Ситуация в Судане: январь 2010г.

Главная интрига января развертывалась вокруг возможных претендентов на предстоящих в апреле с.г. президентских выборах, одновременно с которыми должны пройти парламентские выборы и выборы в местные органы власти. По состоянию на 30 января избирательная комиссия зарегистрировала 10 кандидатов. Досье трех претендентов на участие в выборах в качестве кандидатов на избрание были отвергнуты. Такая участь, в частности, ожидала единственную женщину — Фатиму Ахмед Абдельмахмуд, пожелавшую войти на вершину властного Олимпа Судана.

Среди зарегистрированных кандидатов фигурируют, в частности, действующий президент и лидер партии Национальный конгресс /ПНК/ Омар аль-Башир /для того, чтобы соответствовать требованиям избирательного законодательства, он даже уволился с военной службы, на которой формально до сих пор состоял/, лидер оппозиционной партии «Аль-Умма» и бывший премьер-министр страны Садык аль-Махди, представитель правящего на юге страны Суданского народно-освободительного движения /СНОД/ Ясир Арман.

Последний несмотря на то, что представляет христианско-анимистский юг, является по происхождению мусульманином, однако придерживается светских взглядов. Его кандидатура была единогласно поддержана 15 января Политбюро СНОД. Уроженец Северного Судана, в годы гражданской войны Арман принимал активное участие в боевых действиях в составе формирований южан. Считается, что на выборах именно он станет главным соперником Омара аль-Башира. Одним из достоинств 50-летнего Армана считается умение работать со СМИ.

Арман в 80-е годы ХХ-го столетия получил юридическое образование в Каирском университете. Одно время был активистом Суданской компартии. Затем примкнул к СНОД. После завершения гражданской войны возглавил фракцию СНОД в суданском парламенте.

Также 15 января Политбюро СНОД выдвинуло руководителя партии, вице-президента Судана и главу полуавтономного правительства Южного Судана Сальву Киира в качестве кандидата на избрание на пост президента Южного Судана. Ранее Киир неоднократно высказывался в поддержку идеи независимости Южного Судана. Он станет президентом независимого Южного Судана в случае, если победит на региональных выборах, также назначенных на апрель, и если в ходе референдума в январе 2011 года население региона выскажется за независимость.

Подобная рокировка Киира и Армана говорит только об одном — в Южном Судане не сомневаются в итогах референдума о независимости. Кроме того, она отражает понимание руководством СНОД того обстоятельства, что Арман на президентских выборах может получить на севере достаточно много голосов, чего нельзя сказать о Киире в случае, если бы он баллотировался на избрание. Также в руководстве СНОД прекрасно понимают, что шансы Армана на избрание минимальны с учетом административного ресурса, имеющегося у О.аль-Башира.

Тот же Киир 19 января сообщил, что в случае провозглашения независимости Южного Судана добываемая на его территории нефть по-прежнему будет подаваться на экспортные терминалы через трубопровод, проходящий через Северный Судан. Со своей стороны в тот же день, выступая по случаю пятой годовщины прекращения гражданской войны, О.аль-Башир заявил, что Хартум признает независимость Южного Судана в случае соответствующего результата референдума.

Исламистская партия Народного конгресса /НК/ не стала выдвигать своего 77-летнего исторического лидера Хасана ат-Тураби, отдав предпочтение его соратнику Абдалле Денгу Ниалу. Ниал занимает второе место во властной иерархии ПНК. Партия «Аль-Умма — реформа и обновление» выдвинула Мубарака аль-Фаделя, Национальный альянс — Абдельазиза Халеда, Суданская компартия — Ибрагима Нугуда, Юнионистско-демократическая партия- Хатема ас-Сира. Два кандидата выступают как независимые. Это — Камаль Идрис и Махмуд Ахмед Джуха Мохаммед.

7 января 10 гуманитарных организаций предупредили, что в Южном Судане может начаться гражданская война в случае, если мировому сообществу не удастся добиться реализации положений Всеобъемлющего мирного соглашения /ВМС/ от 2005г.

В январе заметные подвижки в сторону урегулирования отношений произошли на суданско-чадском треке. 9 января по завершении двухдневных переговоров представителей двух стран в Нджамене стороны подтвердили их обязательства прекратить поддержу повстанческих движений, действующих в Судане и Чаде. В частности, делегация Хартума «подтвердила свое обязательство нейтрализовать силы, враждебные Чаду и действующие с территории Судана».

