Участие ФРГ в подготовке полиции в Афганистане

Первые недели нового года прошли для бундесвера под знаком воспоминаний о недавнем прошлом. Принятые на Лондонской конференции (январь 2010) немецкие обязательства не просто напомнили о существовании документа «Афганская концепция» (АК) — программы действий ФРГ, принятой в августе 2007 г. и откорректированной в 2008-м, а фактически процитировали многие положения АК. Новое оружие немцев — широкая правовая поддержка, которая обозначена общим термином «подготовка и совершенствование». Речь идет как об афганском законодательстве, так и о полицейском персонале. Теория и практика безопасности представляют единую систему, которую Германия попытается в ближайшие годы сделать афганской повседневностью.

«Цель немецкого правового присутствия в Афганистане заключается в укреплении потенциала афганских специалистов, которых необходимо обеспечить настолько надежными инструментами, чтобы они могли применяться, когда ФРГ и другие союзники по НАТО уйдут из страны, — говорит Карин Мюллер, немецкий адвокат, живущий и работающий в Афганистане с апреля 2008 г. — По этой причине немецкие программы и проекты ориентированы на долговременный эффект. В дополнение к обучению и консалтингу мы придаем значение пересмотру и переработке законов, подзаконных актов, инструкций и правил». Этим заняты не только немцы. Правовая экспертиза проводится в рамках миссии Европола специалистами 21 государства — члена ЕС и четырех других стран, не входящих в ЕС (Норвегии, Хорватии, Канады и Новой Зеландии). В настоящее время это контингент, объединяющий 270 международных сотрудников и представленный, кроме Кабула, в 16 региональных провинциальных отделениях.

Законы в Афганистане не только пишутся с международной помощью, но и охраняются при ее поддержке. Этой цели служат многочисленные проекты по подготовке полицейских кадров, действующих в городских и сельских условиях, на границе, на таможнях. Такова часть забот федерального правительства, которые были еще раз четко обозначены на Лондонской конференции. Германия, фактически предоставив союзникам по ISAF право участвовать в боевых операциях, обозначила себя коллективным учителем для афганской армии и полиции. Сертификаты о звании инструкторов держат в нагрудном кармане уже не 280, а 1400 военнослужащих ФРГ. Только полицейских, не говоря о солдатах афганской армии, должно быть подготовлено в восемь раз больше, чем сегодня: к октябрю 2011 г. их число должно достигнуть 171,6 тыс. Предусмотрено также существенное усиление участия в восстановлении страны.

Иными словами, реализуются положения «Афганской концепции» — немецкого документа, который создавался, как минимум, три года назад. Учебно-восстановительный акцент декларируется и правительством США, «но на деле видно, что средства, которые там выделяются на военные действия, несравнимо превосходят те, что отпускаются на восстановление Афганистана», указывает в комментариях Deutsche Welle Гюнтер Кнаббе.

Документ, принятый федеральным правительством 25.01.2010, официально называется «На пути к передаче ответственности: немецкие обязательства по Афганистану в свете решений Лондонской конференции» (Auf dem Weg zur Uebergabe in Verantwortung: Das deutsche Afghanistan-Engagement nach der Londoner Konferenz). Фрагмент обязательств, касающихся создания афганской полиции (ANP), излагает следующую версию положения в сфере немецко-афганских контактов и их развития. В настоящее время 123 инструктора (в документе они названы полицейскими советниками), посланных в Афганистан от имени федерального правительства и правительств земель ФРГ, заняты в двусторонних проектах.

К середине текущего года кабмин ФРГ намерен увеличить их число до 200. При финансовой поддержке Германии начата подготовка афганских полицейских в Мазари-Шарифе (600 мест, проект запущен), Кундузе (200 мест, начало занятий в марте 2010), Файзабаде (100 мест, проект запущен) и Кабуле (100 мест, начало занятий в апреле 2010). Таким образом, в течение года в четырех немецких центрах планируется обучить около 5000 афганских полицейских. Наряду с обучением ФРГ обязуется подготовить и расширить учебную базу. Создание дополнительной инфраструктуры полиции предполагает завершение строительства ряда объектов. К примеру, филиала Академии МВД в Мазари-Шарифе (осень 2010); здания пограничной полиции в Кабуле (весна 2010); здания дорожной полиции в Кабуле (весна 2010).

