О мероприятиях по противодействию терроризму в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР в условиях радикализации мусульманской части населения. Часть 3

Источники террористической  угрозы в СУАР и проводимые мероприятия по их противодействию

В течение длительного времени на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района действуют организации и вооружённые группировки, целью которых является создание независимого государства «Восточный Туркестан». При этом они проявляют свою активность различными способами, в том числе, провоцируют столкновения граждан с полицией, организовывают поджоги и подрывы поездов и автобусов, нападают на представителей органов государственной власти и прокитайски настроенных религиозных деятелей.

В настоящее время наибольшую угрозу национальной безопасности КНР в СУАР представляет деятельность нелегальной экстремистской группировки «Исламское движение Восточного Туркестана» (ИДВТ). В период ведения боевых действий в Сирии экстремисты из ИДВТ установили контроль над населенными пунктами Джиср-эш-Шугур и Эриха (пров. Идлиб), сформировали места постоянной дислокации и лагеря подготовки боевиков. Уйгуры приняли решение не облагать дополнительными налогами местных жителей и не навязывать им жизнь по законам шариата, что принесло им поддержку со стороны населения.

После участия в боестолкновениях на стороне НВФ, наиболее радикально настроенные боевики продолжали проводить террористическую деятельность в КНР. В феврале 2017 г. в уезде Пишань (административный район Хотан, СУАР) три боевика, вооруженные холодным оружием, напали на граждан, убили пять и ранили пять человек. Все нападавшие отказались сдаться по требованию представителей правоохранительных органов и ликвидированы. Спецслужбы КНР установили, что участники нападений прошли подготовку за рубежом и вернулись в Китай нелегально.

В марте 2017 г. террористическая организация ИДВТ опубликовала видео, ставшее подтверждением возможного обострения ситуации в СУАР. В видеоролике показаны уйгуры, проходящие обучение в лагере подготовки боевиков в Ираке и заявляющие о намерениях создать независимое государство «Восточный Туркестан», захватив при этом часть территории Китая. В отличие от иностранных наемников, уйгуры не скрывали своих лиц, несмотря на то, что данные действия представляют угрозу для их безопасности и жизни.

В основном выходцы из СУАР состоят в рядах бандформирования организации «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в России), до 1 тыс. боевиков входили в состав группировки «Исламское государство  (ИГ, запрещена в России). Они продемонстрировали высокие боевые качества и сыграли важную роль в отдельных боестолкновениях с правительственными войсками в САР. Руководство КНР считает, что поражение ИГ приведет к активизации международного терроризма на территории других государств, в том числе в Китае. Наибольшую опасность представляют отряды боевиков-уйгуров и примкнувшие к ним радикально настроенные иностранные наемники, прошедшие специальную диверсионную подготовку и получившие боевой опыт в Сирии и Ираке. Открытое ведение регулярных боевых действий становится для них невозможными, и ожидается, что они активизируют террористическую деятельность в приграничных с КНР районах.

Анализ развития ситуации на территории СУАР показывает, что деятельность террористических и экстремистских организаций с течением времени активизируется. При этом проявляется специфическая черта современного терроризма в регионе: если ранее (до 2012 года) объектами вооружённых нападений являлись, главным образом, полицейские или военнослужащие, то в настоящее время объектами таких акций стали мирные граждане, оказавшиеся в людных местах. А частота и однотипность террористических актов являются подтверждением того, что акции планировались, координировались и финансировались из одного центра.

В этой связи в ближайшей перспективе опасность проведения новых терактов в КНР может возрасти. Для противодействия угрозе в Китае принимаются дополнительные превентивные и режимные меры. Наибольшая ответственность за выполнение антитеррористических мероприятий возлагается на руководство и спецслужбы СУАР. Государственные структуры поставили цель полностью исключить возможность прибытия террористов на территорию района.

Для усиления охраны участка государственной границы и недопущения незаконного пересечения планируется установить дополнительные ограждения и системы видеонаблюдения, а также активно использовать беспилотные летательные аппараты. Ужесточен пограничный контроль. У местных жителей проводится ограниченное изъятие загранпаспортов. В соответствии с установленными требованиями они должны находиться на хранении в органах общественной безопасности. При необходимости выезда за границу, документы выдаются в личное пользование на основании заявления.

Особое внимание уделяется проведению антитеррористических учений контингентом вооруженных сил. В ходе мероприятий отрабатываются действия по переброске, тактическому взаимодействию и уничтожению незаконных вооруженных формирований  в горных и пустынных районах. Наличие в распоряжении  контртеррористических подразделений боевой и транспортной авиации позволяет руководству КНР оперативно развернуть ограниченный контингент вооруженных сил в любой точке СУАР и эффективно противодействовать проникшим на территорию района отрядам боевиков.