В свою очередь представители Нджамены «информировали суданскую сторону о том, что правительство Чада приняло ряд мер, призванных прекратить любое присутствие, любую поддержку и любые враждебные акции со стороны суданских повстанцев против официального Хартума с территории Чада». Более того, они пригласили представителей Хартума посетить Чад с тем, чтобы убедиться в отсутствии на его территории дарфурских повстанцев. В частности, известно, что Нджамена предложила боевикам из Движения за справедливость и равенство /ДСР/ покинуть территорию Чада. Стороны договорились, что удаление повстанцев со своих территорий будет осуществлено за два месяца. В этих условиях нельзя исключать, что загнанные в угол чадские повстанцы из Союза сил сопротивления /ССС/ отважатся на очередную попытку рейда на территорию Чада.

В этих условиях считается, что от соглашения между Нджаменой и Хартумом больше проигрывает ССС, боеспособность отрядов которого целиком и полностью зависит от суданской помощи. В то же время Нджамена вряд ли сможет оказать реальное давление на одну из основных организаций дарфурских повстанцев — Движение за справедливость и равенство /ДСР/, которое является в достаточной степени автономным.

Хартум и Нджамена также договорились учредить «смешанные силы», призванные не допустить прорыва границы между двумя странами с той или иной стороны. Предполагается, что первые смешанные подразделения будут сформированы уже в феврале 2010г., и в период с 15 по 20 февраля займут первые посты на границе.

В складывающихся условиях Нджамена предложила ООН 19 января не возобновлять мандат Миссии ООН в Чаде и ЦАР, который истекает в марте с.г.

15 января авиация Чада нанесла бомбовый удар по позициям чадских повстанцев на стыке границ Чада, суданской провинции Дарфур и ЦАР. По имеющимся данным, удар наносился по формированиям ССС во главе с полевым командиром Адумом Якубом, действующим на востоке Чада. В то же время основные силы ССС по данным на середину января оставались в суданской провинции Дарфур.

Тем временем в самой провинции Дарфур 13 января развернулись бои между суданскими правительственными войсками и формированиями Армии освобождения Судана /АОС/ — фракция Абдельвахида Нура. В ходе боев повстанцы овладели населенным пунктом Гулу недалеко от границы с Чадом, после чего по их позициям бомбовый удар нанесли самолеты ВВС Судана.

В январе в Южном Судане продолжилась череда межплеменных столкновений, которые вновь привели к многочисленным человеческим жертвам. 9 января глава миссии мира ООН в Судане /Unmis/ Ашраф Кази выразил «озабоченность» организации непрекращающимся кровопролитием, в результате которого только за две предшествовавшие недели в штате Уаррап погибли по меньшей мере 150 человек. Он сообщил, что в связи с бездействием властей командование Unmis было вынуждено послать «голубые каски» для разъединения бойцов враждующих племен динка и нуэр, хотя это не входит в их прямые обязанности. Вмешательство «голубых касок» не смогло предотвратить новую вспышку насилия, в результате которой 11 января погибли 45 человек.

9 января подняли тревогу США, предупредившие своих граждан, находящихся в Судане, о возможности совершения терактов против самолетов авиакомпании «Эр Уганда» на линии между Кампалой и Джубой. По оценке американского посольства в Хартуме, речь шла об «экстремистах, действующих в регионе». По оценке суданских властей, это предупреждение было «необоснованным».

В целом, в январе появились очередные признаки того, что Южный Судан надеется получить независимость по итогам референдума 2011г. В этой связи, как представляется, многим из тех, кто плотно занимается суданским делами, пора прекратить повторять как заклинание тезис о том, что Судан должен оставаться единым в границах 1956 года, не замечая при этом реальное положение дел. Сейчас было бы лучше сосредоточиться на решении других вопросов — демаркации границы между Севером и Югом, определении статуса южан, проживающих в северных штатах, разделении бремени внешнего долга между Севером и Югом. Без их решения референдум может привести к новой войне.

А тем временем Китай — главный потребитель суданской нефти, по всей видимости, учитывает такую возможность, следствием чего может быть нарушение работы экспортной трубы, проходящей через Северный Судан. Уже объявлено, что он профинансирует строительство автомобильной и железной дороги, которые свяжут Южный Судан через Эфиопию со строящимся в Кении портом в Ламу.

62.86MB | MySQL:102 | 0,590sec