Индийские эксперты о положении религиозных меньшинств в Пакистане

Как указывают индийские аналитики из Института управления конфликтами, недавнее общение в сентябре командующего пакистанской армией генерала Сайеда Асима Мунира с христианской делегацией в Генеральном штабе  в Равалпинди было призвано развеять страхи этой общины на фоне  поджога более 20 церквей и нескольких домов христиан разъяренной толпой из-за обвинений в богохульстве. Масштабы разрушений, вызванных поджогами в районе Джаранвала в округе Фейсалабад, были огромными и действительно заслуживали вмешательства государства на самом высоком уровне. Но когда командующий армией, а не политик, бюрократ или религиовед, встретился с гражданской делегацией во главе с религиозным лидером, чтобы обсудить вопросы межконфессиональной дружбы, это только подтвердило суровую реальность того, что Пакистан — не страна с армией, а армия со страной. Отметим также от себя, что Мунир все активнее берет на себя функции исполнительной власти и премьер-министра. Недавно он совершил ряд международных визитов и встреч с пакистанскими и иностранными бизнесменами с целью улучшить инвестиционный климат в стране. Теперь он выступает главным арбитром в решении межконфессиональных конфликтов. Будучи «номером один» в списке самых влиятельных людей Пакистана, генерал Мунир, дав аудиенцию делегации во главе с Модератором и президентом Бишопсом [Церковь Пакистана и епископ Райвиндский], удачно передал сообщение христианской общине и миру о том, что высший эшелон власти в стране принял к сведению поджог в Джаранвале. По данным Службы по связям с общественностью медиа-крыла пакистанской армии [ISPR], генерал Мунир проинформировал членов делегации о том, что «Ислам — религия мира, и в исламе и обществе нет места нетерпимости и экстремизму», дав понять, что инцидент в Джаранвале нарушил фундаментальные принципы ислама, добавив, что «Никому нельзя позволять брать закон в свои руки в цивилизованном обществе», командующий армией указал, что виновные, безусловно, будут привлечены к ответственности. В своем пресс-релизе ISPR сообщило» «В ходе встречи были обсуждены вопросы, представляющие взаимный интерес, религиозная и межконфессиональная гармония. Генерал высоко оценил вклад пакистанской христианской общины в национальное развитие, включая продвижение качественного образования, здравоохранения и благотворительных услуг, а также выдающуюся роль, которую они сыграли в защите родины». Далее в пресс-релизе говорится, что «члены христианской общины признали усилия пакистанской армии по борьбе с терроризмом и обеспечению безопасных условий для меньшинств в стране и оценили жест главнокомандующего армией как вдохновляющий пакистанские меньшинства принимать все более активное участие в государственном строительстве и в восстановлении своей веры в сплоченное и толерантное общество». Из того же пресс-релиза ISPR следует, что это сотрудничество было чрезвычайно полезным для восстановления веры христианского меньшинства Пакистана, и, следовательно, генерал Мунир определенно заслуживает похвалы за свою  инициативу. К сожалению, его информационно-пропагандистская деятельность также поднимает некоторые  вопросы относительно реакции государства на безудержные преследования общин меньшинств в Пакистане. Такое развитие событий вызывает вопрос — поскольку в Пакистане есть несколько других общин меньшинств, таких как ахмади, шииты, индуисты и сикхи, которые также сталкиваются с преследованиями, организованными фундаменталистскими силами, что мешает генералу Муниру провести аналогичные встречи и с ними?

Вклад ахмадийской общины в государственное строительство и оборону Пакистана был значительным, и, несмотря на институционализированное преследование (ахмади по закону не считаются мусульманами в Пакистане. В 1974 году правительство во главе с Зульфикаром Али Бхутто приняло Вторую поправку к Конституции, объявляющую их «немусульманами»), ее члены  живут мирно. Тем не менее, неспровоцированные нападения с убийствами на членов их общины являются обычным явлением в Пакистане. Мало того, ахмадийские места отправления культа постоянно подвергаются нападениям, повреждениям и осквернению средь бела дня с вопиющей безнаказанностью, поскольку виновные в таких преступлениях на почве ненависти редко подвергаются наказанию. Что еще более тревожно, так это то, что правоохранительные органы открыто участвуют в нанесении ущерба местам поклонения ахмадийцев. Комиссия по правам человека Пакистана [HRCP] задокументировала по меньшей мере 34 нападения на религиозные объекты ахмадийцев  только в этом году, а The Friday Times сообщила о пяти случаях разрушения полицией минаретов ахмадийских молитвенных залов всего за одну неделю. Телеканал «Аль-Джазира» процитировал местного жителя, заявившего, что в прошлом месяце были осквернены по меньшей мере 74 могилы ахмадийцев.

