К вопросу о выходе России из зерновой сделки и реакции Турции. Часть 1

В июле месяце Россия объявила о приостановке своего участия в зерновой сделке. Произошло это на фоне излучаемой на публике турецким руководством уверенности в том, что все-таки сделка будет продлена. Вот цитата президента Реджепа Тайипа Эрдогана, которую 14 июля привело информационное агентство «Анадолу»: «Мы готовимся принять господина Путина в Турции в августе. Мы единодушны в вопросе о продлении Черноморского зернового коридора».

В итоге решение России о не продлении так называемой «зерновой сделки» было встречено турецкой публикой с удивлением. Серьезность намерение российской стороны по пресечению реализации сделки без своего участия была подкреплена ударами по портовой инфраструктуре Украины – единственным решением, которое снимает вопрос того, как останавливать суда, идущие под украинским флагом, конвоируемые военными кораблями третьих стран, в частности, турецкими – в гипотетической ситуации попытки «вычеркнуть» Россию из сделки.

Напомним, что в конце прошлого года, когда Россия из сделки выходила первый раз, она столкнулась с плохо завуалированными обещаниями со стороны турецкого руководства продолжить реализацию «половины зерновой сделки» в формате Турция – Украина – ООН. По тем или иным причинам, которые могут выходить за рамки «неготовности России» к тому, чтобы пресекать работу зернового коридора.

Имея в виду сложность функционирования российской внешней политики (не путать с официальной дипломатией с учетом наличия «переговорщиков» от олигархов, в первую очередь, Романа Абрамовича) и выходом сложно было бы исчерпать «пространство решения» перечислением всех обстоятельств, которые в совокупности или по отдельности привели ситуацию в конце прошлого года к продлению Россией зерновой сделки ещё более чем на полгода.

Нельзя считать возможность Россией пресекать сделку в зародыше – «навыком», приобретенным лишь только в июле 2023 года. Скорее речь идет о готовности, с учетом прочих вводных с окончанием «срока годности» целого комплекса коммерческих интересов – как связанных с зерновой сделкой, так и находящихся за её рамками.

Опять же, не стоит недооценивать и, с другой стороны, преувеличивать российское нежелание в преддверии турецких выборов выходить из сделки, имеющей для президента (кандидата в президенты) Р.Т.Эрдогана немалое имиджевое значение.

Как бы то ни было, на момент написания данного материала, Россия вышла из зерновой сделки, дублируя этот выход военными шагами, направленными на пресечение поставок украинской пшеницы на мировые рынки как по отработанному «зерновому коридору», так и по альтернативным коридорам. Шаги эти дублируются заявлениями российской стороны о готовности России вернуться в сделку, при условии, что обязательства, зафиксированные в протоколе Россия – ООН, будут выполнены.

«Россия готова незамедлительно вернуться к самой сделке, не только к переговорам. Президент Путин об этом говорил. Просто сделка должна быть реализована в той части, которая касается РФ», — заявил 2 августа Дмитрий Песков в ходе общения с журналистами. Он отметил, что до сих пор этого не было сделано. Дмитрий Песков в глазах турецкой стороны – это, как раз, то официальное российское лицо с кем можно и нужно вести переговоры, хотя бы с точки зрения его востоковедческого и тюркологического бэкграунда.

Так что, сигнал этот турецкая сторона восприняла и как направленный лично в свой адрес. Хотя и не без нюансов. Они заключаются в том, что, как бы ни был велик интерес российской стороны к тому, чтобы добиться исполнения обязательств в рамках зерновой сделки, первый приоритет сейчас – это достижение с Турцией договоренностей по так называемому «газовому хабу».

Мы не раз писали о том, что «газовый хаб» — это не строительный проект по сооружению новых трубопроводов и газопроводов. Это – распределительный проект, который подразумевает создание на территории Турции «электронной торговой площадки».

Тема газового хаба в Турции, который обеспечит поставки российского газа в Европу, остается на повестке дня, сообщил 29 июля с. г. президент Владимир Путин на пресс-конференции после саммита Россия — Африка. По его словам, опубликованным онлайн-изданием «РБК», проект подразумевает не хранение больших объемов газа, а создание электронной торговой площадки. «Просто это удобное место для организации такой площадки электронных торгов, потому что Турция стала транзитной страной для Европы», — сказал он. Сама же идея, как мы писали, заключается в том, чтобы полностью обеспечивать потребности Турции в газе из российских поставок, направив газ из третьих стран на реэкспорт.

Однако, как можно заметить, обсуждение проекта газового хаба между Россией и Турцией затянулось. Дошло до того, что президент В.В.Путин в своем поздравлении Р.Т.Эрдогану в связи с его избранием на пост президента по итогам двух туров голосования 14 и 28 мая, напомнил тому, что Россия ждет от Турции скорейших шагов в этом направлении.

