9-10 сентября с.г. в Нью-Дели, Индия состоялся Саммит «Большой двадцатки». Россию на мероприятии представлял министр иностранных дел Сергей Лавров. Турция была представлена на уровне главы государства, президента Р.Т.Эрдогана.
Часть 1 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=101359
Напомним, что мы приступили к обзору работы турецкого лидера, президента Р.Т.Эрдогана на саммите «Большой двадцатки» и указали на его встречу с премьер-министром Индии Нарендрой Моди. Одним из важных аспектов следует считать то, что можно назвать «коридорными войнами» — то есть, войнами между различными логистическими маршрутами. В этом смысле выделяются две альтернативы – китайская и индийская.
Важнейшие, как представляется, две карты, которые опубликовало ведущее экономическое издание Турции – газета Dünya:
- Сверху экономический коридор: Индия — Ближний Восток — Европа.
- Снизу — Новый Шелковый путь Китая, «Пояс и путь».
Вот между ними и наблюдается сейчас рост конкуренции, далеко выходящий за рамки столкновения экономических интересов Китая и Индии.
Тот факт, что Турция находится на китайском пути, означает сближение Турции и Китая, невзирая на все противоречия по теме уйгуров, которая, геополитически, не имеет большого значения в обозримой перспективе. Сюда же надо добавить и особые отношения Турция — Пакистан и получим два складывающихся лагеря вокруг конкурирующих экономических коридоров.
Впрочем, стоит оговориться и о том, что, если у Китая есть, очевидно, товарное наполнение для его проекта Нового Шелкового пути и речь идет лишь о «разгоне кровеносной системы» его торговли с Европой, то, что касается той же Индии, невзирая на её высокие темпы экономического роста, её ниши на Западе ещё стоит подтвердить. Сам по себе торговый коридор, заметим, не имеет смысла без того, чтобы шло его наполнение.
Не стоит говорить о том, что Россия в этой конкуренции ни сама по себе, ни как часть китайского проекта, на фоне СВО на Украине не участвует. Как представляется эта ситуация не изменится в обозримой перспективе.
Тем не менее, переходим к другим активностям турецкого президента.
Отдельно стоит отметить и встречу президента Эрдогана, на полях саммита «Большой двадцатки» с президентом США Джо Байденом.
Вот как эту встречу прокомментировал сам турецкий лидер: «Мы встретились с Байденом, пусть и на ногах, и обсудили проблему F-16. К сожалению, по вопросу F-16 друзья затягивают, говорят про Швецию (имеется в виду членство Швеции в НАТО – И.С.). Нас расстраивает такой подход, это неправильно. Вы говорите, что все решает Конгресс, а я не могу принять решение, пока это решение не будет принято Великим национальным собранием Турции (решение о ратификации согласия Турции на членство Швеции в НАТО; как сообщалось после саммита НАТО в Вильнюсе, должно быть принято в ходе голосования в турецком парламенте в октябре этого года; здесь турецкий лидер, очевидно, иронизирует над американской стороной, предлагая, так же как и в случае с F-16, дождаться согласования Меджлиса, который «президент Турции не контролирует» – И.С.). Швеция должна выполнить свои обязательства».
Впрочем, как заявил Государственный департамент США, продажа истребителей F-16 Турции не связана с членством Швеции в НАТО, однако некоторые члены Конгресса связывают эти два вопроса, считают США. «Мы не считаем, что они связаны или должны быть связаны», — заявил официальный представитель Госдепартамента Мэтью Миллер на брифинге для прессы 11 сентября, отвечая на вопрос репортера агентства «Анадолу» о текущем статусе потенциальной продажи.
Повторяя предыдущие заявления администрации Байдена, Миллер заявил, что Вашингтон ясно дал понять турецкому правительству, что продажа F-16 должна быть одобрена Конгрессом США.
«И есть члены Конгресса, которые считают, что эти два вопроса тесно связаны друг с другом», — сказал Миллер. «Поэтому, хотя мы и не считаем, что они связаны, мы — не единственный участник этого процесса. Мы ясно дали это понять непосредственно турецким чиновникам». При этом представитель Государственного департамента не предоставил какой-либо информации об обновленных сроках рассмотрения вопроса сделки по F-16 американской стороной.
В то же самое время, представитель подтвердил позицию США по вступлению Швеции в НАТО, заявив, что она «должна быть одобрена как можно скорее», добавив, что «США ценит поддержку президента Реджепа Тайипа Эрдогана».
Напомним, что в октябре 2021 года Анкара запросила у Вашингтона истребители F-16 и комплекты модернизации, что должно получить разрешения Конгресса США. Сделка на сумму 6 млрд долларов, как ожидается, будет включать продажу 40 самолетов, а также комплектов для модернизации 79 боевых самолетов, уже находящихся на вооружении ВВС Турции. Хотя администрация Байдена неоднократно заявляла, что хочет реализовать продажу самолетов F-16 Турции, ключевые фигуры на Капитолийском холме пообещали отменить сделку из-за нескольких требований. В числе таких требований — поставить покупку истребителей в зависимость от одобрения Анкарой заявки Швеции на членство в НАТО.
