Размышления о внутрипалестинской ситуации

С учетом циркулирующей в последнее время информации о возможно готовящейся силовой крупномасштабной операции Израиля против инфраструктуры ХАМАС в секторе Газа, по нашей оценке, оправданно оценить возможность ее проведения с точки зрения баланса сил внутри самого палестинского политического сообщества и возможной реакции основных внешнеполитических игроков на этом направлении.

Начнем с палестинцев. ФАТХ уже продолжительное время сотрясают скандалы и внутренние разоблачения, связанные с «неадресным расходованием» финансовых средств иностранных спонсоров. В настоящее время глава Палестинской национальной администрации М.Аббас и его сподвижники вынуждены занять «глухую оборону» в связи с предъявленными им обвинениями в связи с расхищением 20 млн евро, полученных ПНА в прошлом году от Испании, и 3.5 млн долларов США, переданных американцами. Инициаторами этой кампании выступают сторонники т.н. «жесткой оппозиции» внутри ФАТХ Ф.Каддуми, Абу Аля и Н.Шаат, которые уже давно и последовательно критикуют нынешнего палестинского лидера. Отметим, что их обвинения, безусловно, имеют рациональную основу, и вместе с обвинениями «в отравлении Я.Арафата» составляют два основных пункта претензий партактива ФАТХ к своему лидеру. Совершенно очевидно, что М.Аббас, несмотря на свое переизбрание на последней «послушной» партконференции, на которой «по техническим причинам» отсутствовали его наиболее яркие оппоненты, не считается внутри палестинского политсообщества легитимным лидером. Все его переизбрания или продления полномочий в связи с отменой выборов, необходимы, прежде всего, для США и Израиля с целью придания М.Аббасу роли «легитимного партнера» по переговорам. При этом, израильтяне «на полном серьезе» убеждают своих европейских и американских партнеров в росте популярности М.Аббаса и падении рейтинга его противников как внутри ФАТХ (тот же М.Баргути), так и ХАМАС. По оценкам израильтян, ХАМАС, безусловно, проиграет на выборах ФАТХ, если они состоятся в ближайшее время. Здесь необходимо разобраться в мотивах. Если это «выдавание желаемого за действительное» предназначено только для внешнеполитической «дымовой завесы», то это один вопрос. Если же эта принципиальная убежденность, то совсем другой. По оценкам независимых и не ангажированных экспертов, ХАМАС в случае проведения выборов сейчас уверенно получит 45-50% голосов минимум. То есть движение сохраняет свои прежние позиции в палестинском парламенте. В этом контексте необходимо оценивать и резкое увеличение популярности ХАМАС в ливанской палестинской диаспоре, где, по тем же оценкам, ХАМАС контролирует 40% голосов, а еще 20% соберет еще один оппонент М.Аббаса лидер НФОП-ГК А.Джибриль. Именно эта «нехорошая» тенденция заставила М.Аббаса срочно «перебрасывать» на ливанское направление бывшего руководителя палестинских спецслужб М.Дахлана, который призван остановить растущее влияние хамасистов. М.Дахлан имеет хорошие позиции в палестинских лагерях в Ливане, его имя связывают с организацией в них исламистской группы «ФАТХ-Ислам», которая была призвана стать противовесом набирающим силу хамасистам. Что из этого получилось, все были свидетелями. Основной ресурс М.Дахлана, который считается патологическим врагом ХАМАС, в настоящее время это, прежде всего,

финансовый. По тем же данным, это основной стимул для 40% палестинского сообщества на «оккупированных территориях», да и в Ливане, для голосования за ту или иную политическую силу в ООП.

У М.Аббаса остается очень маленькое поле для маневра. С одной стороны он должен «подстраивается» под США и демонстрировать некие поступательные шаги на переговорах с Израилем, исходя из его «максимально-возможных уступках по поселенческой деятельности». С другой, вынужден считаться с настроениями на «арабской и палестинской улицах», которые этими уступками в принципе не удовлетворены и никогда не примут. А это помимо политической составляющей имеет и более важную — финансовую. На повестке дня все острее начинает стоять вопрос о смене М.Аббаса на политически менее ангажированного технократа, самым лучшим из которых на сегодняшний день является премьер-министр ПНА С.Файяд. По оценке тех же израильтян предполагается, что он сможет воссоздать ту систему «политического и экономического баланса интересов» внутри самой ООП, которую так опрометчиво разрушил по причине жадности М.Аббас. Именно этими причинами, в основном, обусловлен нынешний раскол в ФАТХ, и преодолеть его будет призван С.Файяд. Это должно положить конец наметившемуся союзу «фатховской» оппозиции и ХАМАС. Новый лидер должен найти оптимальный способ окончательного исключения из политического кругооборота таких лояльных ХАМАСУ лиц, как Ф.Кадумми и Н.Шаат, которые на следующей неделе, к слову, вновь поедут для консультаций в Газу.

В этой связи не исключено, что смена нынешнего палестинского лидера, который свой политический ресурс выработал, может быть приурочена именно к военной операции Израиля против ХАМАС. Кто-то ведь должен со стороны палестинского руководства политически прикрыть эту операцию и, как следствие, пожертвовать собой.

Если попытаться ответить на вопрос: даст ли М.Аббас «добро» на возможную израильскую военную операцию в секторе Газа, то ответ однозначен: да. У него фактически нет других механизмов по нейтрализации самого активного и грозного оппонента в ПНА. На такое решение его активно подталкивает Израиль и «молчаливо» поощряет саудовское руководство.

Похожую позицию все более отчетливо начинает занимать и АРЕ. Это видно по той жесткой линии, которую Каир демонстрирует в последнее время. К признакам такой «жесткой линии» необходимо отнести строительство новой стены на границе сектора Газа и арест 23 функционеров ХАМАС в АРЕ. К ним же некоторые эксперты относят и гибель в автомобильной катастрофе на египетской территории брата влиятельного функционера движения Сами Абу Захри. Такая политика «сдерживания» может, конечно, свидетельствовать и об очередном витке «кнута» в посреднических усилиях Каира, но, скорее всего, речь идет о выборе в пользу силового решения дилеммы «внутрипалестинского диалога». Естественно, что ни одна из арабских стран публично силовую акцию Израиля не поддержит. Но этого и не требуется.

Каир сильно рискует. По некоторым данным, руководство ХАМАС сильно раздражено нынешней политикой Каира на палестинском напрвлении. Поэтому, если этим летом египетские курорты сотрясет серия терактов, организованных «боевиками Аль-Каиды», то сильно удивляться не надо.

Но все это второстепенные факторы. Основное это позиция США. Очень сомнительно, что Вашингтон даже при наличии сильнейшего израильского «лобби» и «резонансного теракта» даст сейчас «добро» и молчаливо поддержит силовую акцию. Ее успешное проведение, конечно, сильно облегчит жизнь Израилю, но процесс переговоров с «мертвой точки» не сдвинет: позиция всего арабского политсообщества на этот счет едина.

Американцы также серьезно размышляют о смене М.Аббаса на С. Файяда, но мотив здесь немного другой. С.Файяд должен наладить экономические механизмы, что по оценке американских аналитиков, будет способствовать естественной потери рейтинга ХАМАС среди палестинского населения.

62.82MB | MySQL:102 | 0,625sec