Положение индуистской общины в Пакистане не лучше. Похищения, насильственное обращение и замужество индуистских девушек [часто несовершеннолетних] стали новой нормой в Пакистане. В новостном репортаже, опубликованном газетой  Dawn Рамешкумар Ванквани, индуистский член Национальной ассамблеи Пакистана, сообщил, что около 5000 индуистов ежегодно мигрируют из Пакистана в Индию из-за страха принудительного обращения а ислам. Почти 90% индуистов в Пакистане проживают в провинции Синд, и в ноябре 2016 года Ассамблея провинции Синд приняла законопроект, объявляющий принудительное обращение наказуемым преступлением. Однако губернатор уступил возражениям религиозных партий и давлению фундаменталистов и отказался ратифицировать законопроект в качестве закона. Осквернение и разрушение индуистских храмов и религиозных объектов также не ослабевает. С января 2020 года по меньшей мере 10 индуистских храмов и святынь в Пакистане были либо разрушены, либо подверглись вандализму со стороны толп. О многих случаях осквернения не сообщается из-за страха возмездия и отказа полиции разрешить регистрацию жалоб. Поскольку значительная часть пакистанской полиции питает  ненависть к индуистам, это меньшинство стало легкой мишенью для бандитов и преступников. В своем твите от 16 июля Комиссия по правам человека Пакистана [HRPC] сообщила, что около 30 членов индуистской общины были взяты в заложники «организованными преступными группировками» в районах Кашмор и Готки в Синде. Отмечается, что два с половиной десятка человек не могут быть похищены без активного попустительства полиции.

Крупнейшая в Пакистане община мусульман-шиитов из числа меньшинств также является жертвой преследований по религиозным мотивам, и, по оценкам, около 4800 шиитов погибли в результате межконфессионального насилия в период с 2001 по 2018 год.

Община сикхов из числа меньшинств также чрезвычайно уязвима перед похищениями и насильственными браками своих женщин, а мужчины часто подвергаются нападениям с убийствами, но, похоже, у командующего пакистанской армией, по-видимому, нет времени на шиитов или сикхов.

Как полагают индийские эксперты, объяснение этому нежеланию идти на контакт с представителями этих общин кроется в том, что генерал Мунир намеренно избегает встреч с делегациями из других преследуемых общин меньшинств, поскольку это чревато опасностью вызвать антагонизм у мощного радикального лобби и маргинальных элементов. Как политический класс, так и армия в Пакистане без разбора использовали религию в качестве удобного инструмента для мобилизации масс, что позволило фундаменталистской идеологии пустить корни и породило множество крайне правых исламских экстремистских политических и религиозных партий. В этой связи само собой разумеется, что любая встреча генерала Мунира с членами немусульманских общин будет откровенно расценена этими радикалами как кощунственный акт. В Пакистане индуизм изображается как экзистенциальная угроза исламу, и, следовательно, любая попытка применить «исцеляющее прикосновение» к этому сообществу «неверных» сродни кровному родству с врагом. Любые попытки примирения с шиитской общиной были бы равносильны предательству сообщества большинства и, следовательно, неприемлемы для религиозных фанатиков, которые имеют власть над массами в Пакистане.

Зачем тогда Мунир встречался с христианами? Вынуждено. Спровоцированный  инцидент в Джаранвале вызвал на  Западе крайне негативную реакцию  и произошел в то время, когда возобновление финансовой помощи со стороны Международного валютного фонда [МВФ] только что возобновилось после длительного перерыва. В этих условиях  Пакистан вряд ли мог позволить себе вражду с западными державами, которые финансируют МВФ и контролируют его на этом критическом этапе, и, следовательно, вполне вероятно, что решение генерала Мунира обратиться к христианской общине было попыткой поддержания хороших международных отношений. Это также объясняет, почему работа  Мунира с меньшинствами завершилась всего одной встречей. Взаимодействие с делегацией христианской общины было неизбежным требованием для умиротворения Запада.