При этом представители администрации Байдена, в том числе госсекретарь Энтони Блинкен, ранее заявляли, что администрация Байдена не связывает эти два вопроса.
Как мы можем заметить, турецко-американские отношения не нашли развязки для вопроса, представляющегося для Турции крайне значимым – поставки истребителей F-16.
Значимым он является для Турции не только с точки зрения военной, но также и имиджевой. Непродажа или задержка в поставке истребителей для Турции означает имиджевый урон, на фоне уступок и шагов, которые сделала страна на том же саммите НАТО в Вильнюсе в адрес США и Запада. Пожертвовав при этом и особой атмосферой (по крайней мере «градусом» этой атмосферы – И.С.) лидерской дипломатии между президентами России и Турции, Путиным и Эрдоганом.
Прочая дипломатическая активность президента Р.Т.Эрдогана, за рамками его встречи с премьер-министром Индии Нарендрой Моди и президентом США Джо Байденом, следующим образом проиллюстрирована иконографикой информационного агентства «Анадолу».
Пройдемся кратко по наиболее значимым из проведенных президентом Эрдоганом встреч.
Как указывает Управление по связям с общественностью при администрации президента Турции, президент Реджеп Тайип Эрдоган «принял канцлера Германии Олафа Шольца в Нью-Дели, столице Индии, где он присутствовал в рамках 18-го саммита лидеров G20».
Как сообщается, в ходе встречи обсуждались двусторонние отношения Турции и Германии, состоялся обмен мнениями по возобновлению работы механизма диалога Турция-ЕС, российско-украинской войне, а также региональным и глобальным вопросам.
Выразив пожелания скорейшего выздоровления канцлеру Германии Шольцу в связи с недавним несчастным случаем, президент Эрдоган заявил, что необходимо укреплять сотрудничество в таких областях, как энергоснабжение, возобновляемые источники энергии, инновации и передача технологий, чтобы увеличить объем торговли между двумя странами, который достиг 45 млрд долл. в 2022 году.
На встрече также присутствовали министр иностранных дел Хакан Фидан, глава Национальной разведывательной организации Ибрагим Калын и главный советник президента по внешней политике и безопасности Акиф Чагатай Кылыч.
Отметим, что президент Реджеп Тайип Эрдоган встретился с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Салманом, что является лишним свидетельством той «нормализации отношений», которую провозгласили стороны некоторое время назад.
Как сообщает Управление по связям с общественностью при администрации турецкого президента: «В ходе встречи, состоявшейся в Международном выставочном и конгресс-центре «Бхарат Мандапам», были обсуждены региональные и глобальные вопросы, а также двусторонние отношения Турции и Саудовской Аравии».
Одной из знаковых для Турции встреч стали переговоры президента Реджепа Тайипа Эрдогана с президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси.
Как указывается, президент Эрдоган встретился с президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси, который присутствовал на саммите, проходившем в Международном выставочном и конгресс-центре «Бхарат Мандапам», в качестве специального гостя.
В ходе встречи также были обсуждены двусторонние отношения Турции и Египта, увеличение объема торговли, новое сотрудничество в области энергетики, а также региональные и глобальные вопросы.
В ходе встречи президент Эрдоган отметил, что отношения вступили в новую эру с взаимными назначениями послов, и выразил уверенность, что двусторонние отношения в ближайшее время достигнут того уровня, которого они заслуживают.
Подчеркнув, что поддержка, оказываемая египетской администрацией турецким инвесторам и компаниям, важна, президент Эрдоган подчеркнул, что они также придают важное значение активизации сотрудничества в сферах СПГ, атомной энергетики, культуры и образования.
Аналогичного характера «подтверждения нормализации» была и встреча президента Р.Т.Эрдогана с шейхом Мухаммедом бен Заидом Аль Нахайяном, президентом Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ).
Цитируем сообщение: «Президент Эрдоган встретился с президентом ОАЭ Аль Нахайяном после первой сессии дня, посвященной теме «Единый мир» в Международном выставочном и конференц-центре «Бхарат Мандапам». В ходе встречи были обсуждены двусторонние отношения между Турцией и Объединенными Арабскими Эмиратами, шаги, которые необходимо предпринять для развития существующих сфер сотрудничества, а также региональные и глобальные вопросы».
Заметим, что как в случае с КСА и Египтом, так и в случае с ОАЭ, этот вектор крайне важен для Турции, поскольку речь идет о привлечении инвестиций в турецкую экономику и возвращении Турции в ранге полноправного игрока на перспективные для себя рынки. Отдельных слов заслуживает и Египет с точки зрения турецкого плана «Синяя Родина», который подразумевает «перетягивание» прибрежных государств Средиземного моря на свою сторону в территориальном споре с Грецией и Республикой Кипр. Вплоть до настоящего времени, подлинной поддержкой Турции не удалось заручиться, если вывести за скобки турецко-ливийский диалог, который имеет ограниченную ценность на фоне продолжающейся гражданской войны.