Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (8-14 февраля 2010 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Йемене, Иране и Афганистане. В Йемене 12 февраля вступило в силу оче-редное соглашение о перемирии между правительством и шиитскими мятеж-никами. Президент Ирана М. Ахмадинежад 11 февраля объявил, что в стране произведена первая партия урана со степенью обогащения 20 процентов. Правительственные войска Афганистана и силы западной коалиции 13 фев-раля начали в южной провинции Гильменд крупнейшую с 2001 г. войсковую операцию против боевиков движения «Талибан».

Шиитские мятежники, действующие на северо-западе Йемена, согла-сились принять условия перемирия, выдвинутые правительством страны, что позволило договориться о прекращении боевых действий. Для контроля за соблюдением условий перемирия в парламенте республики сформирован специальный Общенациональный комитет, состоящий из нескольких подко-митетов, в состав которых вошли и представители мятежников. Кроме того, из представителей властей и мятежников созданы специальные комитеты для контроля за прекращением огня в четырех районах провинции Саада, в т. ч. на границе между Йеменом и Саудовской Аравией. Напомним, что йеменское правительство предъявило мятежникам шесть требований: (1) прекратить огонь и разблокировать дороги; (2) вывести отряды мятежников из районов, захваченных ими в ходе боевых действий; (3) вернуть властям оружие, боеприпасы и снаряжение, захваченное в ходе боев; (4) освободить военно-пленных и захваченных гражданских лиц; (5) соблюдать конституцию и за-коны Йемена; (6) дать обещание не совершать более нападения на террито-рию Саудовской Аравии. Руководство мятежников через посредников заяви-ло о согласии выполнить эти требования. Со своей стороны, власти Саудов-ской Аравии 13 февраля потребовали от йеменских мятежников вернуть им в течение 48 часов попавших в плен пятерых военнослужащих королевской армии, что они и обязались сделать.

По имеющейся информации, 13-14 февраля отряды мятежников поки-нули аэропорт вблизи провинциального центра г. Саада, начали разблокиро-вание дорог, снимают заграждения и блокпосты, установленные ими вокруг г. Саада. Одновременно сообщается о продолжающихся спорадических об-стрелах боевиками правительственных войск.

Ряд экспертов считает, что перемирие с шиитскими мятежниками по-зволит йеменскому правительству активизировать борьбу с местным филиа-лом «Аль-Каиды», чьи лидеры 9 февраля призвали мусульман к джихаду и блокаде Красного моря с целью воспрепятствовать действиям США.

Напряженная ситуация сохраняется на юге Йемена, где не прекраща-ются массовые выступления сепаратистских сил, требующих восстановления независимости региона.

Президент М. Ахмадинежад, выступая 11 февраля на торжествах по случаю 31-й годовщины исламской революции в Иране, объявил страну «ядерной державой», сообщив о производстве в ИРИ первой партии урана, обогащенного до 20-и процентного уровня. Ахмадинежад также утверждал, что при необходимости Иран может производить на предприятии в Натанзе обогащение урана до 80 процентов. Ранее, 8 февраля Тегеран направил в МАГАТЭ официальное уведомление о начале самостоятельного обогащения урана до 20-и процентов. По данным МАГАТЭ, к настоящему времени иран-цы перенастроили в Натанзе на обогащение урана до 20-и процентов 164 центрифуги. На минувшей неделе глава иранской Организации по атомной энергии А. А. Салехи заявил о планах Ирана построить в течение будущего года 10 новых предприятий по обогащению урана.

