имиджевое обновление.

В Стамбуле на первый план выходят имена трех политиков: Фахреттина Коджи, Тевфика Гёксу и Мурата Курума. В Анкаре обсуждаются кандидатуры Сулеймана Сойлу, Тургута Алтынока, Явуза Агыралиоглу, Хулуси Акара и Мурата Курума. В Измире ожидается выставление Хамзы Дага или Мехмета Касапоглу. В Анталье возможны варианты с Мехметом Нури Эрсоем, Мевлютом Чавушоглу и Мендересом Тюрелем. Рассматривается также возможность выставления в Хатае Мурата Курума.

Большинство рассматриваемых кандидатов – это политики, которые находятся на слуху. Большинство из них это министры предпоследнего 66-го правительства Эрдогана, которые были выдвинуты на парламентских выборах. Ставка на них может быть связана со следующим фактором. Партия справедливости и развития пытается искать фигуры, которые будут интересны разным аудиториям. Есть четкий запрос на кандидата, который может объединить максимальное количество людей с разными ценностями и интересами. Фигура бывшего министра, который до этого представлял все государство и всех граждан, в этом смысле может показаться партийным функционерам интересной. Также это важно в связи с тем, что доля голосов, отданных за правящую партию, падает. Поэтому у AKP есть естественная потребность в поиске кандидата, который будет интересен как избирателю, так и руководству партий-членов Народной коалиции. Ведь нельзя исключать того, что они выставят своих кандидатов, что может ослабить AKP на выборах.

Подытоживая статью, мы отмечаем изменение контекста формирования стратегии выдвижения кандидатов  для участия в муниципальных выборов. Сейчас процесс определения кандидатов от AKP является одной из наиболее интересных тем, чего не было перед выборами 2023 г. Это связано с ее психологическим преимуществом. Партия попытается воспользоваться расколом в рядах оппозиции и победить в крупных метрополиях. В этой связи привлекает то, что в качестве потенциальных кандидатов рассматриваются многие бывшие министры и политики общенационального уровня.

55.14MB | MySQL:108 | 0,972sec