Программа «Ориентированное развитие района» (Focused District Development), рассчитанная примерно на 11 месяцев непрерывного обучения, позволит обучить около 2500 афганских полицейских в 40 районах на севере Афганистана. Затем они будут допущены к несению службы по обеспечению безопасности в своих районах. В конце 2012 г. около 50 совместных военно-гражданских команд полиции (Police Mentoring Teams) будут использованы в качестве наставников. Обучением афганских полицейских также будут заниматься до конца 2012 г. 500 подготовленных тренеров-инструкторов, специально обученных немцами для этих целей.

Таким образом, немцы рассчитывают оставить после себя не только учебные корпуса и оборудование, но и надежную и опытную команду афганских полицейских-профессионалов, которые подхватят эстафету в обучении. Вырастет число немецких экспертов, задействованных в миссии Европола (ЕSVP – Mission EUPOL Afghanistan), с 45 (на 1 января 2010) до 60 (в конце февраля), для чего федеральное правительство проводит корректировку и согласования по поводу соответствующего мандата. В настоящее время в рамках различных министерств ФРГ проводятся основные дискуссии о совершенствовании сферы управления в области безопасности на уровне афганских провинций. Понятно, что кабмин Германии и подчиненные ему ведомства исходят из того, что не существует легких путей по обеспечению безопасности в Афганистане, однако стабилизации в стране не может быть без мощных коллективных международных усилий. Федеральное правительство убеждено в этой стратегии и останется верным своим обязательствам в Афганистане, подчеркивается в документе «На пути к передаче ответственности: немецкие обязательства по Афганистану в свете решений Лондонской конференции».

Комментируя вышеприведенные немецкие обязательства, можно отметить, в частности, проект по созданию факультета афганской пограничной полиции в Кабуле. Он осуществляется совместными усилиями Германии и Канады. При этом вклад ФРГ за счет средств федерального МИДа составляет 3,5 млн евро при общей стоимости строительства 6,5 млн евро. Первый камень в фундамент был заложен 25.05.2009 немецким послом в Афганистане Вернером Хансом Лауком и его канадским коллегой в присутствии министра внутренних дел Афганистана Ханифа Атмара и представителей федерального Министерства внутренних дел. Завершение строительства было первоначально намечено на февраль с.г., затем сроки были передвинуты на несколько недель. В любом случае, весной 2010 г. начнется подготовка силами 50 немецких инструкторов 450 афганских полицейских-пограничников. Тогда же, в мае 2009 г., был заложен фундамент региональной штаб-квартиры для афганских полицейских в Файзабаде, финансирование строительства Германией составляет около 2,5 млн евро. Существенная и конкретная помощь была оказана полицией земли Гессен 275 сотрудникам полиции провинции Бадахшан. В январе 2009 г. афганцам в качестве пожертвования было передано обмундирование на сумму около 300 тыс. евро. Коробки с обмундированием (кроме униформы, здесь были зимние свитера, пальто, обувь, носки) были вручены представителем федеральной полиции заместителю начальника провинциальной полиции в Файзабаде.

«Как мы видим, расписано все — мероприятия, сроки, численность — с немецкой дотошностью», — отмечают уже осуществленные и предстоящие мероприятия эксперты ФРГ. Хорошо, что немцы отказались от наивной теории по формированию полицейских из числа граждан ФРГ, которые бы наводили «общественный порядок» в городах и кишлаках Афганистана, как это планировалось на первой стадии силового присутствия.

Однако, отмечают эксперты, во всей этой стройной программе действий есть небольшие «но». Во-первых, нередко боевики в качестве боевого задания посылают своих людей на службу в полицейские участки. По завершении задания псевдополицейский приносит методы и тактику действий в бандитское подразделение, и оно теперь знает, как противостоять госструктурам. Во-вторых, речь о заработной плате. Дело в том, что в Афганистане продолжается практика переманивания полицейских в подразделения полевых командиров. По существу, бандитские подразделения, именующие себя борцами с иностранными интервентами, пополняют собственные ряды, что называется, за здорово живешь, хорошо обученными и экипированными, включая личное табельное оружие немецкого производства, силовиками. Причина банальна: полевые командиры платят больше, порой на порядок, чем предлагает правительство. Поэтому вопрос о том, куда в конечном счете в ближайшие два–три года пойдет служить подготовленный немцами многотысячный контингент, остается открытым.

