К вопросу об отставке представителя Швеции на переговорах по вступлению в НАТО в контексте отношений с Турцией

На текущей неделе стало известно, что О.Стенстрём в конце августа покинет пост представителя Швеции на переговорах по вступлению в Североатлантический альянс. При этом кандидатура нового главного переговорщика в правительственных кругах, как сообщают местные СМИ, не обсуждается. О.Стенстрём с 1 сентября предположительно перейдет в группу в составе 16 некоммерческих фондов Wallenberg Foundations AB, где будет отвечать за международные вопросы, стратегическое развитие и контакты с властями. Его прежняя должность, как пишут шведские журналисты, судя по всему, упраздняется за ненадобностью, поскольку Стокгольм продолжает подчеркивать свое доверие к Анкаре, пообещавшей завершить процедуру ратификации заявки североевропейской страны на членство в НАТО после окончания парламентских каникул.

Комментируя ситуацию, сам О.Стенстрём поблагодарил кабмин за оказанное ему доверие исполнять столь ответственное поручение, отметив, что его «миссия как переговорщика по НАТО завершена урегулированием вопроса в Вильнюсе». Аналогичную точку зрения озвучил в беседах со шведскими изданиями пресс-секретарь премьер-министра У.Кристерссена К.Бергквист, по словам которого, «раз переговоры с НАТО завершены, то и его миссия завершена». В свою очередь, свидетельством «завершения переговоров» он считает совместное заявление, прозвучавшее в литовской столице со стороны Швеции, Турции и генерального секретаря Североатлантического альянса.

Работа переговорщика и своевременность его ухода получили противоречивые оценки экспертного сообщества и политических обозревателей. К примеру, директор института турецких исследований Стокгольмского университета П.Левин в целом согласен с официальной линией, полагая, что консультации в действительности закончены, а исход работы над шведской заявкой в настоящий момент находится в зависимости от турецкого парламента. На деятельность последнего О.Стенстрём повлиять не может, в то время как все возможные усилия он приложил в 2022 г. в Мадриде и в 2023 в Вильнюсе. При этом эксперт также высоко оценил профессионализм представителя Швеции, отметив, что вопреки критическим замечаниям турецкой стороны процесс был организован на высоком техническом уровне. Более того, П.Левин в принципе не считает нужным каким-либо образом возлагать ответственность за сложное продвижение заявки Стокгольма на О.Стенстрёма и его делегацию, видя истинную проблему в «исторических причинах», которые, по его словам, дают Анкаре возможность считать себя вправе накладывать вето. А вот главный редактор одной из наиболее тиражируемых ежедневных газет Швеции Dagens Nyheter П.Володарски в социальных медиа написал, что оставление поста О.Стенстрёмом выглядит «срочным», в то время как считать «миссию выполненной» есть основания лишь в том случае, если ратификационные процедуры будут пройдены успешно.

Помимо достижения договоренностей с Турцией есть и иные трактовки причин рассматриваемой перестановки. Так, О.Стенстрём довольно известный в стране дипломат и политик, член социал-демократической партии. Еще в 2018 г. он отбыл в качестве посла в Чили, но в марте 2022 г. командировка досрочно прервалась в силу предложения занять должность государственного секретаря по иностранным делам в кабинете А.Линде, а важность его подключения к работе кабмина тогда связывали с меняющейся динамикой отношений с Россией. В дальнейшем ему было поручено сосредоточиться на переговорах по НАТО, прежде всего на подготовке к саммиту Альянса 2022 г. При этом важно, что после отставки предыдущего правительства О.Стенстрём сохранил свой пост, что, по мнению нынешнего премьер-министра У.Кристерссона было призвано обеспечить преемственность работы на столь чувствительном направлении.

В результате, на текущем этапе возникла версия, что политик и дипломат, наконец, смог получить отставку и перейти на работу, на которую хотел. Косвенным подтверждением справедливости этой теории может считаться то, что ранее он был государственным секретарем в Министерстве экономики, специализируясь в том числе на инновациях. А они, в свою очередь, являются одним из направлений деятельности Wallenberg Foundations AB. При этом со стороны фондов также есть заинтересованность в международных и внутригосударственных связях нового сотрудника.

Немаловажно и то, что еще и Wallenberg Foundations через семью Валленбергов напрямую связан со шведским оборонным концерном Saab, производящим в числе прочего многоцелевые истребители Saab JAS 39 Gripen. Продвижением этого самолета как для собственных закупок в Швеции, так и для поставок в другие страны разработчики активно занялись в 2022 г. В этой связи рождается еще одна версия, согласно которой переход О.Стенстрёма призван укрепить данные начинания, опять-таки за счет внутриполитического опыта и внешних связей. При этом вопрос имеет прямое отношение к НАТО, так как членство в альянсе напрямую отражается на суммах, которые страна-участница должна расходовать на оборону.

В целом ситуация с отставкой О.Стенстрёма становится еще одним свидетельством того, что шведское правительство стремится позиционировать процесс вступления в НАТО завершенным, работая уже над тем, чтобы занять в организации собственную нишу. Косвенным подтверждением этого стоит считать работу над продвижением собственной оборонной продукции в Альянсе. Более того, по последним данным, шведские власти также обсуждают поправки к налоговому законодательству, которые позволят освободить партнеров по блоку от уплаты НДС при закупках местной продукции для вооруженных сил.

Сложившаяся обстановка по-своему воздействует на динамику турецко-шведских отношений по вопросу расширения НАТО. С одной стороны, настаивания на доверии к Турции власти североевропейского государства стараются не допускать обострения и без того существующих трений, обусловленных акциями с сожжением Корана. С другой стороны, в определенной степени подобная позиция призвана опосредованно давить на Турцию, побуждая ее успешно завершить ратификационные процедуры. Другими словами, становясь более полезным с практической точки зрения для других членов Аляьнса, Стокгольм формирует своего рода пояс лоббистов своих интересов, имеющих возможность при необходимости воздействовать на Анкару. Такой подход отвечает запросам критиков правительства У.Кристерссона, упрекающих его в излишних односторонних уступках Р.Т.Эрдогану вместо того, чтобы побудить НАТО со своей стороны активнее включиться в урегулирование кризиса вокруг расширения организации.

55.97MB | MySQL:116 | 0,745sec