Теперь же, если посмотреть на ситуацию с точки зрения наличия на руках «карт», которые можно разыгрывать, то Россия может разыграть с Турцией тему возвращения в зерновую сделку, в обмен на большую сговорчивость по газовому хабу. Строительство второй по счету АЭС в Турции – атомной электростанции «Синоп» — так же может разыгрываться.

Хотя, вплоть до настоящего времени, игралась карта той же «Аккую» российской стороной достаточно неумело.

Во-первых, российская сторона позволила в 2008 году провести подмену понятий: на смену пониманию тому, что это – Турция, кто нуждается в притоке многомиллиардной инвестиции и в атомной энергетики, у российских переговорщиков возобладала идея о том, что это Россия создает важный прецедент, создает новую модель реализации проектов АЭС и завоевывает важный рынок. Тут, конечно, палка о двух концах – есть интерес и России и Турции, но 20 млрд для турецкой экономики в условиях мировой финансовой нестабильности, по всей видимости, все-таки, перевешивает.

Во-вторых, в российской стороне, в первую очередь, в консорциуме, исполняющем сделку, на всех уровнях исполнителей, преобладает точка зрения, что АЭС «Аккую» — это политический проект, а не экономический. А, следовательно, это не может не отражаться и на всей философии исполнения сделки – когда ответственные исполнители не считают, что проект должен окупаться по определению. По определению, на их взгляд, он служит политической функции.

Так вот, идти во второй проект строительства АЭС на территории Турции, АЭС «Синоп» с такой философией, означает: 1) «закопать» ещё 20 млрд долл. в турецкую экономику, 2) не получить 2-кратного политического эффекта от строительства второй АЭС, 3) изначально отказаться от идеи зарабатывания на проекте, 4) неумело сбросить «старшую карту» АЭС «Синоп», не задействовав её ни в каких разменах.

А, между тем, АЭС «Синоп» — это 20 млрд долларов живых денег для турецкой экономики, которая отчаянно нуждается в притоке валюты / прямых иностранных инвестиций, с учетом крайне сложной экономической ситуации. Исходя из этого АЭС «Синоп» не просто может, но и должна быть разыграна Россией в качестве козыря в игре за газовый хаб и за условия его реализации.

Перечислим основные козыри, которыми Россия может сподвигнуть Турцию в нужном для себя направлении: АЭС «Синоп» и «зерновая сделка». Сюда же следует отнести и фактор «азовцев», которых турецкая сторона передала Киеву. По всему «языку жестов» российской стороны получается, что сделала этот шаг Анкара в нарушение договоренностей с Москвой.

В частности, на пресс-конференции после Африканского саммита президент России В.Путин был весьма красноречиво немногословен по поводу шага турецкой стороны: «Договоренности были. Других комментариев не будет». Заметим, что выдача Турцией «азовцев», разыгранная как карта морального преимущества в отношениях с турецким руководством также не должна быть сброшена со счетов. И, как можно заметить, российское руководство, вольно или невольно, но разыгрывает карту «обиды на Анкару», заставляя турецкую сторону заметно нервничать.

Заметим, что, вплоть до настоящего времени, между Россией и Турцией не было проблемы в том, чтобы состоялся бы телефонный разговор между президентами В.В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом. Организация этих разговоров стала между двумя лидерами делом абсолютно дежурным. Однако, разговор состоялся лишь только 2 августа, после нескольких срывов и переносов. Вот официальный пресс-релиз, опубликованный на сайте Кремля:

«Продолжен диалог по различным аспектам многопланового российско-турецкого сотрудничества.

В частности, Владимир Путин изложил принципиальную позицию России в связи с прекращением действия пакетных соглашений о вывозе украинского зерна из черноморских портов и разблокировании поставок российского продовольствия и удобрений. Отмечено, что в условиях полного отсутствия прогресса в реализации российской части «зерновой сделки» её очередное продление потеряло смысл. Подтверждена готовность вернуться к Стамбульским договорённостям, как только Западом будут на деле выполнены все зафиксированные в них обязательства перед Россией.

Подчёркнуто, что с учётом потребностей наиболее нуждающихся в продовольствии стран ведётся проработка надёжных вариантов поставок российского зерна, в том числе на безвозмездной основе. Этот вопрос предметно обсуждался на прошедшем недавно в Санкт-Петербурге втором саммите Россия ‒ Африка. Выражен настрой на взаимодействие на данном направлении с Турцией и другими заинтересованными государствами.

При обсуждении повестки дня российско-турецкого партнёрства лидеры сконцентрировались на перспективах дальнейшего развития торгово-экономических связей, реализации совместных стратегических проектов в сфере энергетики, а также сотрудничества в туристической отрасли. С обеих сторон выражено удовлетворение устойчивым ростом товарооборота, который по итогам 2022 года увеличился почти вдвое.

Реджеп Тайип Эрдоган высказал признательность руководству и народу России за помощь в тушении лесных пожаров на территории Турецкой Республики.

Условлено о продолжении контактов на различных уровнях, в том числе в контексте подготовки возможной встречи двух лидеров».

55.98MB | MySQL:116 | 0,665sec