Об усилении властями Турции цензуры оппозиционных СМИ в интернете

Средства массовой информации и журналисты, которые критикуют президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, сталкиваются с заметным снижением их видимости на YouTube и Google. Кроме того, значительно сократилась аудитория контента, создаваемого критически настроенными СМИ. Сначала эту тенденцию приписывали ослаблению политической активности сторонников оппозиционных партий после переизбрания Эрдогана 28 мая, но, тем не менее, с тех пор у ряда экспертов возникли подозрения, что алгоритмические методы используются для обеспечения своего рода цензуры. Они обращают внимание на то, что, например, на том же  YouTub наиболее влиятельным фактором, влияющим на количество просмотров программы, являются рекомендации пользователям. Это определяется алгоритмом, основанным на предыдущих привычках зрителей, подписках и истории поиска, который затем представляет видео на домашней странице. Если видео не рекомендуется размещать на главной странице YouTube, вероятность того, что это видео наберет большое количество просмотров, значительно низка. Журналист-расследователь Адем Явуз Арслан, который переехал в Соединенные Штаты из-за давления со стороны режима Эрдогана, заявил, что читатели сообщили ему, что его канал YouTube не рекомендуется. Канал Арслана был запрещен правительством Турции, но видео можно посмотреть, если перейти по ссылке. Арслан поделился в X, ранее известном как Twitter, что зрители рассказали, что не смог получить доступ к видео, несмотря на получение уведомления о загрузке нового видео. Бюлент Коручу, известный турецкий журналист, который в настоящее время проживает в изгнании в Швеции, каждый день является соведущим утренней программы на YouTube-канале TR724. Хотя он считает снижение интереса после выборов естественным явлением, он по-прежнему не убежден, что падение аудитории можно объяснить исключительно этим фактором: «Похоже, что мы потеряли вовлеченность трех из каждых четырех зрителей, тенденция, которая явно намекает на некоторую форму внешнего вмешательства. Режим Эрдогана ввел целый ряд мер цензуры, но, возможно, эта ситуация относится к числу самых суровых. Наши трансляции разворачиваются в режиме реального времени, способствуя интерактивному взаимодействию с нашей аудиторией. Даже самые лояльные зрители жалуются на трудности доступа к трансляции. По иронии судьбы, алгоритмы разработаны так, чтобы адаптировать рекомендации в соответствии с предпочтениями и привычками зрителей».

Жалобы на YouTube и Google есть не только у изгнанных журналистов, но и у изданий, критикующих правительство Турции. Светский телеканал Halk TV заявил в эфире на этой неделе, что он подвергся цензуре со стороны Google. По данным канала, ограничения на Halk TV в приложениях Google «Новости» и Discover еще более усилились после выборов. Видимость новостей Halk TV в Google значительно снизилась, достигнув почти 50-процентного падения. Кроме того, Halk TV утверждал, что Google предпочитает проправительственные каналы. Например, несмотря на то, что поисковых запросов по запросу Halk TV примерно на 300% больше, чем по запросу проправительственного CNN Türk, в поисковых запросах, связанных с новостями, Google выделяет CNN Türk на 52% чаще, чем Halk TV. Еще одним средством массовой информации, подающим жалобы на Google, является газета Sözcü. Согласно газете, они подвергаются скрытой форме цензуры со стороны Google. В заявлении Шез Кю утверждает, что «приложения Google «Новости» и Discover в течение некоторого времени уделяли больше внимания медиа-организациям с известной государственной принадлежностью, в то время как для независимых СМИ это было менее заметно. После выборов в мае эта ситуация стала еще более запутанной». «Снижение видимости Sözcü в Google, начавшееся перед выборами, набрало обороты после выборов. Видимость новостей Sozcu.com.tr упала с уровней около 20-25 миллионов до уровня ниже 10 миллионов»,  говорится в заявлении.

Не секрет, что турецкое правительство, которое контролирует почти все СМИ в Турции, недовольно критическим контентом, особенно тем, что публикуется за рубежом, в социальных сетях и планирует создать правовой механизм, который подвергает цензуре критические посты и видео. С 2019 года правительство  успешно внесло в парламент несколько законопроектов, которые создавали серьезные угрозы санкций для платформ социальных сетей. Таким образом власти стремятся регулировать эти платформы с помощью штрафов и запретов доступа. Более того, правительство использовало своего рода стратегию кнута и пряника, активно размещая рекламу на этих платформах, в дополнение к угрозе карательных мер, для оказания своего влияния. Google была первой глобальной компанией, объявившей, что будет сотрудничать с правительством.  Генч Гюркайнак, представляющий Google и ее сервис YouTube, а также X в Турции, заявил  2 декабря 2021 года в парламенте, что ему удалось преодолеть нерешительность глобальных компаний социальных сетей в отношении соблюдения нового турецкого закона, который был принят для дальнейшего подавления критики правительства Эрдогана: «Я могу с гордостью сказать, что [Google] была одной из первых компаний, которая [соблюдала новый закон].  Как вы можете себе представить, когда такой закон принимается в то время, когда были колебания с точки зрения международных компаний, таких как Кто что будет делать, должны ли мы первыми это сделать или нет, каковы будут последствия? Мы считаем, что позиция Google, предпринявшая такой шаг [назначить представителя] 12 января 2021 года, подала пример с точки зрения усилий по соблюдению законодательства».

В прошлом году представители популярной платформы социальных сетей TikTok заявили, что компания в полной мере сотрудничает с турецкими властями в соблюдении ограничительного закона, регулирующего интернет-публикации, который, по мнению многих, был принят, чтобы заставить замолчать голоса оппозиции в социальных сетях. TikTok также объявил, что установил специальный канал связи для запросов, отправляемых турецкими судами об удалении контента и блокировке аккаунтов. Таким образом, можно констатировать, что все основные иностранные провайдеры социальных сетей в той или иной степени начали соблюдать  Закон № 5651, который устанавливает юридические процедуры, посредством которых контент, опубликованный в интернете, может быть заблокирован по административному решению или судебному постановлению. Закон требует, чтобы поставщики услуг иностранных социальных сетей, к услугам которых из Турции обращаются более 1 млн раз в день, назначили гражданина Турции своим постоянным представителем в стране и приняли меры по хранению данных пользователей, находящихся в Турции, в самой Турции.

55.97MB | MySQL:116 | 0,621sec