О причинах, тормозящих ход переговоров по урегулированию конфликта в Йемене

Как отмечают йеменские источники, переговоры между Саудовской Аравией и повстанцами-хоуситами, захватившими власть в Йемене девять лет назад, продолжаются, хотя и неспешными темпами.  Закулисные переговоры начались в апреле 2022 года, когда при посредничестве ООН было заключено двухмесячное перемирие между сторонами, которое они дважды продлевали. Несмотря на формальное прекращение действия перемирия, оно в основном соблюдается, принося долгожданную передышку в конфликте. Но переговоры продвигаются не так быстро, как ожидалось вначале. 14 сентября, в рамках последнего громкого контакта, представители хоуситов посетили Эр-Рияд, где встретились с министром обороны Саудовской Аравии принцем Халедом бен Сальманом. Это была первая объявленная поездка представителей хоуситов в столицу Саудовской Аравии с тех пор, как они отстранили от власти международно-признанное правительство в 2014 году. С тех пор Йемен разделен: хоуситы контролируют большую часть густонаселенного севера страны, правительство очень условно действует из портового города Аден на юге (разногласия между Южным переходным советом (ЮПС) и правительством никуда не исчезли), а различные другие вооруженные группировки преследуют свои собственные интересы. Принципиально в этом процессе то, что  саудовцы и хоуситы явно хотят избежать возобновления боевых действий: они (за некоторыми исключениями)  продолжают соблюдать режим прекращения огня, хотя формально он истек год назад. Также очевидно, что обе стороны заинтересованы в достижении соглашения, выходящего за рамки неформального прекращения огня, но в ходе переговоров  стало очевидно, что существуют серьезные разногласия. Надежды на заключение серьезного и постоянного мирного соглашения   возросли в начале апреля, когда посол КСА в Йемене Мухаммед аль-Джабер посетил Сану.   Переговоры альДжабера с хоуситами были сосредоточены на крайнем сроке объявления соглашения, возможно, уже на третьей неделе апреля, когда заканчивается священный для мусульман месяц Рамадан, чего достигнуть не удалось и стало очевидно, что между сторонами остаются значительные разногласия. Оманские дипломаты уже давно пытаются преодолеть этот разрыв, постоянно общаясь с двумя сторонами. Около четырех месяцев назад был достигнут ряд молчаливых договоренностей, свидетельствующих о постепенном прогрессе. Саудовская Аравия отменила ограничения на заход судов в удерживаемый хоуситами порт Ходейда на Красном море и согласилась разрешить больше авиарейсов между Саной и Амманом. Обе стороны также обменялись телами погибших в боях. Позже Эр-Рияд организовал прямые рейсы из Саны в Джидду на побережье Красного моря Саудовской Аравии и принимал лидеров хоуситов во время хаджа, причем некоторые из них остались в Саудовской Аравии для дальнейших переговоров с саудовскими официальными лицами. Среди делегатов от хоуситов был Яхья аль-Разами, влиятельный глава военного комитета движения «Ансар Аллах» по переговорам. Но разногласия сохранились. Пребывание делегации хоуситов в середине сентября в Эр-Рияде было таким же разочарованием, как и апрельская поездка посла КСА в Сану. Обе стороны выразили оптимизм по поводу переговоров, но они не привели к конкретным результатам. Тем временем хоуситы предпринимают действия в кажущейся попытке укрепить свою переговорную позицию, которые, хотя и не приводят к возобновлению крупных боевых действий, но угрожают подорвать хрупкое спокойствие. К ним относятся частые нападения на их йеменских противников в центре страны и, в частности, удар беспилотника 25 сентября по бахрейнским военным, дислоцированным на южной границе Саудовской Аравии, в результате которого четверо из них погибли и еще несколько получили ранения. Хоуситы заявили, что это нападение было совершено в ответ на нарушения Саудовской Аравией их прав в пограничном районе: ранее там же было убито около десяти повстанцев.

Что Саудовская Аравия хочет получить от переговоров?