К слову сказать, ряды скептиков пополняются высокими полицейскими чинами ФРГ. К примеру, Райнер Вендт, шеф профсоюза немецких полицейских, открыто высказывает недоумение по поводу масштабов подготовки полицейских в Афганистане. Он, в частности, заявил: федеральное правительство должно принять к сведению, что «мы не можем развернуть так много сил для зарубежных миссий», кабмин ставит федеральную полицию перед выбором — в условиях, когда самой Германии недостает 10 тыс. блюстителей порядка, от них требуют «одновременно наводить порядок в Гиндукуше и на Курфюрстендамм».

Коллега Вендта по профсоюзу Конрад Фрайберг открыто выступил против запланированных миссий за пределами Германии, мотивируя это тем, что федеральная полиция — «не военизированное подразделение», а структура, которая борется с преступностью. «У нас нет такого числа специалистов, к примеру, в области противоракетной обороны или по поиску мин-ловушек, какие нужны в Афганистане», — говорит он.

Полицейских поддерживает федеральный министр развития Дирк Нибель, который потребовал от афганского правительства решительных действий против коррупции. «Без эффективной борьбы с коррупцией не будет толка от самых замечательных программ, в том числе и немецких, ни о какой реконструкции Афганистана не может быть речи, не говоря уже о долгосрочных программах», — сказал он в интервью Leipziger Volkszeitung. Для подобных утверждений есть все основания. В прошлом году размер взяток в Афганистане превысил 1,75 млрд евро. Таков вывод по результатам исследования Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (UNODC), которое анализировало данные опроса в 1600 деревнях двенадцати афганских провинций. Каждый второй афганец в 2009 г. давал взятки государственным чиновникам. В этом печальном ряду сотрудники полиции указаны первыми. Примечательно, что средний размер взятки чиновнику при исполнении (а 56% их открыто требовали «дать на лапу») составлял 110 евро при годовом доходе афганца 300 евро. «Сумма взяток полицейским и остальным служащим превышает доход от торговли опиумом», — заявил глава UNODC Антонио Мария Коста, сообщает ZEIT ONLINE от 20.1.2010.

Ряд земельных правительств от слов переходит к делу. Нижнесаксонский министр внутренних дел Уве Шюнеманн, как сообщил Der Spiegel от 27.01.2010, считает, что эта земля уже превысила свой афганский долг, и теперь самое время брать на себя больше ответственности федеральной полиции. Его поддерживает премьер-министр земли Кристиан Вульф: «Если сейчас нужно больше инструкторов, необходимо поискать их в других землях». Смятение царит в Министерстве внутренних дел земли Бранденбург, на которую возложено обеспечение учебного процесса в Афганистане вооружением и оборудованием: не пополнит ли все это арсенал «Талибана»?

Пока одни немецкие чиновники мучаются сомнениями, другие выполняют поручение федерального правительства. К осуществлению миссии Европола, которая оказывает поддержку афганскому правительству в разработке и осуществлении последовательной и всеобъемлющей стратегии по реформе полиции, привлечены лучшие эксперты страны. Уже упомянутый немецкий адвокат Карин Мюллер консультирует высшие полицейские кадры по различным вопросам, помогает совершенствовать судебную систему, как прежде делал это, трудясь в Конго. «Правовые структуры в Афганистане после долгих лет гражданской войны и правления талибов были полностью разрушены», — говорит он. Страна, если говорить о юридическом образовании, практически замерла, полиция разрушена полностью, прогресс, намечавшийся некогда в области судебной реформы, был сорван, квалифицированные кадры бежали за границу, происходило массовое сожжение книг по правовым основам. «Если учесть, что и поныне 70% сотрудников полиции не просто не подготовлены в правовом отношении, но и элементарно неграмотны, можно смело сказать: в Афганистане не существует закона, — комментирует Карин Мюллер ситуацию, в которой ему предстояло работать. Собственно, если она и изменилась к лучшему, то лишь символически: в связи с напряженной ситуацией в области безопасности в некоторых регионах страны и поныне существуют районы, которые не имеют судей и прокуроров. — Я веду занятия в группе полицейских, юристов и других экспертов, рассказывая об основах международного права. Если жители страны хотят жить в условиях верховенства закона, важно дать представление о необходимости всех госструктур внутренней безопасности работать в условиях прозрачности и подотчетности. Тогда придет доверие простых людей, заинтересованных в том, чтобы соблюдались права человека, укреплялось положение женщин, повышалась эффективность сотрудничества между полицейскими и судебными органами».