 

Международное сотрудничество КНР в создании единой системы безопасности

Деятельность Китая в борьбе с терроризмом не ограничивается мероприятиями внутри страны. На международном уровне китайское правительство ведет активное сотрудничество с организациями и руководством государств по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Во внешнеполитической деятельности КНР важное место занимает развитие дипломатических отношений и торгово-экономических связей с государствами Центральной Азии. Реализация товаров и услуг в данных странах является основным внешнеэкономическим направлением для производителей западных районов КНР, ввиду их удаленности от основных морских коммуникаций.

Для поддержания стабильной ситуации в СУАР и противодействия распространению терроризма, Китай наращивает сотрудничество с соседними государствами. Основным партнером в борьбе с уйгурским сепаратизмом является Казахстан. Это обусловлено нахождением на его территории наиболее крупной по численности уйгурской диаспоры в регионе и действующим законом «О борьбе с терроризмом», который признает «Исламскую партию Восточного Туркестана» террористической организацией.

Основным документом, регламентирующим совместную деятельность двух стран, является декларация «О дальнейшем развитии и углублении дружественных взаимоотношений». Представители руководства государств регулярно проводят официальные визиты различного уровня, в ходе которых обсуждаются вопросы распространения терроризма, сепаратизма, экстремизма и организованной преступности. Подписаны соглашения о расширении сотрудничества в области безопасности, а также в экономической,  энергетической и гуманитарной сферах.

Китай наращивает сотрудничество с Киргизией, на территории которой проживают до 3 млн. уйгуров. По требованию китайской стороны в Киргизии ужесточилось преследование уйгуров, обвиняемых в причастности к деятельности террористических организаций «Партия за освобождение Восточного Туркестана», «Организация освобождения Восточного Туркестана», «Исламская партия Туркестана» и «Исламское движение Восточного Туркестана». Запрещены любые массовые акции, организованные в поддержку сепаратистов из СУАР.

Основным нормативно-правовым документом, который регламентирует совместную деятельность в сфере безопасности, является декларация «Об установлении стратегического партнерства», в котором обе стороны подчеркивают, что терроризм, экстремизм и сепаратизм представляют угрозу безопасности и стабильности региона.

Для противодействия террористической угрозе в регионе Китай развивает отношения с Узбекистаном, на территории которого под постоянным контролем местных правоохранительных органов проживает уйгурская диаспора в количестве до 100 тыс. человек. В стране запрещено создание организаций, которые поддерживают независимость СУАР. Меры, принимаемые правительством Узбекистана, по борьбе с сепаратизмом являются основой деловых отношений между государствами.

Заключение

Руководство Китайской Народной Республики считает, что дальнейшее экономическое развитие страны возможно только при условии поддержания мирной и стабильной обстановки в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.  В этой связи этнические разногласия, угрозы распространения экстремизма и терроризма становятся вызовами, требующими оперативных и решительных действий.

Китай выступает против распространения терроризма в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и проводит мероприятия по предупреждению распространения экстремистской идеологии в рамках действующего законодательства. Китайские военные эксперты прогнозируют, что исламские радикалы, потерпев поражение в Сирии и Ираке, активизируют террористическую деятельность в других государствах, в том числе на территории Китая.

На местном уровне правительство Китайской Народной Республики предпринимает попытки создать благоприятные условия жизни для этнических меньшинств, разрабатывает и внедряет совокупность мер политического, социально-экономического, культурного и демографического характера. Несмотря на проводимые мероприятия, экономический рост в Синьцзян-Уйгурском автономном районе привел к усилению социального неравенства среди представителей различных национальных меньшинств.

Меры по ужесточению законодательства и административно-полицейского режима притесняют права населения Синьцзян-Уйгурского автономного района, направлены на этническую дискриминацию и культурное подавление национальных меньшинств. Продолжение подобной политики может послужить причиной массовых акций протеста, активизации незаконных вооруженных формирований и террористической деятельности в районе, граничащем с Российской Федерацией.

Развитие транспортной инфраструктуры Синьцзян-Уйгурского автономного района в рамках китайской стратегии экономического развития «Один пояс, один путь» способствует реализации китайских товаров, услуг и инвестиций в государства Европы, Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока. Становление района основным логистическим узлом усилит геополитические позиции Китая на постсоветском пространстве, что повлечет вытеснение Российской Федерации из исторической сферы влияния.

52.98MB | MySQL:103 | 0,459sec