В июле месяце Россия объявила о приостановке своего участия в зерновой сделке. Произошло это на фоне излучаемой на публике турецким руководством, включая лично президента Р.Т.Эрдогана уверенности в том, что все-таки сделка будет продлена.
На самом деле, вопрос судьбы «зерновой сделки» — куда как более широк, чем сама сделка.
Речь идет о судьбе так называемой «лидерской дипломатии», которая существовала между Путиным и Эрдоганом вплоть до переизбрания президента Эрдогана в мае и событий июля месяца этого года, включая Саммит НАТО в Вильнюсе и те заявления по Украине, которые прозвучали со стороны Турции, а также включая и выдачу «азовцев» Украине под камеры с последующим торжественным чествованием «героев» во Львове.
Долгие переговоры даже по тому, чтобы провести телефонный разговор, неопределенность сроков встречи на высшем уровне (как утверждает турецкая сторона, речь идет об августе месяце) – эти события могут, с определенной вероятностью, рассматриваться как признаки пересмотра российской стороной формата своего отношения с нынешним турецким руководством.
Одним из вариантов пересмотра является уход в сторону чистого прагматизма с отказом от, как выясняется, дорогостоящих попыток удержать Турцию «в своей обойме». В том числе, отказ и от того, чтобы, без явных дивидендов, поддерживать лицо турецкой дипломатии, ищущей способы сделать Турцию более влиятельным игроком на международной арене.
Так, выступая перед послами на 14-й конференции послов в столице Анкаре, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подчеркнул роль дипломатии и сказал, что Анкара стремится играть активную роль в решении текущих региональных и глобальных проблем, включая российско-украинскую войну, исламофобию, возвращение беженцев в свои дома и многое другое. «Цель Турции — создать вокруг себя зону мира, стабильности, процветания», — сказал президент Р.Т.Эрдоган.
Отметив, что Турция стала игроком во многих важнейших глобальных вопросах, президент Р.Т.Эрдоган сказал, что страна играет ключевую роль в урегулировании российско-украинской войны и возобновлении Черноморской зерновой инициативы.
«Турция стремится повторно реализовать зерновую сделку с Украиной с тех пор, как она была приостановлена 17 июля», — сказал президент, добавив, что решение этого вопроса зависит от того, сдержат ли западные страны свои обещания, данные России.
Как сообщили турецкие СМИ, президент Р.Т.Эрдоган «рассчитывает принять у себя» президента России Владимира Путина для встречи один на один в конце августа месяца, «чтобы обсудить текущие проблемы». Впрочем, подтверждения встречи со стороны России пока не прозвучало, как по факту, так и по месту, и по срокам.
Обновленный формат т. н. «лидерской дипломатии» не может не сопровождаться четким пониманием того, что Турция находится строго «в своей обойме». А достижение наиболее продуктивных договоренностей с Турцией строится на четком понимании своих интересов, четкой переговорной позиции и отказе от сомнительных разменов, в особенности, когда речь идет о выполнении противоположной стороной своих обязательств.
Напомним, что прошлая часть нашей публикации закончилась на цитировании пресс-релиза на сайте Кремля по итогам телефонного разговора, состоявшегося между президентами В.В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом.
Часть 1 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=100268.
Обратимся теперь к турецкому пресс-релизу с сайта Управления по коммуникациям при администрации президента Турции. Цитируем:
«Президент Реджеп Тайип Эрдоган провел телефонный разговор с президентом России Владимиром Путиным.
В ходе встречи лидеры двух стран договорились о визите Путина в Турцию.
Президент Эрдоган поблагодарил своего коллегу за 2 противопожарных самолета-амфибии, направленных Россией для борьбы с лесными пожарами в Турции, и выразил удовлетворение растущим интересом российских туристов к Турции, а также выразил уверенность, что в этом году будет побит туристический рекорд в результате совместных усилий.
Заявив, что не следует предпринимать шагов для эскалации напряженности во время российско-украинской войны, президент Эрдоган подчеркнул важность Черноморской инициативы (речь идет о зерновой сделке – прим.), которую он считает «мостом мира».
Отметив, что нефункционирование Черноморской инициативы в течение длительного времени никому не принесет пользы и что больше всего пострадают страны, нуждающиеся в зерне и с низкими доходами, президент Эрдоган сказал, что цены на зерно, которые снизились на 23 процента в течение период реализации увеличился на 15 процентов за последние две недели.
Президент Эрдоган отметил, что Турция продолжит прилагать интенсивные усилия и дипломатию для продолжения Черноморской инициативы».
Итак, выделим ключевые слова из пресс-релиза Кремля: принципиальная позиция России по пакетной сделке по черноморскому зерну, альтернативные каналы поставки зерна нуждающимся странам в рамках суверенных усилий России, развитие торгово-экономических связей, совместные проекты в сфере энергетики, сотрудничество в туристической отрасли, лесные пожары, продолжение контактов и возможная встреча двух лидеров.
