Оценки в Израиле потенциальных подвижек в нормализации отношений с Саудовской Аравией. Часть 18

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил в ООН, что Израиль находится «на пороге» исторического соглашения с Королевством Саудовская Аравия. Позднее в интервью американскому телевидению он допустил, что соглашение о нормализации отношений между Израилем и КСА «вероятно», но окно возможностей будет открыто только в течение следующих нескольких месяцев. Он отметил, что существуют «серьезные проблемы» с предложением разрешить обогащение урана на территории Саудовской Аравии[i].

В израильских СМИ и экспертном сообществе активно обсуждаются возможные уступки, на которые придется пойти еврейскому государству ради соглашения с КСА, и их последствия. Рассматриваются не только сценарии развития событий в результате предоставления Саудовской Аравии права на гражданскую ядерную программу, чем саудовцы обусловили нормализацию отношений с Израилем, но и шагов навстречу палестинцам.

Управляющий директор Института исследований национальной безопасности (INSS) Тамир Хайман в рассуждениях о нормализации отношений с КСА исходит из того, что даже если Израиль, США и Саудовская Аравия рассматривают новые договоренности сквозь призму интересов безопасности, связанных в первую очередь с соображениями внешней политики, на практике судьбу соглашения будут определять внутренние интересы, на которые сильное влияние окажет палестинский вопрос.

Он считает, что, несмотря на высокую цену, для Израиля нормализация отношений с Саудовской Аравией и более тесные связи в области безопасности между Эр-Риядом и Вашингтоном сулят важные стратегические выгоды.

Рассматривая потенциальное соглашение в разрезе безопасности и палестинской проблемы, Т.Хайман в сфере безопасности выделяет три требования Саудовской Аравии к Соединенным Штатам.

Во-первых, договор об обороне между США и Саудовской Аравией. Израильский эксперт считает это требование «очень важным, которое расширит возможности Саудовской Аравии, увеличит ее региональное влияние и сдержит Иран. Однако такой альянс может втянуть США в конфликт с Ираном, тем самым отведя США от заявленной политики, которая диктует сосредоточение внимания на соперничестве с великими державами – Китаем и Россией. Более того, для того, чтобы договор об обороне был одобрен большинством в 67 сенаторов, потребуется широкая двухпартийная поддержка в Сенате США».

Во-вторых, осуществление на территории Саудовской Аравии ядерного топливного цикла. Отмечается, что «разрешение на обогащение урана в КСА не означает одобрение военной ядерной программы или строительства ядерного реактора. Просьба саудовцев заключается в другом: Эр-Рияд хочет контролировать производство ядерного топлива, то есть получить критически важные знания, необходимые для военного ядерного проекта. Это именно тот потенциал, к которому Иран стремился в течение многих лет и который фактически был разрешен в результате заключения ядерной сделки в 2015 г. (поэтому Израиль выступил против этого соглашения). Действительно, Иран недавно достиг такой возможности».

В-третьих, продажа американских передовых систем вооружения. Эксперт предполагает, что США не продадут Эр-Рияду системы вооружения, которые более совершенны, чем те, которые они поставляют Израилю. Однако он подчеркивает, что «Саудовская Аравия получит оружие, которое даст ей значительное относительное преимущество над ее конкурентами и поможет достичь определенного уровня паритета с Израилем».

Что касается палестинской составляющей потенциального соглашения с КСА, Т.Хайман говорит о ряде ее аспектов, включающих, помимо прочего, как символические элементы, так и новое временное соглашение с палестинцами.