Статистика по этому вопросу, тем не менее, далека от оптимизма. Согласно частичным данным, собранным порталом по терроризму в Южной Азии (SATP), в Пакистане уже зарегистрировано шесть нападений на места отправления культа различных мусульманских сект в текущем году, в результате которых 157 человек погибли и 332 человека получили ранения (данные на 1 октября 2023 года). За соответствующий период 2022 года было совершено только одно такое нападение, в результате которого 64 человека погибли и 194 человека получили ранения. За оставшийся период 2022 года подобных нападений не было. В 2021 году не было зафиксировано ни одного подобного нападения. С 6 марта 2000 года поступили сообщения о 126 таких нападениях со всего Пакистана, в результате которых погибли по меньшей мере 1759 человек и 3897 получили ранения. Хотя 2012 год был наихудшим с точки зрения нападений, в 2010 году было зарегистрировано 18 инцидентов, в результате которых погибло 274 человека. В текущем году произошло наибольшее количество нападений с 2014 года, когда было совершено 7 таких нападений, хотя в 2015 году также было 6 таких нападений. Предыдущий рекорд в 159 смертельных случаев был зафиксирован в 2013 году. Некоторые из крупных нападений в этом году на места отправления религиозных обрядов различных мусульманских сект, в результате которых погибло 50 и более человек, включали: 30 января 2023 года: по меньшей мере 93 человека были убиты и еще 221 получили ранения в результате взрыва смертника внутри мечети в районе полицейских кордонов Пешавара, столицы провинции Хайбер-Пахтунхва. Террорист-смертник, который был в полицейской форме, присутствовал в первом ряду во время молитвы Зухр (вторая из ежедневных обязательных молитв, совершаемая в полдень). Офицер полиции столицы Пешавара Эджаз Хан сообщил, что около 300-400 полицейских обычно совершали молитвы Зухр в этом месте.

29 сентября 2023 года, по меньшей мере, 60 человек, включая заместителя начальника полиции, погибли, еще 100 получили ранения в результате взрыва террориста-смертника против  шествие возле Мадина Масджид в  в городе Мастунг, Белуджистана. Помощник комиссара в Мастунге  Атта-уль-Муним сказал, что взрыв произошел, когда люди собирались на процессию. Целью были люди из подсекты мусульман-суннитов Барелви. Пока ни одна организация не взяла на себя ответственность. Пакистанский организация  «Техрик-е-Талибан Пакистан» (ТТП), тем временем, отрицает свою причастность к теракту. В другом инциденте в тот же день по меньшей мере 5 человек были убиты и еще 12 получили ранения, когда два террориста-смертника взорвали мечеть, расположенную на территории полицейского участка Доаба в районе Хангу Хайбер-Пахтунхва. В то время как один из нападавших был убит в перестрелке с полицией у мечети, другому удалось проникнуть в место отправления культа и привести в действие свое взрывное устройство. Двое полицейских также были ранены во время перестрелки. Целью были люди из подсекты мусульман-суннитов Деобанди. Ни одна организация пока не взяла на себя ответственность за нападение. 25 июля 2023 года один полицейский, сотрудник дополнительного участка Аднан Африди, был убит в результате взрыва смертника внутри мечети Ахле-и-Хадис Масджид в районе Гаруба Джамруд техсил (подразделение доходов) в округе Хайбер, повинции Хайбер-Пахтунхва. Мечеть принадлежит к подсекте мусульман-суннитов ахле хадис.

В предыдущие годы статистика такова:

4 марта 2022 года: по меньшей мере 57 верующих погибли и еще 194 получили ранения, когда террорист-смертник взорвал себя внутри шиитской мечети в районе Куча Рисалдар в Пешаваре. Ответственность за нападение взяло на себя «Исламское государство-провинция Хорасан» («ИГ-Хорасан»).

