В 2023 году исполняется 10 лет Китайско-пакистанскому экономическому коридору (КПЭК) – флагманскому проекту, существующему в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП). Первоначально проект считался настолько значимым, что был включен в 13-й пятилетний план развития Китая. Однако десятилетние попытки соединить выходящий в Аравийскоре море пакистанский порт Гвадар (провинция Белуджистан) с городом Кашгар в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая не прошли гладко. Через сеть автомагистралей, железных дорог и энергетических трубопроводов КПЭК уже привлек китайские инвестиции в размере 25 млрд долларов, но завершению реализации проекта мешает ряд систематических проблем, из-за чего многие его аспекты по-прежнему остаются под вопросом. Вице-премьер Китая Хэ Лифэн посетил 31 июля столицу Пакистана Исламабад, чтобы принять участие в церемонии, посвященной достижению КПЭК своего десятилетнего рубежа. Стороны подписали шесть соглашений по развитию сотрудничества в секторах сельского хозяйства и информационных технологий. Тем не менее, протокол 11-го заседания Совместного комитета сотрудничества КПЭК опровергает единодушную веру в предлагаемые возможности: Китай не согласился на дальнейшее расширение сотрудничества по проектам, связанным с энергетикой, изменением климата, строительством линий электропередачи и туризмом. Это предостережение со стороны Пекина может быть свидетельством его нерешительности по поводу ряда аспектов дальнейшего развития ОПОП, однако саммит по сотрудничеству в рамках проекта продемонстрировал иное. В преддверии двухдневной встречи Информационная служба Госсовета опубликовала официальный документ, в котором провозглашается, что «Китай готов увеличить свой вклад ресурсов в глобальное сотрудничество». При этом состояние КПЭК дает четкую информацию о несоответствии высоких целей не очень оптимистичной реальности.
КПЭК и китайско-пакистанские отношения
Председатель КНР Си Цзиньпин заявил этим летом в Исламабаде, что КПЭК является «ярким свидетельством всепогодной дружбы между Китаем и Пакистаном». Исламабад стремится к тесному партнерству с Китаем, особенно в военной и экономической сферах, с 1990 года. Хотя Пакистан и имеет геостратегическое значение для КНР, именно он на сегодняшний день извлек наибольшую выгоду из этих двусторонних отношений, но не без издержек: по данным тайваньского аналитического центра Doublethink Lab, Пакистан является наиболее зависимой от Китая страной в мире. Китай является крупнейшим иностранным инвестором в Пакистане, и обе страны поддерживают друг друга на многосторонних форумах, при этом примечательно, что Пакистан хранит молчание по поводу неправомерного обращения с мусульманами по ту сторону границы в Синьцзяне. Тесные военные связи Китая с Пакистаном включают в себя соглашения об обмене информацией и разведывательными данными, главы вооруженных сил обоих государств систематически проводят встречи. Китай также наращивает военно-морское сотрудничество с Пакистаном. Ранее он предоставил большое количество военной техники вооруженным силам страны: например, Пакистан был первым иностранным покупателем китайского истребителя J-10C. Многие региональные эксперты оценивают эти отношения как «находящиеся на пороге альянса». Поэтому мощный военный истеблишмент Пакистана ожидаемо является активным сторонником КПЭК. При этом многие политики поддерживают другую точку зрения. КПЭК был согласован при правительстве бывшего премьер-министра и главного министра Пенджаба Шахбаза Шарифа, с которым у Пекина были хорошие отношения. Правительство Имрана Хана, пришедшее к власти в 2018 году, отсрочило реализацию нескольких проектов в рамках КПЭК, обвинив своих предшественников в получении откатов от китайских государственных предприятий, работающих над проектами в Пенджабе. Несмотря на задержки в реализации КПЭК, на сегодняшний день его участники добились заметных успехов. В официальном документе ОПОП освещаются многие из проектов КПЭК, включая транспортные сети, электростанции, энергетическая инфраструктура и ряд особых экономических зон. До прихода этих инвестиций Пакистан страдал от постоянных отключений электроэнергии продолжительностью до 15 часов в день, поэтому существует ощущение, что финансирование Китаем строительства электростанций смягчило энергетический кризис в стране. Возведение энергетической инфраструктуры будет продолжаться: в данный момент в Пакистане идет строительство крупнейшей гражданской атомной электростанции. Однако на первом этапе проектировщики КПЭК дали слишком много обещаний, многие из которых не были выполнены. Реальные достижения нивелируются проблемами, начиная от трудностей с финансированием, вопросов безопасности, а также из-за негативной реакции со стороны местного населения и всепроникающего ощущения, что Китай начинает воспринимать свою позицию в Пакистане как приносящую больше проблем, нежели преимуществ. Статус порта Гвадар, возможно, является наиболее наглядным примером ошибочных амбиций Китая.