Судя по всему, Эр-Рияд пришел к выводу, что его длительная военная интервенция в Йемен не достигла своих первоначальных целей и  не в состоянии  устранить хоуситов со сцены. Это также не восстановило авторитет международно-признанного правительства и не ослабило влияние Ирана в Йемене, которое саудовцы надеются минимизировать. Более того, это, возможно, подтолкнуло хоуситов еще ближе к Тегерану, а сама интервенция  нанесла ущерб репутации КСА за рубежом и  стала препятствием для Saudi Vision 2030, амбициозного проекта Эр-Рияда по достижению диверсификации экономики, поскольку эпоха ископаемого топлива подходит к концу. Успех этого проекта зависит от прогресса в стабилизации обстановки в Йемене. Саудовская Аравия теперь хочет полагаться на дипломатию для достижения несколько пересмотренного набора целей. У нее есть две основные цели для урегулирования с хоуситами.

Во-первых, она стремится защитить свою южную границу протяженностью 1400 км. Длинные участки саудовско-йеменской границы примыкают к районам, контролируемым хоуситами. Эр-Рияд хочет не только положить конец военным угрозам хоуситов, но и поддерживать связь с де-факто правящей властью (даже если это хоуситы) по другую сторону границы, чтобы способствовать сотрудничеству в обеспечении ее безопасности и пресечении контрабанды и торговли людьми.

Во-вторых, Саудовская Аравия стремится помешать другим региональным игрокам – Ирану, Объединенным Арабским Эмиратам и даже Турции — укрепить или расширить плацдармы в Йемене, чтобы эта страна не превратилась в театр борьбы влияний, направленных на нанесение ущерба саудовским интересам. Эр-Рияд особенно надеется убедить хоуситов разорвать или, по крайней мере, сократить свои связи с Ираном, что уменьшило бы источник трений между саудовцами и их региональными соперниками. Некоторый прогресс в достижении этой цели кажется достижимым. Хоуситы, вероятно, не порвут с Ираном, но они могут согласиться на снижение своей зависимости от него в качестве тактической меры, хотя бы в координации с Тегераном. Хотя альянс между хоуситами и Ираном укрепился, о чем свидетельствуют поставки иранского оружия движению, а также сближение позиций в освещении событий в СМИ и международных отношениях, это не типичное соглашение между патроном и клиентом. Хоуситы финансово независимы, их доходы поступают от налогообложения, таможенных сборов и услуг, а также от контрабанды. В любом случае надо отдавать себе отчет в том, что первой и главной целью хоуситов является укрепление своих военных и политических позиций в Йемене. Они активно добиваются международного признания в качестве единственного законного голоса йеменского народа и в этом контексте  рассматривают противостоящие им политические и вооруженные группировки, включая правительство, как часть коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией, и как подчиняющуюся Эр-Рияду и Абу-Даби. В этой связи они рассматривают готовность саудовцев вести с ними переговоры – за исключением правительства и других йеменских фракций — как признание их власти. Они также продвигают идею о том, что предполагаемое стремление Саудовской Аравии к быстрому урегулированию свидетельствует об их победе в войне, что направленно на завоевание лояльности населения в районах, которые они контролируют.

Вторая важная цель хоуситов — положить конец военному вмешательству Саудовской Аравии, чтобы установить свое военное и политическое господство в Йемене. В соответствии с этой целью хоуситы призывают к выводу всех иностранных войск из Йемена. На самом деле они имеют в виду только тех, кто связан с коалицией, возглавляемой Саудовской Аравией, а не иранцев и ливанских экспертов «Хизбаллы», которые консультируют хоуситов. Хоуситы также требуют прекращения финансовой поддержки Эр-Риядом их политических противников, связанных с созданным Саудовской Аравией Президентским руководящим оветом (ПРС), который сейчас возглавляет правительство.

В-третьих, хоуситы хотят заручиться экономической помощью КСА, которую они считают жизненно важной для укрепления своей власти. Этот вопрос особенно актуален, учитывая участившиеся призывы работников государственного сектора в районах, находящихся под контролем хоуситов, к скорейшей выплате просроченной заработной платы. Значительное число этих сотрудников остаются без зарплаты более семи лет, с тех пор как правительство перебралось в Аден и основало там параллельный Центральный банк. Этот банк не выплачивал зарплату работникам государственного сектора в районах, удерживаемых хоуситами. Международно-признанное правительство утверждает, что хоуситы исчерпали валютные резервы, хранящиеся в Центральном банке в Сане, для финансирования своих военных действий (и, таким образом, побудили его создать такой же банк в Адене). Хоуситы опасаются, что экономическое давление может спровоцировать уличные протесты, так как они неоднократно заверяло этих госслужащих, что они получат свою зарплату, как только война закончится.

