Оценки в Израиле потенциальных подвижек в нормализации отношений с Саудовской Аравией. Часть 11

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху добивается нормализации отношений с Королевством Саудовская Аравия (КСА), обозначив это в качестве одного из главных приоритетов своего нового правительства, что может привести к прекращению арабо-израильского и палестино-израильского конфликта. Однако официальные лица США предупреждают, что политика Израиля на Западном берегу р. Иордан и продвижение судебной реформы сделали заключение соглашения с Эр-Риядом практически невозможным[i]. В любом случае, палестинский аспект в потенциальной сделке между Израилем и КСА играет важную роль.

Йоэль Гузанский, старший научный сотрудник Института исследований национальной безопасности (INSS), специализирующийся на политике и безопасности в Персидском заливе, и бригадный генерал (в отставке) Уди Декель, бывший управляющий директор INSS, руководитель программы исследований процессов на палестинской арене, рассматривают «палестинский пакет» отдельно от набора требований Саудовской Аравии к Соединенным Штатам в обмен на нормализацию отношений с Израилем, или «интеграцию», как ее называют в КСА. Главным элементом этого «пакета» является выход из политического тупика в израильско-палестинском конфликте и возвращение к идее его решения путем создания двух государств.

Эксперты указывают на то, что Б.Нетаньяху и другие высокопоставленные израильские чиновники в контексте нормализации отношений с КСА преуменьшили важность для саудовцев палестинского вопроса. Однако в INSS считают, что в формировании израильско-саудовских отношений этот вопрос займет центральное место в отличие от ситуации периода «Авраамовых соглашений» (2020) и учитывая ожидания Эр-Рияда и Вашингтона в отношении Израиля, а также их приверженность двухгосударственному решению.

Эксперты INSS отмечают, что «в течение многих лет Саудовская Аравия проявляла довольно ограниченный интерес к израильско-палестинскому конфликту, наряду с явным нежеланием участвовать в решении этой проблемы и недовольством поведением палестинского руководства, как Палестинской национальной администрации, так и ХАМАСа в секторе Газа. Однако Эр-Рияд более привержен палестинскому вопросу, чем Абу-Даби, хотя бы из-за своего статуса и роли лидера арабского и (суннитского) мусульманского мира, «хранителя святых мест» и потенциально главной силы в региональных процессах. Королевский дом и сам король Сальман (который считается более приверженным палестинской идее, чем его сын, наследный принц) стремятся услышать голоса тех, кто возражает против нормализации в формате «Авраамовых соглашений» (около 80% саудовцев), религиозный истеблишмент (несмотря на ослабление его влияния) и настроения на арабской улице».

Таким образом, «Саудовская Аравия представляет прогресс в политическом решении палестино-израильского конфликта как условие нормализации отношений с Израилем и формально привержена его разрешению в соответствии с «Арабской мирной инициативой». Высокопоставленные чиновники Королевства заявили, что рассматривают эту инициативу как основу для переговоров, а не как диктат». Следовательно, «в ответ Эр-Рияд ожидает от Израиля некоторых жестов в отношении палестинцев, которые он сможет назвать подлинным прогрессом, хотя бы поэтапным, на пути к решению конфликта путем создания двух государств». В любом случае, на саммите Лиги арабских государств в Эр-Рияде в мае 2023 г. наследный принц подчеркнул, что «палестинский вопрос находится на первом месте в повестке дня Королевства», и упомянул «Арабскую мирную инициативу» и международные резолюции по этому вопросу.

Тем не менее, Й.Гузанский и У.Декель усматривают отсутствие согласия в КСА по палестинской проблеме, в частности, между наследным принцем и его отцом, и министром иностранных дел КСА Фейсалом бен Фарханом или между их заявлениями в разное время и перед разной аудиторией. Допускается, что это вызвано желанием сохранить некоторую непрозрачность и пространство для политического маневрирования. «Это позволило бы королевству предпринять взвешенные шаги в направлении интеграции с Израилем под прикрытием требования создания палестинского государства, одновременно адаптируясь и сохраняя гибкость, чтобы палестинский вопрос не стал препятствием для соглашения с Израилем и получения вознаграждений от Соединенных Штатов».