Информация о начале производства в Иране 20-и процентного урана вызвала широкую негативную реакцию в мире. В МИД России считают, что после этого события «вопрос о санкциях против Ирана стал более актуаль-ным», хотя в Москве по-прежнему привержены поиску дипломатических пу-тей решения проблем, связанных с иранской ядерной программой. Президент США Б. Обама заявил, что Вашингтон и его союзники намерены добиваться новых «значительных» санкций против ИРИ, работа над которыми продвига-ется «достаточно быстро». По мнению главы Белого дома, начало производ-ства в Иране 20-и процентного урана свидетельствует об отказе Тегерана вести диалог с международным сообществом, а иранская политика направле-на на производство ядерного оружия, «представляющего угрозу». В то же время «дверь для конструктивного диалога с Ираном остается открытой». По мнению генерального секретаря Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива Р. аль-Атыйя, отсутствие диалога между мировым сооб-ществом и Ираном создает «толстую стену недоверия» в вопросе урегулиро-вания иранской ядерной проблемы. Причем решение Тегерана самостоятель-но обогащать уран до уровня 20 процентов «не приведет к решению пробле-мы», которое может быть найдено «только в результате продолжения диалога между Ираном и Западом». Негативно восприняли последние действия Ирана Франция, другие страны Евросоюза, Израиль. 14 февраля госсекретарь США Х. Клинтон и председатель Комитета начальников штабов ВС США адмирал М. Маллен начали поездки по странам Ближнего Востока с целью разъяснения американской позиции и намерений по иранскому вопросу.

Продолжает поступать информация о наращивании Ираном усилий по созданию и запуску в производство новых видов вооружений. Так, коман-дующий ВВС ИРИ генерал А. Насирзаде заявил 8 февраля, что в стране ве-дутся работы по созданию ЗРК, который по своим боевым и техническим ха-рактеристикам не будет уступать российскому С-300. Сообщается о проведе-нии испытаний нового беспилотного летательного аппарата с малой радио-локационной заметностью и запуске двух линий по выпуску нового типа раз-ведывательного БПЛА.

13 февраля афганские правительственные войска и силы западной коалиции начали в центральной части провинции Гильменд крупнейшую с начала нынешней войны в Афганистане войсковую операцию (кодовое на-звание «Моштарак») против сил движения «Талибан». В операции задейст-вованы 15 тыс. афганских, американских и британских военнослужащих, солдат и офицеров контингентов Дании, Канады и Эстонии. Предварительно подразделения спецназа ВС Великобритании и США провели на юге Афга-нистана в районах, примыкающих к границе с Пакистаном, спецоперации по уничтожению руководящих кадров талибов. Целью операции «Моштарак» является установление контроля над городом Марджа и прилегающего к нему района. Причем, по заявлениям союзного командования, задача заключается не в ликвидации боевиков (до 1000 чел.), а в их вытеснении за пределы района. Особо подчеркивается, что операция «Моштарак» является первым испытанием новой стратегии США и НАТО в Афганистане, ориентированной на защиту местного населения и получение поддержки с его стороны.

В настоящее время основные боевые действия развернулись в г. Мард-жа, для овладения которым союзное командование выделило силы численно-стью до 5 тыс. человек. Сообщается, что подступы к городу и сам город хо-рошо укреплены и заминированы, а это серьезно замедляет темпы продвиже-ния наступающих войск. Бои идут также в районе соседнего города Над Али. Отметим, что Марджа был самым крупным городом на афганском юге, кото-рый оставался под контролем талибов. Кроме того, Марджа являлся главной перевалочной базой для контрабанды наркотиков и оружия. После заверше-ния операции союзное командование намерено заняться восстановлением Марджа и его окрестностей.

Как показывает развитие ситуации в Афганистане, операция, начав-шаяся в провинции Гильменд, привела к усилению активности талибских боевиков в других провинциях страны.

Правительство Германии 9 февраля утвердило новую концепцию дей-ствий бундесвера в Афганистане. Контингент немецких войск в этой стране увеличится на 850 человек, больше внимания будет уделяться обучению аф-ганских военных и полицейских, решению гражданских задач. В случае уп-рочения тенденции на нормализацию обстановки в Афганистане немецкий контингент может вернуться на родину в начале 2011 г.

Франция остается верной взятым на себя обязательствам по стабилиза-ции ситуации в Афганистане, но не намерена направлять туда дополнитель-ные военные силы (сейчас в Афганистане находятся 3750 французских воен-нослужащих).

