В понедельник президент Польши А.Дуда поручил действующему премьер-министру М.Моравецкому сформировать новое правительство. Данное решение было принято несмотря на то, что представляемая политиком партия «Право и справедливость» не получила по итогам октябрьских парламентских выборов большинства, а также, по оценкам большинства политических обозревателей, не имеет жизнеспособных партнеров по коалиции. В результате, высказывается предположение, что в итоге после неудачи М.Моравецкого при создании нового кабинета мина полномочия по его руководству перейдут к лидеру «Гражданской платформы» Д.Туску, который вместе с союзниками получил 248 мест в Сейме из 460.
Надо отметить, что проблематика, напрямую касающаяся Израиля, в ходе предвыборной кампании в Польше не стала ключевой, хотя на передний план вышла тема, косвенно затрагивающая ближневосточное государство, причем сразу по двум направлениям. Так, Д.Туск баллотировался с обещанием восстановить отношения Варшавы с наднациональными институтами в Брюсселе и разблокировать 35 млрд евро, выделенных ЕС на восстановление после пандемии COVID-19, однако затем замороженные вследствие противоречий по польской судебной реформе. Из этого следует, что приход Д.Туска на пост главы правительства может означать, с одной стороны, эрозию позиции Варшавы по израильской проблематике ЕС, где страна входит в число стран-членов, как правило, блокирующих принятие Брюсселем решений, не вписывающихся в курс Иерусалима. С другой стороны, откат польской судебной реформы назад может стать прецедентом в оказании Евросоюзом давления, который в дальнейшем рискует быть примененным к Израилю после завершения войны с ХАМАСом и возобновления внутриполитических реформ, если у власти останется правительство Б.Нетаньяху. В дополнение к сказанному, следует отметить, что в бытность председателем Европейского совета в 2019-2022 гг. Д.Туск проводил весьма жесткую линию в отношении спорных ближневосточных территорий, отказываясь признавать суверенитет Израиля, к примеру, над Голанскими высотами.
Впрочем, и нынешние отношения Варшавы с Иерусалимом выглядят довольно напряженными. Поводом для новых трений послужил комментарий министра иностранных дел Польши З.Рау в адрес операции ЦАХАЛа «Железные мечи» в секторе Газа. Согласно заявлению главы внешнеполитического ведомства европейской страны, «обе стороны конфликта в Газе должны немедленно прекратить боевые действия и позволить мирным жителям безопасно покинуть сектор Газы». В ответ посол Израиля в Варшаве Я.Ливне обратил внимание контрпартнеров на то, что «террористы используют жителей Газы и иностранцев в качестве живого щита для своего убийственного, вдохновленного нацистами режима».
Впрочем, судя по всему, реакция польских властей в данном случае также в большей степени оказалась мотивирована внутриполитической обстановкой и приоритетами Варшавы на международной арене, нежели вниманием к Ближнему Востоку.
Во-первых, действующее правительство во главе с М.Моравецким отстаивает тезис о том, что обострение палестино-израильского конфликта рискует спровоцировать приток новой волны беженцев в ЕС, а Брюссель попытается перераспределять их между государствами-членами, включая Польшу, что способно ухудшить социально-экономическое положение и повысить террористическую угрозу. Подобным образом в некоторой степени «Право и справедливость» пытается блокировать аргументы политических оппонентов, настаивающих на необходимости сближения Варшавы с Брюсселем.
Во-вторых, обострение палестино-израильского конфликта не отвечает внешнеполитическим целям польского руководства, а потому в его интересах скорейшее прекращение огня. В частности, переключение внимания с Украины на Израиль, с точки зрения Варшавы, с высокой долей вероятности может ослабить первую, что привет к принятию Киевом условий, предлагаемых Москвой.
Таким образом, ситуация в зоне проведения операции ЦАХАЛ «Железные мечи» напрямую не затрагивает интересы Польши, в то время как ее отношения с Израилем, в том числе риторика Варшавы об обстановке в секторе Газа, попали под серьезное влияние внутриполитических процессов в связи с октябрьскими выборами в Сейм и последующим формированием правительства. В результате можно предположить, что независимо от того, кто станет новым премьер-министром Польши, динамика ее сотрудничества с ближневосточным государством, вероятно, останется сложной.