16 февраля 2017 года: по меньшей мере 88 человек были убиты и 343 ранены, когда террорист-смертник напал на переполненный суфийский храм Лал Шахбаз Каландар в городе Сехван Шариф округа Джамшоро в Синде. Взрыв произошел внутри помещения святилища во время проведения дхамаля (суфийского ритуала). Среди жертв, как сообщалось, было большое количество женщин и детей. Каждый четверг верующие толпятся у святилища почитаемого суфийского святого, чтобы принять участие в дхамале и молитвах. «ИГ-Хорасан» взяло на себя ответственность за нападение.

12 ноября 2016 года: по меньшей мере 52 человека были убиты и 102 получили ранения в результате взрыва в святилище Шаха Норани в округе Хуздар в Белуджистане. Взрыв произошел на месте, где совершался дхамаль, в помещении святилища. «ИГ-Хорасан» взяло на себя ответственность за нападение.

30 января 2015 года: по меньшей мере 61 шиит был убит и 50 получили ранения в результате взрыва бомбы в Кербела Маула Имамбарга (шиитское место поклонения) в районе Лахи Дар округа Шикарпур в Синде.

26 июля 2013 года: по меньшей мере 50 человек были убиты и 100 получили ранения в результате скоординированных двойных нападений смертников в Парачинаре в агентстве Куррам, бывшем Территории племен федерального управления (FATA). Террористы-смертники на мотоциклах взорвали себя с интервалом в минуту друг за другом возле Имамбарги.

19 августа 2011 года: по меньшей мере 56 человек были убиты и 123 ранены в результате нападения смертника во время пятничной молитвы в Джамиа Масджид Мадина в районе Гандай Джамруда в агентстве Хайбер бывшей FATA.

28 мая 2010 года: по меньшей мере 100 верующих были убиты и 92 получили ранения в результате атаки семи нападавших, включая трех террористов-смертников, на ахмадийское место поклонения в Модел Тауне и районах Гархи Шаху в Лахоре в Пенджабе.

5 ноября 2010 года: по меньшей мере 97 человек были убиты и 70 ранены в результате нападения смертника на пятничное собрание в мечети в районе Дарра Адамхель округа Кохат в Хайбер-Пахтунхва.

27 марта 2009 года: 83 человека, включая 16 сотрудников сил безопасности, были убиты и более 100 ранены в результате нападения смертника на мечеть на шоссе Пешавар-Торхам в подразделении Джамруд агентства Хайбер в бывшей FATA.

5 июня 2009 года: террорист-смертник убил 50 человек, включая 12 детей, в мечети в отдаленной деревне округа Верхний Дир бывшей Северо-Западной пограничной провинции (СЗПП).

21 декабря 2007 года: по меньшей мере 50 человек были убиты и 80 ранены, когда террорист-смертник подорвал себя посреди молящихся в Ид-уль-Адха в мечети Маркази Джамия Шерпао в районе Чарсадда КНДР.

4 июля 2003 года: по меньшей мере 53 человека были убиты и 57 ранены, когда трое террористов из группировки «Лашкар-э-Джангви», включая предполагаемого террориста-смертника, напали на шиитскую мечеть во время пятничной молитвы в Кветте, столице Белуджистана.

Хотя места отправления культа шиитов, занимающих второе место по численности населения (по оценкам, 10-15% процентов от общего числа) в стране, где преобладают сунниты, являются основными целями, места отправления культа других сект меньшинств, таких как ахмадийя и суфии, также неоднократно подвергались нападениям.  Основными игроками, осуществляющими такие нападения, являются TTП и «Лашкар-э-Джангви», целью которых является превращение Пакистана в суннитское государство, в первую очередь путем насилия. «ИГ-Хорасан» является относительно новым игроком в кровавой бане. Он взял на себя ответственность за некоторые из крупных сектантских нападений в недавнем прошлом. Суннитские мечети подверглись нескольким нападениям со стороны суннитских экстремистов, которые считают «муртад» (отступниками или девиантами) тех, кто не придерживается их собственной узкой интерпретации ислама. Поскольку террористическое насилие продолжает расти по всему Пакистану после возвращения афганских талибов к власти в Кабуле и одновременного усиления террористических формирований внутри Пакистана – в основном ТТП и «ИГ-Хорасан», – нападения на места отправления культа, как и другие формы терроризма, вероятно, будут усиливаться. Существующий фанатизм и глубокие сектантские разногласия также будут расти, еще больше погружая страну в хаос.

55.96MB | MySQL:117 | 0,891sec