Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил в ООН, что Израиль находится «на пороге» исторического соглашения с Королевством Саудовская Аравия. Позднее в интервью американскому телевидению он допустил, что соглашение о нормализации отношений между Израилем и КСА «вероятно», но окно возможностей будет открыто только в течение следующих нескольких месяцев. Он отметил, что существуют «серьезные проблемы» с предложением разрешить обогащение урана на территории Саудовской Аравии[i].
В израильских СМИ и экспертном сообществе активно обсуждаются возможные уступки, на которые придется пойти еврейскому государству ради соглашения с КСА, и их последствия. Рассматриваются сценарии развития событий в результате предоставления Саудовской Аравии права на гражданскую ядерную программу, чем саудовцы обусловили нормализацию отношений с Израилем.
Шауль Хорев, профессор Хайфского университета, бывший глава Комиссии по атомной энергии Израиля (2007-2015), допускает, что ожидаемое соглашение о нормализации отношений с Саудовской Аравией поможет Израилю геополитически. Он считает, что важность этого соглашения и его влияние на Ближний Восток в целом и на Израиль в частности невозможно переоценить, хотя до сих пор остается спорным вопрос о том, что в него будут включены ядерные компоненты, которые потенциально могут поставить под угрозу безопасность Израиля в будущем. Эксперт подчеркивает необходимость того, чтобы израильский лидер, ведущий переговоры, учел уроки из прошлого опыта и предотвратил распространение ядерного оружия на Ближнем Востоке.
Ш.Хорев исходит из того, что каждый из лидеров – Джо Байден, Биньямин Нетаньяху и Мухаммед бен Сальман – имеет краткосрочную цель в достижении соглашения, которая не обязательно совпадает с долгосрочными целями их стран. Американский президент находится в начале предвыборной кампании и рассматривает соглашение как трамплин для своего переизбрания на второй срок. Б.Нетаньяху, которого критикуют за реформу судебной системы, сможет отразить нападки своих ярых критиков, заявляя о меняющемся облике Ближнего Востока. Наследный принц КСА будет позиционировать свою страну как лидера суннитского блока, одновременно модернизируя свой военный потенциал путем подписания договора об обороне с США и вступления в эксклюзивный клуб стран с ядерными энергетическими реакторами.
Ш.Хорев обращает внимание на то, что в стремлении подписать соглашение Израиль может отказаться от своей традиционной политики, решительно выступающей против распространения ядерного оружия и реагирующей на ненадежные механизмы мониторинга, которые будут предложены американцами под давлением саудовцев. При этом он отмечает, что Израиль в принципе не против атомных электростанций, как видно из плана ОАЭ построить четыре реактора, но без контроля над топливным циклом. Эксперт видит риск того, что цепочка ядерного топлива окажется в руках саудовцев, в качестве подтверждения опасений он привел заявление Мухаммеда бен Сальмана о том, что «если Иран получит ядерное оружие, Саудовской Аравии также придется им обзавестись».
Эксперт призывает США, стремящиеся достичь соглашения с Саудовской Аравией, обратить внимание на свою неспособность остановить иранскую ядерную программу. По его мнению, администрация Байдена сейчас сознательно закрывает глаза на нарушения Ираном соглашения и в обмен на освобождение части заложников размораживает миллиарды долларов вместо того, чтобы остановить иранскую ядерную программу. Он напоминает, что «позиция Израиля относительно надежности подписания договоров и соглашений в ядерной области странами Ближнего Востока всегда была скептической, что подкрепляется историческими фактами: четыре из пяти нарушений договора, подписанного странами, произошли на Ближнем Востоке (Ирак при Саддаме Хусейне, Ливия Муаммара Каддафи, Сирия Башара Асада и Иран режима аятолл)». Претензии израильского эксперта к Саудовской Аравии заключаются в том, что, «несмотря на произошедшие в ней далеко идущие преобразования, она не является демократической страной, и ее руководство может внезапно измениться и стать враждебным Израилю – как это произошло в 1979 году в Иране».
Более того, Ш.Хорева беспокоит тот факт, что Саудовская Аравия отказалась подписать Дополнительный протокол Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) о предотвращении распространения ядерного оружия, тогда как его подписали более 140 стран. Уникальность этого протокола эксперт видит в том, что он был призван расширить возможности МАГАТЭ инспектировать некоторые незаявленные ядерные объекты и проверять связанную с ядерной сферой деятельность, а также требовать предоставление информации, которая позволит создать более строгие механизмы контроля.
Проблема для эксперта заключается в том, что на Ближнем Востоке подписание дополнительных соглашений не может использоваться в качестве гарантии. В подтверждение он приводит пример Ирана, который, хотя и подписал дополнительный протокол в 2015 г., в настоящее время не выдает въездные визы некоторым инспекторам МАГАТЭ и запрещает размещение камер наблюдения на секретных объектах, тем самым фактически лишает соглашение смысла.
Тем не менее, Ш.Хорев уверен в том, что новое соглашение с КСА укрепит умеренные силы на Ближнем Востоке и поставит Израиль в более выгодное геополитическое положение. Единственное его пожелание заключается в том, чтобы израильские лидеры, ведущие переговоры, в вопросе требований Саудовской Аравии в ядерной области учитывали прошлый опыт своих предшественников и предотвратили попадание ядерного оружия в регион[ii].
[i] PM: Saudi deal likely but time is short; MBS a ‘visionary’; coalition would back accord // The Times of Israel. 23.09.2023. https://www.timesofisrael.com/pm-window-of-opportunity-for-saudi-deal-but-major-issues-with-uranium-enrichment/?utm_source=article_hpsidebar&utm_medium=desktop_site&utm_campaign=netanyahu-tells-un-that-israel-at-the-cusp-of-historic-peace-with-saudi-arabia
[ii] Nuclear trap in normalization deal with Saudi Arabia // Ynet. 28.09.2023. https://www.ynetnews.com/article/h1daaomea