Создание в Афганистане при широкой международной поддержке собственных сил безопасности — процесс долговременный и сложный. Он проходит, как уже отмечалось, в русле решений Лондонской конференции (январь 2010). Новая стратегия, провозглашенная в столице Великобритании, многими германскими специалистами по Афганистану была воспринята скептически. Речь, собственно, не о стратегии как таковой, а о ее новизне. Эксперт Deutsche Welle по Афганистану Гюнтер Кнаббе указывает: «Если имеются в виду разговоры о совмещении военных действий с гражданским восстановлением, об усилении последнего — как пытаются сейчас пропагандистски «продать» это общественности на Западе, — то это не ново, уже в 2002 г., вскоре после начала военной операции в Афганистане, именно это и говорилось». Мало того, этим благовидным предлогом и объяснялось немецкое военное присутствие в Гиндукуше. Эти же основания были положены в основу германской «Афганской концепции» образца 2007-2008 гг. Первое, что сделал Барак Обама, сев в президентское кресло, — озвучил главные принципы «Афганской концепции», объявив это, безо всяких ссылок на первоисточник, собственной идеей. Американские спецы по Афганистану приготовили на политической кухне блюдо, которое Маяковский поименовал «осетриной второй свежести».

Немцам, в принципе, уже не впервой глотать подобные блюда от заокеанского собрата по НАТО. Однако они, не попрекая США германским первородством идеи, обрадовались уже тому повороту, который совершается в высоких пентагоновских умах: война в Афганистане не может быть выиграна военными методами и конфликт не может быть закончен только за счет усилий военных. «И, как следствие, согласно этой логике, если талибы становятся все сильнее, то надо постараться с ним договориться», подчеркивает Гюнтер Кнаббе. Большие договоренности — большие суммы. Финансовые закачивания в Карзая и его команду на протяжении многих лет результата не дали, и, видимо, те, кому можно платить, надеясь на стабильность в Афганистане, это талибы, для которых Барак Обама придумал благозвучный термин «умеренные». Ну, не может же Запад открыто заявлять: мы собираемся платить откровенным головорезам. «Умеренные» помогут Западу сохранить благородное лицо и начнут опустошать неиссякающую кормушку, которую ведущие державы мира отодвинут от Хамида Карзая.

Такова оценка ситуации, которую дал профессор Хайнц Тайзен (Heinz Theisen), преподаватель политологии Кельнской высшей школы (Katholische Hochschule Nordrhein-Westfalen), опубликовав свое исследование по Афганистану в журнале INTERNATIONALE POLITIK от 29.11.2009 (издается Германским обществом международной политики, Deutsche Gesellschaft fuer Auswaertige Politik e. V.). В главке «Границы инвестиций» он, в частности, отмечает: «Афганская «демократия» — явление клановой культуры, при которой распухает коррупция. Эта коррупция, по сути, корректирует масштабы демократии. Пока хватает определенных сумм, демократия развивается, чем и объясняются первые успехи в Афганистане (до 2006 г.). После того как становится понятно, что ресурсов уже не хватает на всех, демократия заканчивается. Из 80 млн евро немецкой помощи, выделенной в 2006 г., на цели развития в Афганистане, на проекты в казну поступило менее 25 млн евро. Остальные исчезли — были потрачены «на административные расходы». После опубликования цифр федеральное правительство не только не пыталось справиться с этим злом, но и увеличило сумму на те же цели до 140 млн евро». О том, как он видит перспективы борьбы с коррупцией, Тайзен говорит, что две трети всех афганских министерств «безнадежно коррумпированные», кабинет сформирован по этническому признаку, признак этот — близость к клану президента Карзая. Причем в этот клан могут входить даже противостоящие ему полевые командиры. Уже на этих основаниях поиск «умеренных» талибов — откровенная глупость. Однако ФРГ с удовольствием подхватила баракобамовский перл, обозначив новый адрес кормушки как «программу реинтеграции умеренных талибов в мирную жизнь», по версии главы МИДа ФРГ Гидо Вестервелле. Таким образом, 50 млн евро выходят из поля зрения правительства Карзая.

