Израиль: оценки ситуации с безопасностью на внутренней, региональной и международной арене. Часть 27

Внутриполитический кризис в еврейском государстве имеет затяжной характер и, по мнению некоторых политиков, экспертов и наблюдателей, негативно сказывается на его внутренней и внешней безопасности. Однако не все в Израиле на происходящие социально-политические процессы в стране и их последствия в контексте внешней политики смотрят с пессимизмом.

Генерал-майор в отставке Эран Лерман, вице-президент Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS), рассматривая положение дел в Израиле в сравнительной перспективе, считает, что «страна вернулась в пространство политических возможностей». Он подготовил краткий обзор нескольких направлений действий Израиля на региональной и международной арене.

Помимо стремления к официальному межгосударственному партнерству с Саудовской Аравией, установления и развития отношений с Марокко, Азербайджаном и Туркменистаном, роли израильского оборонного экспорта во взаимодействии со странами Европы, важности политики в отношении Китая, Турции и стран Восточного Средиземноморья, эксперт рассматривает модели израильской помощи в Африке и за ее пределами, анализирует важность израильской дипломатии в достижении стратегических успехов на международной арене.

В частности, упоминается деятельность израильского Агентства по международному сотрудничеству в целях развития (МАШАВ) при министерстве иностранных дел. Стоит отметить, что эта структура работает во взаимодействии с США. В 2019 г. американское Агентство по международному развитию (USAID) и МАШАВ подписали Меморандум о взаимопонимании по глобальному сотрудничеству в целях развития. Закон США и Израиля о международном сотрудничестве в целях развития от 2023 г. (HR3907) не только повторно разрешает реализовывать совместную программу, но и расширяет ее, позволяя этим двум странам участвовать в проектах в развивающихся странах[i].

Э.Лерман указывает на то, что в условиях скудного бюджета деятельность израильского агентства в основном заключается в организации обучения в Израиле сотен тысяч стажеров из развивающихся стран. Деятельность Израиля по оказанию помощи, особенно в области продовольственной безопасности и экологической устойчивости, он рассматривает как рычаг для сотрудничества со странами Запада, которые, в свою очередь, способствуют изменению имиджа Израиля.

Эксперт JISS считает, что «эта деятельность – наряду с инвестициями израильских компаний и сотрудничеством в области безопасности (особенно в аспектах борьбы с терроризмом) с африканскими странами и в других регионах мира, в частности, с рядом стран в Тихоокеанском бассейне, с которыми Израиль поддерживает традиционно дружеские отношения, –закладывает основу для усилий Израиля по использованию этих стран для поддержки своей позиции и статуса в ходе борьбы на международных площадках».

Визиты в Израиль ряда лидеров Э.Лерман рассматривает как потенциал, заложенный в укрепление связей с африканскими странами. Так, бывший футболист, ныне президент Либерии Джордж Веа, прибыл в Израиль (5 июля 2023 г.), где обсудил с президентом Ицхаком Герцогом и министром иностранных дел Эли Коэном возможность открытия посольства своей страны в Иерусалиме. Президент Замбии Хакаинде Хичилема также встретился с израильским президентом (1 августа 2023 г.) и подчеркнул заинтересованность своей страны в углублении двустороннего сотрудничества.

В качестве иллюстрации моделей сотрудничества, создаваемых Израилем, который использует свое относительное преимущество, в данном случае в области медицинских технологий, эксперт приводит создание в Африке специализированных больниц для лечения больных раком. Это реализуется наряду с проектом Международного агентства по атомной энергии «Лучи надежды». Так называется инициатива, которая заключается в создании глобальной коалиции партнеров из государств-членов, частного сектора, агентств по вопросам развития и финансовых учреждений с  целью оказания странам помощи в создании центров лучевой терапии и наращивании имеющегося потенциала[ii].

Э.Лерман упоминает визит в Гану (26 июля 2023 г.) израильского министра иностранных дел. Там он заручился поддержкой своей коллеги Ширли Айоркор Ботчвей, которая является выпускницей учебной программы МАШАВа. Она поддержала стремления Израиля добиться  восстановления статуса наблюдателя в Африканском cоюзе, после того как в феврале 2023 г. израильская делегация была выставлена за дверь на церемонии открытия саммита АС. В МИДе Израиля после инцидента заявили, что  «Африканский союз стал заложником небольшого числа экстремистских стран, таких как Алжир и Южная Африка, движимых ненавистью и контролируемых Ираном»[iii].

Э.Лерман подчеркивает, что Гана также является непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Почему это важно? Потому что «прошлый опыт (например, во время попытки Палестинской национальной администрации добиться статуса государства-члена ООН) показывает, что можно мобилизовать страны, с которыми Израиль развивает отношения, как минимум на то, чтобы они воздержались при голосовании. Тем самым проблемные для Израиля резолюции не получают требуемого большинства (9 из 15) и не приходится прибегать к вето США».

В завершении Э.Лерман рассуждает о стратегической важности политических действий Израиля для достижения успеха на международной арене. Он приводит высказывания, приписываемые Бен-Гуриону — «ООН – ничто», «Неважно, что говорят неевреи». Это якобы «уменьшило важность израильской дипломатии перед лицом более значительных силовых элементов, да и вообще в решающие моменты она не может самостоятельно, без военной поддержки, дать ответ на экзистенциальные вызовы, с которыми сталкивается Израиль». При этом эксперт отмечает, что сам Бен-Гурион «занимался постоянным поиском союзников; наводил мосты с периферийными странами; и выискивал политическое (и духовное) партнерство в Азии. С тех пор важность политической деятельности только возросла в мире, где взаимозависимость более выражена, чем это было раньше».