Факт все более частого и резкого осуждения Саудовской Аравией политики и риторики нового крайне правого израильского правительства во главе с Б.Нетаньяху, особенно провокационных визитов министра национальной безопасности Итамара Бен-Гвира на Храмовую гору в Иерусалиме на фоне эскалации напряженности на палестинской арене и расширения еврейских поселений и форпостов на Западном берегу р. Иордан, эксперты рассматривают как желание КСА активизировать свое участие в этом вопросе, одновременно сигнализируя израильскому правительству, что его свобода действий в отношении палестинцев ограничена. Еще одним свидетельством усиления вовлеченности Эр-Рияда в палестинский вопрос эксперты считают назначение в августе этого года первого посла Саудовской Аравии-нерезидента в Государстве Палестина и консула в Иерусалиме (им стал посол КСА в Иордании Наиф ас-Судейри), а также возобновление финансирования больниц в Восточном Иерусалиме. В INSS это расценивают в качестве дополнительного сигнала для Израиля, а также для Иордании и ПНА, о том, что Саудовская Аравия намерена расширить свое участие в решении палестинской проблемы и, возможно, ситуации вокруг комплекса Аль-Акса. Отмечается, что помимо этого Эр-Рияд пытался способствовать примирению между Палестинской национальной администрацией / Организацией освобождения Палестины и ХАМАСом.

Анализируя позицию ПНА и ООП, Й.Гузанский и У.Декель полагают, что палестинское руководство «усвоило уроки своего жесткого противодействия «Авраамовым соглашениям» и теперь готово принять активное участие в шагах по содействию нормализации отношений между КСА и Израилем». По мнению экспертов, ПНА ничего не добилась своим отказом участвовать в региональных инициативах на основе «Авраамовых соглашений». Они называют еще одну причину, по которой палестинское руководство не исключает израильско-саудовской нормализации – высокий статус КСА в регионе и мусульманском мире. Следовательно, нормализация отношений между Саудовской Аравией и Израилем без значительного палестинского компонента еще больше ослабит позицию Палестины и отодвинет палестинский вопрос в региональных соглашениях на задний план. Предполагается, что в глазах палестинского руководства участие в дискуссиях по нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией является способом сдержать действия израильского правительства, которые они считают направленными на недопущение двухгосударственного решения. Кроме того, участие в широком региональном процессе также продемонстрировало бы актуальность ПНА, которая теряет свою значимость и легитимность на фоне набирающей популярность среди палестинцев концепции сопротивления, предлагаемой ХАМАСом. Отражением изменения подхода ПНА к процессу нормализации отношений в регионе в INSS считают встречу, организованную М.Аббасом с палестинскими фракциями в Египте в конце июля с.г. в попытке межпалестинского примирения; встречу в начале августа с. г. с королем Иордании Абдаллой II; после этого трехсторонний саммит, на котором к иорданскому монарху присоединился президент Египта Абдельфаттах Ас-Сиси.

Допускается, что участие ПНА в процессе нормализации позволит палестинскому руководству влиять на этот процесс, повысить свой статус внутри страны и за рубежом, а также свою способность добиваться вознаграждений и соблюдения обязательств как со стороны Израиля, так и Саудовской Аравии.