Большой вопрос, станут ли «умеренные» делиться с президентом при возможности в любую минуту оставить мирные сельские занятия и вернуться в бандитское подразделение. Однако Восток есть Восток: вести переговоры с Карзаем означает показать собственную слабость, чего ни один уважающий себя талиб с оружием в руках — а это, учитывая то, что АКМ многие афганцы держат в младенческом возрасте, уже третье поколение бойцов — просто не допустит. «Полностью ошибочно представление, что те, кто считают себя именно воинами-талибами, мотивированы деньгами. Ими движут идеологические, радикальные религиозные убеждения, и они не дадут себя просто купить за деньги», указывает Г. Кнаббе.

Запад же постоянно мыслит категориями «купи – продай». Он вкладывает в Афганистан огромные суммы. Но не смог за восемь лет переломить ситуацию в стране, потому что изначально ставил нереальные цели — демократия и права человека, вместо того чтобы ограничиться созданием функционирующего правового государства, отмечает Х. Тайзен. Не был учтен важный фактор: в Афганистане за много десятилетий вооруженного противостояния и непрекращающихся боев сформирована так называемая культура войны. И прибытие иностранного военного контингента стало универсальным столкновением западных ценностей с чисто афганской реальностью, в которой смешаны этническая идентичность и претензии на универсальность ислама.

Итак, за деньги идейного борца не купить, но и отказываться от денег он, собственно, не готов, особенно когда они сами плывут в руки и ничего особенного для того, чтобы их получить, делать не надо. А уж куда он их употребит, не знает никто: купит пару мешков посевного материала, обеспечит мукой и растительным маслом собственную семью, запасется китайской картошкой (своя-то не выращивается!) или сдаст деньги в походную казну боевиков.

Немецкое правительство осведомлено о неведомых путях новых финансовых вливаний. Однако, начиная с 2010 г., значительно, почти вдвое, с 220 млн до 430 млн евро, увеличивает свой ежегодный вклад в стабилизацию Афганистана. В принципе, оно согласно платить, лишь бы избежать всплеска общественного возмущения в связи прибытием на военные аэродромы очередного гроба из Афганистана. Тем более что, как выясняется, семьи погибших бундесверовцев не всегда имеют возможность получить страховку: во-первых, война в Афганистане называется не войной, а участием ФРГ в вооруженном конфликте; во-вторых, страховые документы заполнялись до отправки в Афганистан, мягко говоря, с формальными нарушениями, еще проще — неподготовленных в юридическом плане солдат попросту обводили вокруг пальца, и их начальство об этом знало, как пишет Bild.

Но теперь, в новой исторической ситуации — смена хозяина Белого дома, приход нового федерального министра обороны, решения Лондонской конференции — бундесвер решил покончить с жертвами, становясь коллективным инструктором. По существу, каждый четвертый военнослужащий ФРГ, если иметь в виду новый мандат, выданный бундестагом 26 февраля с.г., будет заниматься подготовкой пополнения афганских силовиков. Германия делает уже знакомое ей дело: она является, по существу, главным полномочным представителем Европы, который последовательно занимается восстановлением полицейских сил в Афганистане. Эта деятельность началась в рамках двустороннего проекта German Police Project Team, запущенного в 2002 г. Именно его эффективность и помогла в июне 2007 г. подключить к реформированию афганской полиции других европейских экспертов. Совет Европейского союза принял решение от 26 мая 2008 г. об усилении миссии Европола. Смысл усиления — удвоение числа сотрудников полицейских экспертов, т.е. доведение их численности до 400. И в этой сфере ФРГ, если иметь в виду ее вклад, остается лидером. С 2002 по 2009 г. ею было выделено в общей сложности 171,4 млн евро на обучение, консультирование афганского персонала и оборудование полицейских центров в Афганистане.

Немецкое правовое присутствие должно изменить ситуацию настолько, «чтобы в начале следующего года приступить к передаче ответственности за обеспечение безопасности региональным структурам», заявил вице-канцлер и шеф федерального МИДа Г. Вестервелле в интервью Deutschlandfunk от 14.02.2010. Интервью, отражающее положение дел, в том числе и в сфере безопасности в Афганистане, названо категорично: «Так дальше продолжаться не может».

52.32MB | MySQL:103 | 0,517sec