Ключевые слова из пресс-релиза турецкой стороны: визит Путина в Турцию, лесные пожары, растущий туризм, черноморская зерновая инициативы, продолжение турецких усилий для реализации «зерновой сделки».
По приоритетам: в российском пресс-релизе встреча президентов Путина и Эрдогана стоит на последнем месте, в турецком пресс-релизе на первом месте. Черноморская сделка – российская сторона доводит позицию по выходу из неё, турецкая сторона полемизирует, указывая на те колебания на мировых рынках пшеницы, которые из-за российского выхода из сделки произошли. И там и там встречается туризм: российская сторона говорит о сотрудничестве в этой сфере, турецкая сторона отмечает совместные усилия по наращиванию турпотока из России в Турцию.
Российская сторона не говорит о главном предмете своего интереса – газовом хабе – во всеуслышание в пресс-релизе, а «растворяет» тему в перечислении всех направлений сотрудничества, когда говорит про энергетику.
На самом деле, можно это воспринимать двояко: как отсутствие желания афишировать переговоры с турецкой стороной перед западными странами, которые торпедируют все буквально российско-турецкие стратегические инициативы, а также как демонстрация турецкой стороне, что газовый хаб – конечно, важен, однако, он не является столь мощным драйвером, который затмевает собой любые шаги и проблемы в российско-турецких отношениях.
Это – единственная правильная переговорная стратегия, если российская сторона хочет получить наилучший результат переговоров с Турцией. Тем более, при комплексном подходе к российско-турецким отношениям: стратегические проекты, экономика, энергетика, безопасность, российская СВО на Украине и т. д. Отдельных слов заслуживает и сирийское досье, которое включает в себя и давно ожидаемую встречу на высшем уровне между президентами Б.Асадом и Р.Т.Эрдоганом, в рамках процесса нормализации отношений. А нормализация, в свою очередь, подразумевает и то, что (со временем) турецкие военнослужащие должны быть выведены из Сирии, а сирийские беженцы должны вернуться на родину.
Отметим, что Соединенные Штаты Америки официально поддерживают усилия Турции по возобновлению зерновой сделки с Украиной, заявил во вторник представитель Госдепартамента. «Я не собираюсь говорить конкретно о визите, кроме как сказать одну вещь, которую мы приветствовали, — это роль, которую Турция сыграла в оказании давления на Россию с целью воссоединиться с Черноморской зерновой инициативой», — сказал Мэтью Миллер в ответ на вопрос о возможном визите президента России Владимира Путина в Турцию в августе.
Президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил на прошлой неделе, что дата визита российского президента еще не назначена, но переговоры продолжаются, и турецкая сторона выражает надежду, что Путин посетит страну в августе.
«Очевидно, что они (Турция) были очень конструктивны, помогая достичь соглашения по этой инициативе в первую очередь и помогая убедить Россию продолжить эту инициативу», — сказал Миллер. «Они продолжают играть продуктивную роль. Мы считаем полезным, что они играют эту роль».
Недавние заявления Эрдогана последовали за телефонным разговором с Путиным 2 августа, во время которого, как следует из турецкого пресс-релиза, президент Турции сказал своему российскому коллеге, что Турция продолжит свои «интенсивные» усилия и дипломатию для возобновления сделки по черноморскому зерну.
Отметим вот ещё какой аспект: дело для США не только в зерновой сделке, а в том, что речь идет о «принуждении России к дипломатии» в условиях, когда не просто российские требования, но условия соглашения, подписанного РФ и генеральным секретарем ООН, оказываются невыполненными. Иными словами, фактор Р.Т.Эрдогана рассматривается как шанс «заставить замолчать российские пушки», призванные блокировать реализацию без России зерновых поставок со стороны Украины. Разумеется, огульное следование Турцией такой идее, без учета обязательств Запада без России, является, одновременно ещё и ловушкой для турецкой дипломатии.
Если Турция займет подобную позицию, то получится, что она будет «сжигать» свой потенциал миротворца в глазах России. Заметим, ещё больше сжигать, потому как в Москве демонстрируется очевидное разочарование последними по времени турецкими шагами. Попытки выправить ситуацию жестами в адрес Москвы пока результатов не возымели.
Тема зерновой сделки стала предметом отчета, опубликованного ведущим мозговым центром Турции – Фондом политических, экономических и социальных исследований Турции. Эксперт Фонда Аджель Аджер написал материал под заголовком «Выход России из соглашения по зерновому коридору и будущее соглашения».
