Ситуация в Ливии: январь 2010г.

Одним из наиболее заметных событий января стал визит в Москву главы оборонного ведомства Ливии генерал-лейтенанта Абу Бакра Юниса Джабера. 27 января он встретился в Москве с министром обороны РФ Анатолием Сердюковым. Как сообщила пресс-секретарь министра обороны РФ Ирина Ковальчук, «стороны обсудили состояние и перспективы двустороннего военного и военно-технического сотрудничества». Во встрече также приняли участие директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев и генеральный директор «Ростехнологий» Сергей Чемезов.

Первоначально более детальной информации о пребывании ливийского министра в Москве не сообщалось. 28 января генеральный директор «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин уточнил, что это предприятие ведет интенсивные переговоры с Ливией по всем направлениям военно-технического сотрудничества /ВТС/. «У нас был перерыв из-за санкций. Затем восстановились нормальные дружественные отношения. Мы осуществили поставки техники, произвели ремонт ранее поставленных вооружений. Сейчас идут интенсивные переговоры по всем направлениям ВТС. Но заранее говорить об их возможных результатах не стоит», — сообщил Исайкин. «Хочется услышать суммы как можно большие», — признался он.

Судя по всему, глава «Рособоронэкспорта» к тому моменту знал намного больше, но он предоставил возможность сообщить главную новость главе правительства России. 29 января Владимир Путин принял ливийского министра. День спустя премьер сообщил, что накануне были подписаны российско-ливийские контракты на сумму в 1,8 млрд долларов. Уже позднее станет известно, что речь идет о поставках 20 самолетов и модернизации бронетехники. В частности, Ливия заказала 6 учебно-боевых самолетов Як-130 производства корпорации «Иркут». Таким образом она стала второй страной после Алжира, заказавшей самолеты этого типа.

По имеющимся данным, Ливия также заказала 12 истребителей Су-35 и 4 истребителя Су-30. Еще один контракт касается модернизации примерно 140 танков Т-72 советского производства.

В январе Ливия попала в американский список «подозрительных» стран, для выходцев из которых стали действовать новые правила предполетного досмотра. Нововведения коснулись прежде всего граждан тех стран, которые госдеп США квалифицирует как спонсоры терроризма. В настоящее время в этом «узком» списке значатся Иран, Куба, Сирия и Судан. Предполагается, что теперь все без исключения лица, имеющие паспорта этих государств или даже просто пересекшие их территорию транзитом и направляющиеся в США, теперь по требованию Вашингтона будут подвергаться в аэропортах вылета фактическому обыску и обязательному досмотру ручной клади. Аналогичные меры проверки ждут граждан ряда других стран, вызывающих обеспокоенность у спецслужб США. В этот «широкий» список попали Алжир, Афганистан, Ирак, Йемен, Ливан, Ливия, Нигерия, Пакистан, Сомали и Саудовская Аравия. Новые правила вступили в силу с 4 января.

В январе в вялотекущем ритме развивались события, связанные с двумя швейцарскими предпринимателями, которым ливийские власти препятствуют в выезде в Конфедерацию, мстя таким образом за непродолжительное задержание летом 2008г. в Женеве Ханибала Каддафи — сына лидера ливийской революции Муамара Каддафи. Оба швейцарца — Рашид Хамдани и Макс Гелди — укрываются в настоящее время в посольстве Швейцарии в Триполи и предпочитают не выходить из него даже на судебные процессы, которые ливийская «Фемида» то и дело устраивает против них. 30 ноября 2009г. они были заочно осуждены на 16 месяцев тюрьмы каждый по обвинению в «нелегальном нахождении» в Джамахирии. Адвокаты швейцарцев подали апелляции на эти вердикты. Теперь они ожидают новые процессы, где им придется отвечать на обвинения в «незаконной предпринимательской деятельности» на территории Ливии. Понятно, что швейцарцы опасаются появляться в зале суда. Поэтому его заседания могут переноситься бесконечное число раз. А тем време ни двое вряд ли в чем виноватых людей будут находиться в фактической изоляции.

Видно, осознав это, Хамдани впервые появился 24 января на заседании суда второй инстанции, рассматривавшего его апелляцию на приговор от 30 ноября 2009г. Тем не менее заседание суда вновь было перенесено, на сей раз — на 31 января. Хамдани покинул здание посольства только после того, как получил гарантии безопасности от Фонда Каддафи, который возглавляет сын лидера ливийской революции Сейф аль-Ислам Каддафи. 31 января суд второй инстанции отменил первый приговор и объявил Хамдани невиновным по предъявлявшемуся ему обвинению в «нелегальном нахождении» в Ливии.