  • К символическим заявлениям и действиям он относит: «заявление Израиля о приверженности решению конфликта путем создания двух государств и/или праву палестинцев на самоопределение; консульство США в Восточном Иерусалиме и консульство Палестины в Вашингтоне; повышение статуса Палестины в ООН; и исключение Организации освобождения Палестины (ООП) из списка террористических организаций».
  • «Ускоренное развитие палестинской экономики, в том числе: разработка газового месторождения у побережья Газы, строительство морского порта и аэропорта на палестинских территориях, ослабление ограничений на доходы от таможенной очистки, удерживаемые Израилем, новая дорожная инфраструктура на Западном берегу р. Иордан, совместные израильско-палестинские промышленные зоны и, возможно, пересмотр фундаментальных принципов, лежащих в основе палестинской экономики (зафиксированных в Парижском протоколе)».
  • Конец односторонней деятельности Израиля: Израиль обязуется не аннексировать территорию на Западном берегу р. Иордан, заморозить строительство еврейских поселений и не создавать новых форпостов (незаконных поселений). Аналогичным образом, он обязуется воздерживаться, насколько это возможно, от проникновений в «зону А», которая находится под контролем Палестинской национальной администрации (ПНА).
  • Передача территории под палестинский контроль: ПНА хочет, чтобы часть «зоны C», которая находится под полным контролем Израиля, была включена в «зону B», где ПНА контролирует гражданские дела. Аналогично, палестинские власти могли бы получить полный контроль над некоторой территорией, которая в настоящее время находится только под ее гражданской властью, переведя ее из «зоны В» в «зону А».
  • Определенный будущий политический процесс, который приведет к отделению Государства Израиль от ПНА. Имеется в виду заключение нового временного соглашения и новой дорожной карты. При этом Т.Хайман не сомневается в том, что первый шаг будет ограниченным, учитывая состав нынешнего израильского правительства. Однако он полагает, что «последующие согласованные меры приведут к созданию политически независимого палестинского образования. Как и в случае с соглашениями Осло, это будет постепенный процесс, который повлечет за собой заключение временного соглашения». В виду того, что ПНА долгое время выступала против этой идеи, эксперт допускает, что предыдущее твердое сопротивление осталось в прошлом.

Т.Хайман исходит из того, что в понимании Эр-Рияда и Вашингтона, палестинский элемент соглашения о нормализации включает меры, направленные на содействие созданию Государства Палестина. При этом он полагает, что в отличие от соглашения между Израилем и Объединенными Арабскими Эмиратами, израильское обещание не аннексировать территорию не удовлетворит Королевство или Конгресс США. Отмечается, что в нынешних условиях никто не говорит о «палестинском государстве в границах 1967 года с Восточным Иерусалимом в качестве его столицы», к чему призывает Арабская мирная инициатива. Тем не менее, все стороны, скорее всего, выберут сочетание элементов, приемлемых для всех. Чем больше будет таких элементов, тем легче (по сравнению с Израилем) пройдет процесс одобрения сделки в Саудовской Аравии и США.

Т.Хайман также рассуждает о степени важности нормализации для всех сторон и причинах, по которым они готовы заплатить высокую цену, учитывая столь далеко идущие требования.

Он считает, что Саудовской Аравии не нужно соглашение о нормализации отношений с Израилем. «У Королевства уже есть сильная экономика и улучшение отношений с Ираном, возросший глобальный спрос на нефть из-за войны в Европе, а также укрепившиеся позиции в мусульманском мире в целом и в арабском мире в частности». Однако эксперт указывает на непростую внутриполитическую ситуацию в КСА. «Наследному принцу Мухаммеду бен Сальману трудно продвигать свою программу «Видение 2030», и прежде чем стать королем ему необходимо укрепить свой статус. Поэтому он, скорее всего, представит американо-саудовский договор об обороне как выигрышную карту арабского мира в соперничестве с Ираном, а одобрение США на обогащение урана — как символическое признание статуса Саудовской Аравии как мировой державы. Тем самым он восстановит честь КСА, пострадавшую от прежних комментариев президента Байдена и их холодной встречи в Джидде год назад. В этой деликатной ситуации Мухаммед бен Сальман не может «отказаться» от палестинцев, и поэтому, несмотря на свое предпочтение обойти этот вопрос, он настаивает на палестинском компоненте соглашения». Т.Хайман полагает, что «без этого наследный принц потеряет легитимность в глазах саудовского народа и будет рассматриваться как предатель Арабской инициативы, которую его дядя, наследный принц Абдулла, обнародовал около 20 лет назад. А поскольку он также понимает, что это, возможно, последний шанс решить палестинский вопрос в рамках широкого мирного соглашения между Израилем и арабскими государствами, он будет настаивать на том, чтобы Израиль дал что-то взамен».