Не будем останавливаться на вопросах, изложенных во вводных частях материала, дающих предысторию сделки, а также структуру и смысл договоренностей, достигнутых 22 июля 2022 года в Стамбуле. Одной из целей документа, подготовленного турецким аналитиком, является проанализировать причины российской стороны по выходу из сделки и обоснованность, в рамках достигнутых в Стамбуле соглашений, данного шага. Разумеется, как чисто практический выход – турецкая сторона пытается рассуждать о перспективах черноморской зерновой инициативы.
Процитируем, соответствующие рассуждения:
«Договор также распространялся на российские продукты питания, хотя Украина возражала против включения российской сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, в день подписания Соглашения о зерновом коридоре был подписан «Меморандум о взаимопонимании между Российской Федерацией и Секретариатом ООН по транспортировке российских продуктов питания и удобрений на мировые рынки» о поддержке реализации российских продуктов питания и удобрений. продукции был подписан между ООН и Россией.
Одним словом, в этом документе, который можно назвать «меморандумом ООН — Россия», указывалось, что он направлен на создание «процесса, который облегчит беспрепятственный доступ продуктов питания и удобрений (в том числе аммиака), необходимых для производства удобрений, происходящих из Российской Федерации» на мировые рынки, и для этого были предприняты некоторые конкретные шаги.
Поскольку Соглашение о зерновом коридоре охватывает безопасный экспорт российских продуктов питания и удобрений в другие страны мира, оно способно внести больший вклад в сокращение глобального дефицита продовольствия и цен на продовольствие.
Кроме того, США и Европейский союз (ЕС) согласились с тем, что санкции против России будут применяться таким образом, чтобы облегчить торговлю пшеницей, удобрениями и другими продуктами питания.
Соглашением были созданы три безопасных коридора для экспорта продуктов питания из Украины, и они были определены как коридоры, начинающиеся от украинских портов Одесса, Южный и Черноморск и доходящие до Стамбульского Босфора.
Согласно соглашению, суда с продовольствием будут заходить в Черное море из заминированных портов на лоцманских судах и смогут проходить через Черное море по обозначенным маршрутам. Украина сможет экспортировать из этих трех портов, которые полностью находятся под ее контролем.
Совместный координационный центр, созданный в Стамбуле, отвечает за координацию безопасного прохода всех торговых судов, прибывающих или отбывающих из этих портов, и состоит из представителей всех сторон. Таким образом, обеспечивался досмотр грузов судов, следующих по зерновому коридору, в пунктах, созданных Турцией при участии России. Таким образом были устранены оговорки России в этом вопросе путем недопущения грузовых судов, которые будут ходить в Украину для перевозки грузов с вооружением и военными материалами».
Пропускаем подробное описание механизмов функционирования «зернового коридора», включая описание деятельности Совместного координационного центра в Стамбуле.
А остановимся на упоминании тех проблем, которые возникли при реализации черноморской зерновой инициативы в описании турецкой стороны:
«Сделанные заявления показали, что существуют серьезные проблемы, которые не позволят продлить срок действия истекающего соглашения.
Важные обязанности на этом этапе также были у генерального секретаря ООН Гутерриша и турецких официальных лиц, формально и де-факто вовлеченных в процесс с самого начала соглашения».
И далее заключение на момент выхода российской стороны из зерновой сделки:
«Все эти события и декларации ясно показали, что соглашение балансировало на хрупком равновесии, и оно столкнулось с возможностью непродления в течение нового периода продления.
Снятие оговорок и возражений России стало своего рода предпосылкой для очередного продления соглашения.
Конкретное отражение ранее упомянутых заявлений московской администрации увидели 17 июля, и Россия объявила о выходе из соглашения.
Таким образом, Российская Федерация завершила реализацию инициативы «Черноморский зерновой коридор», в том числе отозвала российские гарантии безопасности судоходства на северо-западе Черного моря.
По словам Генерального секретаря ООН Гутерриша, с решением о расторжении этого соглашения Россия также прекратила свое обязательство «содействовать беспрепятственному экспорту продовольствия, подсолнечного масла и удобрений из подконтрольных Украине портов Черного моря», как указано в пункте 1 меморандума взаимопонимания между Российской Федерацией и ООН».
Итак, заметим главную характеристику, которую выносит турецкий эксперт «зерновому соглашению», которое было заключено между Россией, Украиной, Турцией и ООН. Точнее, впрочем, было бы его назвать пакетом документов, которые лишь формально существуют отдельно друг от друга, а по факту являются неотъемлемой частью друг друга.
Опять же, отдельный вопрос заключается в том, можно ли пытаться заключать сделки с противоположными сторонами конфликта и пытаться оставаться в правовом поле, когда противоположная сторона и поддерживающий её Запад действует без оглядки на правила, а целью демонстрации разговоров в правовом поле является сковывание возможностей России к действиям, которые были бы адекватны сути, характеру и масштабу конфликта.