Судан: начало конца СНОД?

14 февраля с.г. в штате Джангли на юге Судана произошли очередные кровопролитные столкновения. По предварительным данным, жертвами стали около 45 человек. С учетом того, что за 2009 год число жертв межплеменных столкновений в Южном Судане достигло (по официальной статистике) 2500 человек, само по себе событие не стало чем-то экстраординарным. Мы обратили внимание на этот эпизод по двум причинам.

1.Столкновение было не межплеменным, а межклановым.

2.Столкновение произошло в рамках одного племенного объединения- динка, которое является системообразующей силой Суданского народно-освободительного движения (СНОД). Два основных клана Конгор и Дакуэк не поделили пастбища, а суд не смог принять вразумительного решения. Эти события дают основания сделать определенный вывод о том, что столкновения на Юге уже «переросли» чисто межплеменные противоречия и выходят на «площадку внутриклановой борьбы». Причем вспышки насилия уже начинают выходить собственно за границы юга Судана. Вчера «неизвестные» напали на пограничный пост кенийской армии, убили 3 и ранили 6 военнослужащих. Источники в Найроби указывают на то, что нападавшие не входили в основную партизанскую группу «Гнев божий», которая воюет против всех. По тем же данным, речь идет о вооруженных группах южносуданских контрабандистов, которые недовольны ужесточением режима на судано-чадской границе. Не секрет, что такие группы тесно «координируют» свои действия с губернаторами и основными «силовиками» южносуданских штатов, так как 85% продуктов питания доставляется туда именно этим путем.

Все эти моменты явились отголоском более фундаментальных событий в самой СНОД накануне выборов. Партия фактически раскололась надвое. Инициаторами раскола, который, понятно, возник не «на пустом месте», стали, по выражению генерального секретаря партии П.Амума, т.н. «инициативники». То есть те функционеры СНОД, которые не увидели себя в официальном партийном списке кандидатов на предстоящих всеобщих выборах. Сейчас уже определенно можно говорить о том, что «попытка мятежа» со стороны группы политбюро СНОД во главе с П.Амумом, Я.Арманом и Л.Бейонгом полностью провалилась. Политбюро на специальном заседании признала «перегибы на местах» и отказалось от своего прежнего решения исключить «инициативников» из партии. Более того, этой ситуацией в полной мере воспользовался вице-президент Южного Судана Р.Мачар, который четко просчитал все последствия такого решения своих товарищей по партии. Грубо говоря, он дал возможность П.Амуму «со товарищи» самим «залезть в петлю», а теперь ее начинают «затягивать» т.н. «независимые кандидаты» и возмущенная «общественность». П.Амум проявил себя очень плохим стратегом, не владеющим информацией о расстановке сил в партии. «Под шумок» предстоящих выборов он попытался с прицелом на предстоящий в 2011 году референдум о независимости «расставить своих людей» на ключевые посты исполнительной и законодательной власти на Юге, с целью создать себе «трамплин» для получения высшей власти в новом независимом государстве.

При этом очевидно, что была допущена фатальная ошибка в расчетах и балансе внутрипартийных сил. Достаточно сказать, что «независимых» в настоящее время насчитывается 437 человек, и они обладают реальным влиянием среди населения. Вообще эта вспышка их недовольства была бы невозможна без массовой народной поддержки и сложной системы межплеменных «сдержек и противовесов», чего П.Амум из-за самонадеянности просто не учел. Более того, озвученные им угрозы «исключить» диссидентов из партии, поставили СНОД на грань раскола. Таким решением П.Амум своими руками фактически создавал СНОД очень сильного конкурента, что характеризует его как «талантливого» политического стратега.

Теперь он расплачивается за содеянное. Со стороны всех его оппонентов звучат призывы о его отставке с поста генсека партии. Причем, как со стороны известных недругов, так и недавних союзников. Последние, похоже, решили воспользоваться ситуацией, чтобы «свалить» генерального секретаря. «Генеральный секретарь СНОД сам себе создал проблемы. Он не может вести себя по отношению к однопартийцам, как к членам другой партии. Он должен искать авторитетных и эффективных кандидатов, независимо от своих симпатий и антипатий. Попытка играть роль сиделки при независимых кандидатах чревата серьезными потрясениями для партии», — заявил пожелавший остаться анонимным член политбюро СНОД. Теперь П.Амуму все настойчивее и настойчивее предлагается уйти в отставку в обмен на снятие «независимыми» своих кандидатур с выборной гонки. В такие действия «независимых» верится с трудом, а вот отставка П.Амума выглядит вполне вероятной и состояться она может после подведения итогов выборов. В настоящее время своими «неумными» действиями генсек сильно ослабил единую позицию партии на выборах, что может серьезно отразиться на их итогах. Фактически сейчас СНОД борется сама с собой на выборах, что дает возможность другим южносуданским партиям типа СНОД-Лам Аколя пройти в южносуданский парламент. По данным ряда независимых социологических агентств, «выходка» П.Амума позволила Л.Аколю заручиться поддержкой как минимум еще 20% избирателей на Юге. Те же социологи предсказывают «украинский» вариант развития событий, когда разрыв между С.Кииром и Л.Аколем будет минимальным, причем непонятно в чью сторону. Справедливости ради надо сказать, что к этим опросам надо относиться аккуратно, так как проводятся они с помощью сети «Интернет», что само по себе допускает массу погрешностей.

Тем не менее, Л.Аколь остается для С.Киира «головной болью». Нынешний лидер вступает в предвыборную гонку с расколотой партией и резким падением своего рейтинга у населения. Попытка «встать над схваткой» явно не удается, так как элементарно не хватает опыта и харизматичности. Носить шляпу «а ля Гаранг» и быть Гарангом – разные вещи, а «на кону» — президентство в Южном Судане.

Неумение просчитать последствия своих решений, которые привели к расколу в партии в решающий для нее момент — основное обвинение со стороны партийной элиты, которое предъявляется сейчас П.Амуму. Вторым по значимости являются «обвинения в нарушении принципа партийной демократии». Ну, а третьим – «излишняя открытость с прессой, которая вредит имиджу партии накануне выборов».

Таким образом, уверенно можно предположить, что нынешний кризис власти на Юге имеет не только «предвыборный оттенок», а более глубинные корни. А именно, недовольство населения неэффективностью и коррумпированностью властей. «Они собирают несколько групп поддержки, сажают их в автомобили, дают им украденные у нас деньги и отправляют на разные избирательные участки голосовать за них. Они совершенно не знают, чем мы живем, наши надежды и нужды», – заявил анонимный редактор одной из южносуданских газет. Нынешний кризис системный и означает начало конца (причем возможно очень быстрого) партийной монополии СНОД на Юге. Теперь понятно, почему американский спецпредставитель по Судану С.Грейшен, который не питает больших симпатий к лидерам СНОД, настаивал на проведении выборов. Он предполагал, что они «вскроют» основные «нарывы» политической системы на Юге и не ошибся.

Очень может так случиться, что к 2011 году мы будем иметь совершенно другой расклад политических сил в Судане и совершенно другие перспективы в отношении независимости Юга. Недаром Р.Мачар обсуждает с бывшим президентом США Дж. Картером вопросы не независимого государства, а разногласия с Хартумом по вопросам количества мест для СНОД в парламенте и поправки в закон о безопасности. Какое значение, скажите, эти вопросы имеют для нового независимого государства? Тем более что до референдума осталось менее года.

52.27MB | MySQL:103 | 0,409sec