По оценке директора INSS, «Соединенные Штаты в настоящее время находятся на многообещающем международном пути. Они сосредоточили свое внимание на конкуренции с Китаем и Россией, которые, похоже, вспомнили о своей цели достижения глобальной гегемонии. США лидируют в мире в революции искусственного интеллекта и в глобальной войне микрочипов и начинают пожинать первые плоды «Закона о чипах и науке» [Федеральный закон от 2022 г., нацеленный на внутренние исследования и стимулирование производства полупроводников в США – авт.]. Однако в год выборов Байдену необходимо добиться значительных успехов, чтобы обеспечить себе второй срок, и внешняя политика, которая приведет к историческому миру на Ближнем Востоке, может стать таким победным шагом. В этих обстоятельствах Байден мог бы преподнести избирателям ценное достижение: отпор Китая, прогресс на палестинском фронте, нормализация отношений между еврейским и ведущим арабским государством – и все это время помогая Израилю выбраться из внутреннего кризиса». Более того, допускается, что «значительный палестинский элемент в соглашении позволит сенаторам-демократам проголосовать за него. Сенаторы-республиканцы поддержат то, что Израиль считает важным – но только до марта 2024 г. После этого любой кандидат в президенты от республиканцев, скорее всего, попросит не делать ничего, чтобы помочь действующему президенту; они могут решить подождать до окончания выборов, чтобы ратифицировать какое-либо соглашение».

Т.Хайман полагает, что «Израиль, особенно в его нынешней сложной ситуации, нуждается в нормализации отношений с Саудовской Аравией». Страна переживает серьезный внутренний кризис, и баланс безопасности, хотя и остается положительным, все больше подрывается. Эксперт не видит угрозы неизбежной полномасштабной войны на нескольких фронтах, однако предупреждает, что время не на стороне Израиля. «Экономика пострадала, готовность ЦАХАЛа подорвана, а модель народной армии окажется под угрозой, если будет принят закон, предоставляющий ультраортодоксам полное освобождение от призыва в армию».

Премьер-министра Биньямина Нетаньяху эксперт характеризует как деятеля, обладающего богатым политическим и дипломатическим опытом, понимающего, что Израилю нужна стратегия ухода с его нынешнего разрушительного пути, тогда как нормализация отношений с Саудовской Аравией может стать как раз таким стратегическим путем отхода.

Т.Хайман верит в то, что соглашение с КСА принесет Израилю мир с арабскими странами, поскольку другие последуют примеру крупнейшей и самой важной арабской державы. Это также стало бы сигналом всему  мусульманскому миру, поскольку Саудовская Аравия играет особую роль хранителя святых мест и на ее территории зародился ислам.

При этом директор INSS указывает на то, что «новое соглашение о нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией влечет за собой весомые компоненты безопасности. Одобрение обогащения урана на территории Саудовской Аравии положит конец ближневосточному табу в ядерной проблеме и приведет к региональной гонке ядерных вооружений». Несмотря на то, что в глазах многих эта цена слишком высока, в понимании Т.Хаймана, «Государство Израиль получит значительные стратегические выгоды, если нормализация будет включать в себя значимый палестинский компонент, который уменьшит опасность скатывания Израиля к единому двунациональному государству, и если свободе действий Ирана на Ближнем Востоке помешает договор об обороне между США и Саудовской Аравией». Эксперт предвидит большую выгоду для Израиля, если соглашение о нормализации восстановит стабильность и положит конец хаосу, который угрожает будущему еврейского государства. Таким образом, несмотря на риски, он называет соглашение «позитивным историческим событием, происходящим в подходящий момент»[ii].

[i] PM: Saudi deal likely but time is short; MBS a ‘visionary’; coalition would back accord // The Times of Israel. 23.09.2023. https://www.timesofisrael.com/pm-window-of-opportunity-for-saudi-deal-but-major-issues-with-uranium-enrichment/?utm_source=article_hpsidebar&utm_medium=desktop_site&utm_campaign=netanyahu-tells-un-that-israel-at-the-cusp-of-historic-peace-with-saudi-arabia

[ii] The Historic Strategic Benefits, and Steep Cost, of Israel-Saudi Normalization // Jerusalem Post, 28.09.2023. https://www.jpost.com/opinion/article-760802

56.13MB | MySQL:116 | 0,733sec