Каковы основные спорные моменты на переговорах?

Целью переговоров является продвижение к урегулированию в три этапа: решение гуманитарных проблем; урегулирование военных и экономических вопросов; и проведение политического диалога. Но только прохождение гуманитарной фазы, которая включает в себя решение вопроса о зарплатах, полное открытие аэропорта Саны и порта Ходейда, а также содействие обмену пленными, отняло значительное время и усилий. Основным спорным моментом является то, что Саудовская Аравия, которая называет себя посредником, а не стороной конфликта, утверждает, что как таковая она не может и не будет подписывать соглашение об урегулировании, несмотря на свои переговоры с хоуситами. Эр-Рияд заявляет, что международно- признанное правительство Йемена должно подписать соглашение вместе с хоуситами.

Хоуситы были бы готовы согласиться на прекращение огня под эгидой ООН с силами под командованием йеменского правительства, но рассматривают Саудовскую Аравию как главную сторону конфликта с 2015 года и поэтому настаивают, чтобы именно Эр-Рияд заключил сделку с ними напрямую. После такой сделки хоуситы будут готовы согласиться на прекращение огня под эгидой ООН с силами под командованием йеменского правительства. Но, по крайней мере, на данный момент, они отказываются вести переговоры  с правительством и  другими йеменскими оппонентами как субъектами государственной власти: они будут взаимодействовать только с избранными йеменскими партиями один на один – подход, основанный на их самооценке как единственного законного правительства Йемена. В результате саудовцы часто, по сути, ведут переговоры от имени правительства Йемена, в том числе по вопросам, которые касаются только правительства и хоуситов. Правительство же предсказуемо разочаровано, потому что саудовцы дают им очень мало информации о том, что происходит за столом переговоров, где обсуждаются вопросы, имеющие для них ключевое значение. Возьмем, к примеру, сложный вопрос о выплате зарплат госслужащим в районах Йемена, контролируемых хоуситами. Как уже отмечалось, эти зарплаты не выплачиваются с 2016 года. Хоуситы утверждают, что оплата должна производиться за счет доходов от экспорта нефти и газа, которые поступают из регионов, контролируемых правительством. В ноябре хоуситы атаковали нефтяные объекты в двух из этих регионов, Шабве и Хадрамауте, в результате чего экспорт был остановлен. Они пригрозили повторить удары, если правительство не выполнит их требования относительно выплаты заработной платы. Тем временем правительство вообще приостановило экспорт углеводородов в качестве меры предосторожности. Но правительство отмечает, что его доходов от продажи нефти недостаточно для покрытия собственных расходов; в течение нескольких лет у него наблюдается дефицит бюджета. Вместо этого правительство хочет использовать доходы, которые хоуситы получают от порта Ходейда, а также от телекоммуникационных услуг и налогов в районах, которыми они владеют, для выплаты заработной платы. Хоуситы от таких предложений отказываются. Связанный с этим вопрос касается того, какая организация должна взять на себя ответственность за выплату заработной платы и кому она должна ее выплачивать. Хоуситы настаивают на том, чтобы необходимые средства были депонированы в Центральном банке в Сане, который они контролируют, и чтобы они контролировали их выплату. Правительство, напротив, хочет, чтобы средства были депонированы в параллельном Центральном банке в Адене, который затем выплатил зарплату непосредственно бенефициарам на основе заработной платы за 2014 год, действовавшей до прихода к власти хоуситов. Хоуситы отвечают на это отказом, потому что в эту зарплату не входят все сотрудники, которых они наняли впоследствии.

Обе стороны также расходятся во мнениях о том, сколько каждая из них должна получать для покрытия выплат заработной платы. Хоуситы делают ставку на то, что саудовцы в конечном итоге убедят правительство выплачивать зарплаты из доходов от нефти и газа. Таким образом, они оговорили, что, когда правительство даст согласие, оно должно размещать 75% своих доходов от добычи нефти и газа в Центробанке в Сане на том основании, что 75% работников государственного сектора находятся в районах, удерживаемых хоуситами. Правительство, которое вообще не согласилось выплачивать зарплаты, естественно, отвергает и эту идею. Стороны также ссорятся из-за валюты, в которой должны производиться выплаты. Хоуситы настаивают, что платежи должны осуществляться в иностранной валюте, а не в йеменском риале – еще одно требование, которое правительство не может выполнить. При этом отметим, что официальный бюджет Йемена на 90% спонсируется саудовскими траншами, отсюда и апеллирование хоуситов именно к Эр-Рияду.

