Йемен через призму Лондонской конференции

Ситуация в Йемене нашло свое отражение и итогах «антитеррористической» конференции в Лондоне, которая практически уже завершила свою работу. По задумке ее организаторов, а присутствовали на ней в основном «первые» лица, конференция должна была зафиксировать солидаризированную позицию сторон в отношении угрозы исламизма на Ближнем и Среднем Востоке и дать пути эффективного противодействия.

Йемен попал в тему обсуждения в некотором роде «в последний момент», благодаря инциденту с попыткой теракта в аэропорту Детройта. Итог консультаций в общем-то был предсказуем. Здесь можно полностью согласиться с его оценкой со стороны главной йеменской оппозиционной силы «Лика муштарака», которая сегодня опубликовала по этому поводу свой пресс-релиз: «Конференция зафиксировала готовность сторон спасти политический режим в Йемене, но показала полную неготовность к спасению Йемена как государства». Президенту А.Салеху удалось убедить политических мировых «тяжеловесов» в лице, прежде всего США и Великобритании в своей способности удержать ситуацию в Йемене под контролем. Об этом косвенно свидетельствует арест 28 января с.г. в Сане родного брата губернатора провинции Саада Ф.Манаа.

Какая связь? Прямая. Ф.Манаа являлся основным посредником между А.Салехом и движением Хути, которое ведет против правительства партизанскую войну. Он же одновременно являлся основным поставщиком оружия для тех же повстанцев, которое он получал со складов йеменских вооруженных сил. Эти поставки приобрели регулярный характер по мере разворачивания боевых действий между саудовцами и повстанцами-зейдитами. Указанный факт, по оценке некоторых источников, свидетельствует о сговоре между А.Салехом (кстати, тоже зейдита) и повстанцами по развязыванию войны на саудовском направлении. Зачем?

А затем, чтобы направить боевой пыл повстанцев на «вечного раздражителя» на севере и попытаться за счет этого консолидировать распадающуюся на части страну. Это, во-первых. А во-вторых, «предупредить» саудовцев об опасности их попыток привести к власти в Йемене их союзника, «умеренного исламиста» Хамида Ахмара. В этой ситуации было необходимо дать понять Эр-Рияду, что «баловаться» с этим вопросом в условиях растущей «иранской экспансии» на полуострове чревато последствиями. Но эта тема стала потихоньку «выдыхаться» в отсутствие фактических доказательств «иранского следа». И тут, кстати, случилась история с нигерийцем, и общее направление действий А.Салеха изменилось. По этой причине надобность в услугах Ф.Манаа отпала и его «на всякий случай» арестовали, дабы чего лишнего не сболтнул. А заодно показали саудовцам, что «прислушались» к их информации «о злодее». Теперь у А.Салеха при негласной поддержке тех же американцев есть все основания спокойно отменить все возможные выборы или ввести в стране чрезвычайное положение.

Но возвратимся к итогам конференции в Лондоне. Помимо той самой кардинальной ошибки в отношении смены лидера в Йемене, отметим еще одну. Вся зафиксированная в итоговой декларации стратегия борьбы с исламизмом в Йемене совершенно не учитывает ситуацию в Сомали, а вернее активность исламистов в этом регионе. Мы имеем в виду, прежде всего «Аль-Шабаб». Рассматривать ситуацию в Сомали в отрыве от Йемена и наоборот — политически и тактически неверно. Сомалийские исламисты, которые в настоящее время уверенно контролируют южные и юго-западные районы бывшего Сомали, набирают силу и являются «тыловой базой» по распространению радикального ислама не только в Африке, но и Аравийском полуострове. Не будем сбрасывать со счетов большую сомалийскую диаспору в КСА и Йемене и их тесные связи с исторической родиной. Отметим также, что нынешние исламисты в Сомали, как «умеренные», так и «радикальные» в общем-то «экспортированы» на Африканский Рог из тех же КСА и Йемена, где они очень долгое время находились в «инкубаторе».

Теперь «Аш-Шабаб», который ориентируется в своей деятельности на «Аль-Каиду», успешно расширил «зону своей ответственности», в которую на настоящий момент входит крупный морской порт Кисмайо. Основой источник доходов группировки – это контрабанда, рэкет, и с некоторых пор – сотрудничество с пиратами. Это обстоятельство позволило «Аш-Шабаб» серьезно укрепить свою инфраструктуру. На сегодняшний день от установления полного контроля на Могадишо их удерживает только присутствие сил Афросоюза. С учетом полной прозрачности границ с Джибути и Кенией, а также выходом на морские коммуникации, «Аш-Шабаб» представляет сейчас идеальную структуру для распространения идей радикального ислама и плацдарм для подготовки и рекрутирования новых добровольцев. Последние события в Кении, когда «Аш-Шабаб» фактически организовал массовые антиправительственные выступления при активном участии в них членов сомалийской колонии (около 400 человек арестовано), говорит об их растущем потенциале и серьезных позициях в зарубежных диаспорах. Но самое главное, что они открыто декларируют свое намерение «экспортировать исламскую революцию» в другие страны.

В этой связи, если даже поверить в то, что йеменские «силовики» с помощью американцев смогут «выдавить» основные силы джихадистов с их баз (а это напомним, по самым скромным подсчетам, – 60 тыс. человек), то закономерно ожидать, что они легко перебазируются на контролируемую «Аш-Шабаб» территорию. Кстати, как они это делали не раз до этого, правда, предпочитая «отсиживаться» в Джибути по соседству с базой ВМС США. В этой связи логичнее было организовать направление главного удара не в самом Йемене, а именно в Сомали. С этой целью необходимо (несмотря на все нежелание Аддис-Абебы) задействовать в полной мере эфиопские войска при американской воздушной поддержке, как единственно более или менее боеспособную силу в регионе. Это кстати позволило бы решить вопрос и с пиратами.

Вместо этого, США и страны ЕС ограничились увеличением материально-технической помощи Переходному правительству в Могадишо, а Совет Безопасности ООН продлил мандат пребывания миротворцев в Сомали. Одновременно стало известно, что эксперты ООН ведут переговоры с представителями сомалийских пиратов о «выработке условий, способствующих сокращению объема пиратства в регионе». И, якобы, стороны достигли какого-то прогресса в ходе их консультаций. Это очень непонятная и тревожная ситуация, так как фактически легализует пиратство и выводит его в легальный субъект для переговоров.

Таким образом, к сожалению, необходимо констатировать, что в выводах конференции в Лондоне отсутствует системный подход к решению проблемы экспансии исламистов. Трудно понять, с чем это связано. Попробуем предположить, что «глас разума», который на конференции время от времени все-таки звучал, был не услышан, исходя из реального соотношения сил. Б.Обама с учетом падения своего рейтинга просто не рискует ввязываться в новые военные действия. Да и сил у него для этого нет. А полагаться в такой ситуации на саудовцев не приходится, особенно с учетом примеров их «военной доблести» в борьбе с зейдитами. Вот и приходится довольствоваться «полумерами».

52.2MB | MySQL:103 | 0,479sec