Помимо прочего, Э.Лерман обращает внимание на то, что «расширение связей со странами мира имеет решающее значение для государства, экономика которого во многом стала экспортно-ориентированной (на сумму свыше 160 млрд долларов в год) и нуждается в легком доступе к рынкам и путям поставок». В частности, он называет израильский оборонный экспорт «политическим инструментом, а также стратегическим активом и фактором безопасности, который снижает себестоимость единицы продукции и помогает финансировать исследования и разработки, поддерживающие качественное преимущество Израиля».

Кроме того, он считает, что «израильская политическая система, основанная на связях в сфере безопасности и экономики, а также способствующая их продвижению и индивидуальной реализации на местах, имеет вес для нейтрализации непрерывных усилий, ставших основным направлением борьбы палестинцев по изоляции и осуждению Израиля». В Генеральной Ассамблее ООН и на подобных площадках палестинцы продолжают накапливать достижения, которые эксперт называет «в основном символическими, хотя и неприятными для израильских ушей». В частности, они стирают историческую связь евреев с Иерусалимом. Но палестинцы, по мнению эксперта, все равно терпят неудачу. В понимании Э.Лермана, причина заключается в том, что «за некоторыми исключениями, такими как резолюция 2334 Совета Безопасности («прощальный подарок» администрации Обамы израильскому правительству), им не хватает оперативной остроты [провокационных действий], и не в последнюю очередь из-за политической позиции Израиля в последние годы».

Для того чтобы в условиях политических потрясений придать новый импульс израильской дипломатической деятельности, которая в значительной степени начала пробуксовывать (за явным исключением «Авраамовых соглашений» в 2020 г.), Э.Лерман считает нужным предпринять ряд взаимосвязанных мер:

Во-первых, «успокоить внутриполитическую ситуацию в Израиле и переориентировать государственное и общественное внимание на проблемы безопасности и внешней политики». Отмечается, что «цена, которую Израиль платит за внутренний раскол, постоянно повышается, в первую очередь, когда речь идет об отношениях с американской администрацией, а также со значительной частью американского еврейства, которое часто используется в качестве «добровольного политического резерва» в поддержку политических действий Израиля».

Во-вторых, «сократить конфликтные ситуации с США, насколько это возможно, включая обеспечение полной прозрачности действий в отношении Китая, пересмотреть возможности помощи Украине и укрепить связи в области безопасности и разведки с американскими службами безопасности, в частности, с CENTCOM».

В-третьих, «в палестинском вопросе, при отсутствии реалистичной политической возможности достичь постоянного урегулирования из-за разрыва в принципиальных позициях сторон, Израиль должен стремиться к взаимопониманию с США, Египтом и Иорданией, а также с соответствующими силами в палестинском руководстве в рамках так называемого «Акабского процесса», чтобы «управлять конфликтом» и снижать уровень насилия, оставляя при этом открытыми варианты на будущее».

В-четвертых, «на оперативном уровне требуется интенсивное участие премьер-министра при поддержке Совета национальной безопасности (для координации действий, объединения сообщений и распределения задач) в построении важного личного измерения в дипломатии 21-го века».

В-пятых, «необходимо усилить МИД как организующий и руководящий фактор всех подготовительных и последующих действий, необходимых для продолжительного успеха политической линии». Подчеркивается важность «мягкой силы», «от раздачи овец на праздник жертвоприношения посольством Израиля в Сенегале до управления фокус-группами с целью разработки стратегии информирования и коммуникации в Нью-Йорке». Среди прочего, обращается внимание на такие аспекты как «общественная поддержка» и даже «легитимность применения силы». «Сегодня это также важно в процессе сдерживания «гибридного» врага, пропаганда которого играют центральную роль в его стратегии». Эксперт также считает нужным «значительно увеличить бюджет Армии обороны Израиля и выстроить модели интеграции экономических факторов, организаций гражданского общества и даже еврейской диаспоры, что может дать хорошие политические результаты, а также помочь восстановить имидж Израиля в местах, где он традиционно пользуется поддержкой»[iv].

[i] В Конгрессе США представлен законопроект о расширении сотрудничества с Израилем // STMEGI. 13.06.2023. https://stmegi.com/posts/108311/v-kongresse-ssha-predstavlen-zakonoproekt-o-rasshirenii-sotrudnichestva-s-izrailem/?ysclid=llja8lk7nz309674132

[ii] «Лучи надежды» / МАГАТЭ. https://www.iaea.org/ru/bulletin/luchi-nadezhdy

[iii]Israeli observer delegation kicked out of African Union summit in Addis Ababa // Times of Israel. 18.02.2023. https://www.timesofisrael.com/israeli-observer-delegation-kicked-out-of-african-union-summit/

[iv] ?המדינית בזירה ישראל של ההישגים לעידן שיבה / JISS. 14.08.2023. https://jiss.org.il/he/a-return-to-the-era-of-israels-achievements/

52.99MB | MySQL:103 | 0,430sec