Сложная обстановка сохраняется в Пакистане. На прошедшей неделе в стране вновь была совершена серия терактов, приведших к гибели и ранениям десятков человек. По заявлению вице-президента США Дж. Байдена, ситуация в сфере безопасности в Пакистане беспокоит его больше, чем про-блемы Ирака, Ирана и Афганистана. Это связно, в том числе и с тем, что Па-кистан обладает ядерным оружием.

13 февраля Верховный суд Пакистана своим вердиктом объявил проти-воречащими конституции ряд указов президента страны А. А. Зардари. В первую очередь, это относится к указу главы государства о назначении неко-торых судей в высшие судебные инстанции городов Исламабад и Лахор. По оценке экспертов, вердикт суда стал очередным этапом в противостоянии президента А. А. Зардари с председателем Верховного суда И. Чоудхри.

В Ираке 12 февраля стартовала избирательная кампания перед парла-ментскими выборами, назначенными на 7 марта. Следует отметить, что нача-ло предвыборной кампании отмечено заметным обострением внутриполити-ческой борьбы в стране. В первую очередь, это связано с т. н. «черным спи-ском» кандидатов (ок. 450 человек), которых нынешние власти обвиняют в связях с правившей при С. Хусейне партией Баас. 177 человек из этого списка подали апелляции в судебные органы, но только 26-и из них было вновь разрешено участвовать в выборах. Оппозиция обвиняет власти в преднаме-ренном притеснении видных политиков, преимущественно из числа суннитов. Влиятельная политическая коалиция «Аль-Иракийя» во главе с бывшим премьер-министром страны А. Алауи 13 февраля приняла решение о времен-ной приостановке участия предвыборной кампании в знак протеста против исключения из числа кандидатов некоторых известных политиков и убийства одного из кандидатов коалиции в Мосуле. Все более напряженной становится и ситуация в сфере безопасности. Лидер иракского филиала «Аль-Каиды» А. О. аль-Багдади заявил о готовности экстремистов сорвать парламентские выборы в стране «всеми возможными способами, преимущественно военны-ми». В последние дни в различных районах Багдада совершена серия терактов и нападений на офисы различных политических партий.

На минувшей неделе впервые с 2004 г. Судан с визитом посетил пре-зидент Чада И. Деби. По итогам переговоров с суданским президентом О. аль-Баширом руководители двух соседних государств объявили о прекраще-нии конфронтации и намерении прилагать общие усилия в интересах «дос-тижения мира и стабильности». Стороны подписали соглашение о нормали-зации отношений и договорились создать в приграничной зоне совместные силы для борьбы с повстанцами, действующими как в Судане, так и в Чаде.

12 февраля в Судане началась избирательная кампания по выборам президента и парламента страны, а также местных органов власти, которые должны состояться 11 апреля. К участию в выборах главы государства допу-щены 12 кандидатов, в т. ч. нынешний президент Судана О. аль-Башир.

Глава Палестинской национальной администрации М. Аббас сообщил 8 февраля о своем согласии принять американское предложение о начале не-прямых мирных переговоров с Израилем при посредничестве спецпредстави-теля президента США по Ближнему Востоку Дж. Митчелла. В то же время глава политбюро радикального палестинского движения ХАМАС Х. Машаль, посетивший на минувшей неделе Москву, заявил, что исламисты не видят перспектив ни на одном из участков арабо-израильского урегулирования по причине позиции, занимаемой Израилем. Машаль также подчеркнул, что вопрос о признании Израиля палестинцами, в т. ч. движением ХАМАС должен быть решен путем всенародного референдума после создания незави-симого палестинского государства в границах палестинских территорий, су-ществовавших до арабо-израильской войны 1967 г.

Приложение

 

 

Об алжирско-французских отношениях

 

 

В последние годы алжирско-французские отношения значительно рас-ширились, и руководство двух государств прилагает усилия по их дальней-шему развитию в самых различных областях. Во многом это объясняется традиционной близостью двух стран в экономической, культурной и, частич-но, политической областях.