Что касается Израиля, то эксперты INSS связывают нормализацию отношений с Саудовской Аравией со значительным улучшением его стратегического регионального и международного положения, с потенциалом для получения всевозможных выгод. Но они указывают на одно условие – израильское правительство должно будет принять решение израильско-палестинского конфликта по принципу двух государств и на основе «Арабской мирной инициативы», пообещать не аннексировать Западный берег р. Иордан и взять на себя обязательство помочь сохранить функционирующую Палестинскую национальную администрацию. Допускается, что если требования к Израилю ограничатся только этим, израильское правое крыло утвердится в своем мировоззрении, согласно которому для установления формальных отношений с большинством стран арабского мира нет необходимости заниматься урегулированием на израильско-палестинской арене, и Израиль может фактически (и не обязательно формально) продолжать аннексировать Западный берег р. Иордан, и мало что может этому помешать.

Однако эксперты предупреждают, что Эр-Рияд или администрация Байдена вряд ли удовлетворятся одной риторикой. Следовательно, для урегулирования отношений с КСА Израилю придется заняться «палестинским пакетом», который включает в себя конкретные шаги, такие как: прекращение расширения еврейских поселений и эвакуация незаконных аванпостов и пастбищ на Западном берегу р. Иордан; избегание или, по крайней мере, ограничение присутствия ЦАХАЛа в зоне А, находящейся под контролем ПНА (по соглашениям Осло); укрепление ПНА и расширение зоны ее действия; сохранение статус-кво на Храмовой горе в Иерусалиме и запрет евреям там молиться. Палестинское руководство, со своей стороны, будет обязано восстановить свой контроль над северной частью Западного берега р. Иордан и отозвать свои претензии к Израилю из Международного уголовного суда и Международного суда ООН. Администрации Байдена придется выполнить свои предыдущие обязательства перед палестинцами – вновь открыть представительство ООП в Вашингтоне и восстановить консульство США для палестинцев в Восточном Иерусалиме. При этом доля КСА в «палестинском пакете» будет представлять собой значительную экономическую помощь, призванную спасти ПНА от банкротства и продвигать проекты по улучшению экономики, энерго- и водоснабжения, занятости и др. аспектов жизни палестинского общества.

В INSS отмечают, что нынешнему израильскому правительству будет трудно положительно отреагировать на вышеперечисленные потенциальные меры. Особенно если требования к Израилю будут включать передачу под контроль и ответственность ПНА частей зоны С, контролируемых на данный момент Израилем. Но если это произойдет, то послужит доказательством смены курса израильского правительства – от «ползучей аннексии» к будущему урегулированию на основе идеи двух государств.

В целом, обсуждаемое соглашение о нормализации отношений с КСА в INSS предлагают рассматривать как возможность спасти Израиль (который не способен спасти себя самого) от стремительного скатывания к реальности одного государства (против чего выступает большинство израильского общества). Спасение будет заключаться в заключении переходного соглашения с ПНА, основанного на более чем символической передачи под контроль ПНА территории, т.е. 15-30% зоны C, одновременном замораживании строительства за пределами существующих блоков поселений и к востоку от забора безопасности, а также разрушении форпостов (не санкционированных израильскими властями еврейских поселений). В INNS считают политическое, географическое и демографическое отделение от палестинцев возможностью превратить Израиль в безопасное еврейское и демократическое государство. Предполагается, что соглашение, включающее передачу земли под палестинский контроль, в разы воздастся Израилю за счет того, что он сможет получить от Саудовской Аравии, и сделает возможным его интеграцию в регионе, но это будет возможно только при условии изменения состава действующего израильского правительства[ii].

[i] Biden hints at possible progress in potential Israel-Saudi normalization deal // The Times of Israel .29.07.2023. https://www.timesofisrael.com/biden-hints-at-possible-progress-in-potential-israel-saudi-normalization-deal/?utm_source=article_hpsidebar&utm_medium=desktop_site&utm_campaign=ex-mossad-chief-netanyahu-allies-worse-than-kkk-overhaul-is-his-master-plan

[ii] The Palestinian Authority is Playing on the Normalization Court / INSS. 23.08.2023. https://www.inss.org.il/publication/saudi-pa/

55.97MB | MySQL:116 | 0,621sec