Еще 28 января примеру Хамдани последовал его коллега по несчастью. Решение суда второй инстанции по нему ожидалось 4 февраля.

Ранее сообщалось, что в ответ на действия Ливии Швейцария и страны Евросоюза ввели ограничения на выдачу шенгенских виз для ливийских чиновников. 21 января Ливия объявила, что намерена предпринять аналогичные меры по отношению к европейцам. «Служба по выдаче паспортов и дел иностранцев ужесточит условия предоставления ливийских виз предпринимателям из стран Европы, а также выходцам из некоторых европейских стран», — заявил для АФП «высокопоставленный ливийский источник».

6 января британская радио- телевещательная корпорация BBC опубликовала данные собственного расследования обстоятельств «дела Локерби» о взрыве в воздухе над одноименным шотландским городком в 1988 году американского авиалайнера. Его главный итог — авторы расследования поставили под сомнение идентичность главного вещественного доказательства, на основании которого был в свое время осужден ливиец Абдельбасет аль-Меграхи.

Речь идет об остатках взрывателя, якобы найденных позднее на земле. После того, как были смоделированы условия взрыва, выяснилось, что не должно было остаться никаких остатков взрывателя, который должен был просто испариться. Как сообщил выступивший в роли эксперта консультант ООН по взрывчатым веществам Джон Вайт, «я полагаю крайне маловероятным, что был найден фрагмент взрывного устройства этого типа». До этого он по заданию BBC провел порядка 20 тестов с такими взрывателями.

Как ранее утверждало следствие, бомба, уничтожившая самолет, находилась в радиоприемнике. Тот в свою очередь находился в багажном отделении в сумке с одеждой. Фрагмент взрывателя якобы был обнаружен на земле через три недели после взрыва. Сначала следствие не принимало его в расчет, и лишь несколько месяцев спустя построило на нем обвинения в адрес Аль-Меграхи и Ливии. Фрагмент был найден среди обрывков одежды с этикеткой «Сделано на Мальте». Следователи позднее смогли обнаружить на острове торговца, который указал на Аль-Меграхи как на покупателя этой одежды. Сам фрагмент никогда не подвергался химической экспертизе.

Напомним, что Аль-Меграхи в 2001г. получил пожизненное заключение и до недавнего времени отбывал наказание в Шотландии. 20 августа 2009г. он был передан Ливии в связи с резким ухудшением состояния здоровья — у него признали рак простаты. В свою очередь Ливия выплатила огромные компенсации родственникам погибших в теракте над Локерби.

28 января лидер ливийской революции Муамар Каддафи заявил, что концепция гражданского общества не может быть применима в условиях Джамахирии. По его мнению, концепция гражданского общества истекает из «буржуазной культуры» и представляет собой «имитацию Запада, которая не будет работать у нас», поскольку в Ливии общество и так является «полностью гражданским».

Это заявление прозвучало в момент, когда юридический комитет при правительстве Ливии работал над инициированным Сейф аль-Исламом Каддафи проектом нового уголовного кодекса страны, который, в отличие от действующего, не предусматривает уголовного преследования за создание независимых неправительственных организаций, ставящих перед собой «неполитические цели». Действующий в настоящее время уголовный кодекс Ливии предусматривает смертную казнь для любого, кто поддерживает, создает, участвует в работе или финансирует организацию, запрещенную законом.

В диссонанс со словами Каддафи 28 января прозвучало заявление министра юстиции Ливии Мустафы Абдельджалиля. Он сообщил, что подал в отставку, так как, по его словам, ничего не может сделать для того, чтобы освободить примерно 300 узников ливийских тюрем, невиновность которых установлена в суде. С другой стороны, он сообщил о случаях освобождений против его воли узников, которые были приговорены к высшей мере наказания. Фактически своим выступлением министр дал понять, что не его ведомство вершит правосудие в Ливии.

Это заявление прозвучало на заседании Всеобщего народного конгресса /парламента/, на котором одно время присутствовал Муамар Каддафи. Лидер ливийской революции заметил его, отметив, что оно было «несвоевременным». По словам Кадафи, в первом случае речь шла об «опасных террористах, в отношении которых законы не применяются». Во втором случае речь шла о девяти заключенных, совершивших убийства при законной самообороне, или совершивших «преступления чести». «Необходимо изменить законы, — заявил тогда Каддафи. — Нельзя осуждать на смерть того, кто убил, защищая свою жизнь или свою честь».

52.22MB | MySQL:103 | 0,459sec