Алжир, бывший до 1962 г. французской колонией, со времени завоева-ния свободы проводит твердый курс на строительство отношений с Францией на принципах независимости, равноправия и взаимной выгоды. Заинтере-сованность Алжира в развитии разноплановых связей и сотрудничества с Францией обуславливается сохранением зависимости от бывшей метрополии в экономической и торговой сферах, привязанностью АНДР к французскому рынку, необходимостью получения кредитов для экономического строитель-ства, ростом потребности в изделиях французской промышленности и фран-цузских технологиях. Не менее важным обстоятельством является и наличие во Франции крупной алжирской колонии – свыше одного миллиона человек. Причем алжирцы составляют до 20 проц иностранной рабочей силы в этой стране. Существенно и то, что постоянный отток алжирских граждан во Францию смягчает проблему безработицы в АНДР.

Для Франции выстраивание многоплановых отношений с Алжиром яв-ляется составной частью политики по максимальному сохранению и по воз-можности расширению своего влияния в наиболее важных районах мира, к которым в Париже причисляют регион Ближнего Востока и Северной Афри-ки. При этом французы учитывают заметно возросшую в последние годы внешнеполитическую активность Алжира, его роль как одного из ведущих и влиятельных арабских, африканских и исламских государств. Учитывается и роль АНДР как важного поставщика энергоресурсов (нефти и природного га-за), крупного покупателя французской промышленной продукции. Через Ал-жир Франция также стремится достичь большего взаимопонимания с прожи-вающей на ее территории многочисленной мусульманской общиной.

Важную роль в развитии алжирско-французских отношений играют политические контакты на высшем уровне. Здесь следует особо отметить два визита президента Франции Н. Саркози в Алжир в июле и декабре 2007 г. В июле Алжир стал первым остановочным пунктом главы французского госу-дарства в его поездке по Арабскому Магрибу и первой неевропейской стра-ной, которую он посетил после вступления в должность президента респуб-лики. По итогам визитов Н. Саркози, особенно в декабре 2007 г., Франция и Алжир подписали целый ряд важных соглашений, предполагающих даль-нейшее расширение двустороннего сотрудничества в экономической и науч-но-технической сферах.

Несмотря на в целом положительную динамику политических связей, между Алжиром и Францией сохраняются серьезные разногласия. В первую очередь, речь идет об оценках сторонами периода, когда Алжир был фран-цузской колонией (1830-1962 гг.). Так, президент АНДР А. Бутефлика счита-ет, что французская колонизация Алжира была формой геноцида, «целью ко-торого было уничтожить традиции народа, населяющего эту территорию». Бутефлика неоднократно требовал от Франции официальных извинений перед алжирским народом за колониальное прошлое, признания преступлений времен колониализма. Алжирский президент считает, что только после этого две страны смогут строить «новые отношения дружбы». В Париже в ответ на это предлагают «объективно и ответственно подходить к фактам», связанным с колониальным прошлым, причем этим должны заниматься не политики, а историки. Алжир также считает необходимым получить от Франции репара-ции «за варварские преступления по типу генцида», совершенные в годы ко-лониального правления. Спор об истории стал главным препятствием на пути заключения алжирско-французского договора о дружбе, идею которого предложил в 2003 г. тогдашний хозяин Елисейского дворца Ж. Ширак. Н. Саркози, со своей стороны, не стал возвращаться к вопросу о «большом» до-говоре, предложив заменить его «Конвенцией о сотрудничестве» сроком на 10 лет, которая и была подписана в декабре 2007 г.

В 2007 г. Н. Саркози, находясь в Алжире, осудил колониальную систе-му, «как не справедливую по природе», однако отказался от «раскаивания» в какой-либо форме, а также не стал извиняться за деятельность властей коло-ниального режима. Одновременно Н. Саркози порекомендовал Алжиру «по-вернуться в сторону будущего». Заявления французского президента вызвали неодобрительную реакцию алжирского руководства, которое посчитало их недостаточными. Вместе с тем, в Алжире полагают, что отсутствие извинений «не помешает двум странам иметь новое видение наших отношений», т. к. Франция и Алжир «осуждены на веру в возможность дружественных от-ношений». В 2009 г. А. Бутефлика высказался за нахождение «оригинального пути», призванного перевернуть «черные страницы» в алжирско-французских отношениях.