Но, хотя он находится в центре внимания, вопрос заработной платы  не является самым сложным в отношениях между сторонами. Хоуситы выдвигают дополнительные условия для возможного урегулирования с Эр-Риядом, такие как компенсация семьям людей, погибших в ходе военных операций коалиции во главе с Саудовской Аравией, и деньги на послевоенное восстановление. Вырисовываются и другие спорные моменты, такие как организация более регулярных авиарейсов в Сану и из нее и разблокирование дорог в нескольких мухафазах (провинциях). Проблема дорог особенно важна в Таизе, городе в центре страны, который хоуситы держат в осаде с 2016 года. Хотя это неотложные гуманитарные проблемы, обе стороны рассматривают их как вопросы безопасности. Однако в настоящее время они в основном спорят по вопросу заработной платы, по которому каждая из сторон надеется получить политическое преимущество. Похоже, что только после того, как они договорятся о зарплатах, они смогут обсуждать другие вопросы.

Несмотря на все очевидные проблемы, есть основания надеяться, что саудовцы и хоуситы в конечном итоге достигнут политического урегулирования, основанного на их взаимных интересах. Позитивные заявления обеих сторон и активное посредничество Омана подтверждают это мнение. Восстановление саудовско-иранских отношений сыграло центральную роль в поддержании переговоров. Тем не менее, сделка между Саудовской Аравией и хоуситами не обязательно приведет к прекращению конфликта. Исключая другие ключевые стороны конфликта, в основном группировки, связанные с определенными членами ПРС, переговоры могут привести к соглашению, которое участники, которые остались в стороне, начнут активно подрывать в тот момент, когда саудовцы и хоуситы подпишут его. Такая сделка может лишь увековечить конфликт, но в другой форме. В своих официальных заявлениях большинство йеменских фракций, выступающих против хоуситов, поддерживают переговоры,  но выражения поддержки не следует истолковывать как полное одобрение. При этом эти группы  весьма озабочены тем, чтобы не оттолкнуть Саудовскую Аравию. В частном порядке многие лидеры фракций высказывают оговорки по поводу переговоров и выражают недовольство тем, что их не к ним допускают. Это мнение особенно ярко выражено среди организаций, связанных с ПРС, в частности, поддерживаемого ОАЭ сепаратистского Южного переходного совета. Эта группа выступает за создание автономной переговорной группы, отдельной от той, которая представляет правительство Йемена. Ключевой вопрос заключается в следующем: как соглашение между Саудовской Аравией и хоуситами может способствовать более широкому урегулированию, включающему другие йеменские группировки? Чтобы соглашение привело к окончательному прекращению конфликта, оно должно поддерживать, а не саботировать последующий инклюзивный мирный процесс. Соглашение, исключающее нехоуситские группировки, может послужить отправной точкой, если хоуситы и саудовцы согласятся отложить окончательные решения по вопросам, которые больше всего волнуют местные группировки – включая управление и военные механизмы в районах, в которых они действуют, – до более широкого обсуждения в рамках ООН. При таком сценарии ситуация в Йемене может успокоиться и дать стимул к настоящим мирным переговорам. И наоборот, соглашение, которое игнорирует интересы других заинтересованных сторон, может легко разжечь войну.

Что может произойти, если переговоры окончательно провалятся?

В этом  случае риск немедленного возобновления боевых действий резко возрастет. За последние полтора года, даже несмотря на то, что переговоры за закрытыми дверями продолжаются и неофициальное прекращение огня соблюдается, как хоуситы, так и их йеменские противники перевооружались и набирали новых рекрутов быстрыми темпами. Если война вспыхнет снова, линии конфронтации вполне могут быть другими. Останется ли Саудовская Аравия в стороне или будет втянута, остается  открытым вопросом. Эр-Рияд может отказаться от участия в боях группировок с хоуситами, приостановив свои авиаудары в обмен на то, что хоуситы прекратят ракетные обстрелы целей на территории королевства. В то же время возможное ослабление наземных боевых действий может совпасть с увеличением числа ударов беспилотников и ракет со стороны практически всех йеменских группировок, включая хоуситов, по экономически чувствительным районам, что еще более усугубит гуманитарную катастрофу в стране.

56.04MB | MySQL:116 | 0,753sec