Алжир в целом прохладно отнесся к инициативе Н. Саркози о создании Союза для Средиземноморья (СДС), выразив обеспокоенность включением в этот союз Израиля. Алжирцы заявили, что «Средиземноморье не место для налаживания отношений арабов и Израиля». Помимо этого идея СДС была признана «слишком расплывчатой» и чрезмерно привязанной к Евросоюзу.

Руководство Алжира отказывается от французского посредничества в урегулировании отношений с соседним Марокко, в т. ч. по проблеме Запад-ной Сахары.

Динамично развиваются торгово-экономические связи между Алжиром и Францией. В АНДР работают свыше 250 французских компаний, а ежегод-ный товарооборот между двумя странами составляет около 8 млрд долларов. В 2006 г. Франция стала первой страной-членом Парижского клуба кредито-ров, с которой Алжир подписал соглашение об урегулировании внешнего долга. АНДР является третьим после России и Норвегии поставщиком при-родного газа во Францию. Правительство Алжира заявило, что обеспечит га-рантированные поставки углеводородных энергоносителей в Европу, в т. ч. во Францию. Французские компании занимают прочные позиции нефтяной и газовой отраслях АНДР. В декабре 2007 г. стороны подписали целый ряд контрактов на общую сумму до 5 млрд евро, по которым Алжиру будут по-ставлено оборудование для транспортной инфраструктуры, нефтехимической промышленности, энергетики, водоснабжения. Франция активно участвует в строительстве трубопроводов на алжирской территории.

Получает развитие сотрудничество в мирном использовании атомной энергии. С этой целью стороны подписали в 2008 г. соглашение о партнерст-ве, предусматривающее, в частности, совместные фундаментальные научные исследования, передачу французских технологий, подготовку алжирских кадров, французское участие в строительстве АЭС в Алжире, совместную разработку и добычу урана на алжирской территории. Соглашение стало первым документом такого рода, подписанным Францией с арабской страной.

Франция оказывает Алжиру содействие в практическом использовании космоса. Речь, в частности, идет о помощи в сборке и испытании алжирских ИСЗ типа «Алсат», строительстве центра приема информации и центра управления полетами спутников.

Одной из важных сфер двустороннего сотрудничества является борьба с терроризмом. В 2003 г. МВД Франции и Алжира подписали соглашение о координации действий против терроризма и организованной преступности.

Важное значение имеют связи в области культуры. В Алжире широко распространен французский язык, а в местных университетах преподавание большинства дисциплин до сих пор ведется на французском языке.

В 2008 г. Франция и Алжир подписали соглашение о военном сотруд-ничестве, однако его масштабы пока не очень велики, особенно это относится к поставкам французского вооружения для ВС АНДР. Так, Парижу не удается продать алжирцам танки «Леклерк» и истребители «Рафаль». Не была реализована договоренность о совместной постройке для ВМС АНДР двух фрегатов типа FREMM. Здесь, в частности, сказывается неодобрительное от-ношение алжирского руководства к военному сотрудничеству Франции с Марокко. ВМС двух стран периодически проводят совместные учения. Франция окажет Алжиру содействие в строительстве завода по выпуску во-енной электроники. В 2008 г. французская компания ОСЕА выиграла кон-тракт на постройку для ВМС АНДР 21-го патрульного катера. Увеличивается французская помощь в подготовке алжирских военных кадров.

Стороны договорились начать обсуждение вопросов, связанных с про-водившимися Францией в Алжирской Сахаре в 1960-1966 гг. испытаниями ядерного, химического и биологического оружия (официально – 17 ядерных взрывов, неофициально – до 40 ядерных взрывных экспериментов).

В целом алжирско-французские отношений имеют хорошие перспек-тивы, т. к. у двух стран существует обоюдная заинтересованность в развитии сотрудничества в различных областях.

52.32MB | MySQL:103 | 0,639sec