Как известно, в период с 13 по 17 ноября 2023 г. проходил международный авиасалон в г.Дубай, на котором предприятия оборонно-промышленного комплекса Китайской Народной Республики традиционно выставляют, как действующие образцы вооружения и военной техники (ВВТ), так и масштабные модели. С завидной регулярностью китайские оружейники демонстрируют некоторые новинки, поскольку государства Ближнего Востока склонны приобретать лучшее из того, что производит ОПК Поднебесной.
Военные специалисты монархий Аравийского полуострова на примере вооруженного конфликта в Йемене смогли убедиться в эффективности и надежности ВВТ китайского производства, стоимость которого значительно ниже, чем у продукции западных оружейников. Данное обстоятельство привлекает аравийских военных, поскольку они осознают, что для обретения и поддержания необходимого уровня боеготовности необходимо достаточно активно эксплуатировать боевую технику и затрачивать боеприпасы в ходе учебных периодов.
Поскольку ОПК КНР находится под государственным регулированием, то для стран Ближнего Востока стала возможной смешанная схема расчетов за поставленную продукцию, а именно часть стоимости страны Персидского залива оплачивают валютой, а часть покрывают за счет поставок сырья – нефти, газа или других минеральных ресурсов. Подобный подход вполне привлекателен для китайских оборонных компаний, которым для проведения собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ необходимо значительное количество ресурсов.
Сочетание высоких показателей ВВТ китайского производства, удобных схем и сроков оплаты, а также приемлемого уровня расходов на обслуживание и отсутствие дополнительных требований – по секретности/ограничения доступа к технике в совокупности обеспечивают высочайший интерес к продукции ОПК КНР со стороны, как богатейших стран БВ, так и менее состоятельных государств данного региона.
Военно-политическое руководство большинства государств БВ осознало ложность ориентировки на продукцию ОПК США и ЕС, поскольку на протяжении нескольких десятилетий американские и западные предприятия ОПК поставляли ближневосточным покупателям неполноценную технику по завышенной в несколько раз цене. Именно вооруженный конфликт в Йемене выявил все недостатки и проблемные моменты ВВТ западного производства, что позволило армиям аравийских монархий отчетливо сформулировать свои претензии к ОПК западного мира и переключиться на взаимодействие с КНР по различным направлениям.
Следует отметить, что на протяжении нескольких десятилетий официальный Вашингтон «напрягал» обстановку в регионе благодаря «иранской ракетно-ядерной угрозе», однако примирение между Эр-Риядом и Тегераном, состоявшееся при деятельном содействии КНР способствовало снижению уровня военной напряженности в регионе. Подобное достижение китайских дипломатов позволило Эр-Рияду осознать, что необходимость в серийных закупках систем ПВО и ПРО в США отсутствует.
В качестве подтверждения этому представляется возможным указать на планы ВС США по развертыванию дополнительных батарей ЗРК MIM-104 PAC3 и комплекса ПРО THAAD в нескольких странах Персидского залива для повышения уровня защиты собственных военных баз и объектов от «иранской ракетной угрозы».
После того, как американские военные озвучили подобный замысел руководителям аравийских монархий стало понятно, что больше всего заботит официальный Вашингтон, который в последние три года реагирует достаточно резко на любую информацию о военно-техническом сотрудничестве государств Персидского залива с КНР.
Особое внимание иностранных специалистов, освещавших международный авиасалон в г.Дубай привлекло участие пилотажной группы «Первое августа» ВВС Народно-освободительной армии Китая, составленной из 7 одномоторных истребителей «Цзянь-10», которые совершили беспосадочный перелет с территории КНР до Объединенных Арабских Эмиратов протяженностью почти 7000 км, что стало возможным благодаря применению подвесных топливных баков.
При создании новейшей версии истребителя – «Цзянь-10С2 китайские конструкторы использовали компоненты, проверенные на других боевых самолетах национального производства, что позволило в кратчайшие сроки провести опытно-войсковую эксплуатацию и принять самолет на вооружение. Благодаря взвешенным конструкторским решениям удалось также значительно снизить стоимость технического обслуживания данного истребителя.
ВВС КСА привлекает тот факт, что ОПК КНР производит широкий спектр авиационных средств поражения, т. е. отсутствует необходимость адаптировать вооружение другого производителя к китайскому самолету.
Подобные продолжительные перелеты не характерны для самолетов оперативно-тактической авиации, поскольку характеризуются значительной нагрузкой на летчика. Именно такие полеты позволяют продемонстрировать надежность турбореактивных двигателей и корректную работу навигационных систем. Как известно, китайские двигателестроители на протяжении двух десятилетий работают над повышением надежности своих ТРДД серии WS-10, которыми комплектуются истребители нескольких моделей. В отношении системы глобального позиционирования «Бэйдоу», которая внедрена во все разработки ОПК КНР необходимо отметить, что высокопоставленные американские военные признали наличие приемников сигнала данной системы в истребителях F-35.
Оба фактора крайне важны, поскольку авиастроительные предприятия ОПК КНР ведут жесткую конкурентную борьбу с оппонентами из США (истребитель-бомбардировщик F-15X) и Франции (истребитель «Рафаль») за перспективные контракты с ВВС КСА и других стран. Согласно имеющейся информации саудовские военные ведут переговоры с французскими авиастроителями на предмет покупки крупной серии истребителей «Рафаль» — по некоторым данным первая партия должны включать 54 самолета и опцион еще на 146 боевых машин.
Подобный заказ «оживит» французский ОПК, поскольку вместе с самолетами ВВС КСА будет необходимо приобрести значительное количество управляемых ракет различного назначения, а также бомб и сменно-запасных частей.
Кроме ВВС КСА в приобретении истребителей китайского производства заинтересованы и египетские военные, на вооружении которых находятся боевые самолеты, произведенные как в США, так и в РФ, однако официальный Каир намеревается использовать тесное экономическое сотрудничество с Пекином для радикальной модернизации парка боевых самолетов.
Применительно к авиасалону в г.Дубай отметим, что делегации ВВС стран Персидского залива высказали заинтересованность в более детальном ознакомлении с тяжелым транспортным самолетом «Юнь-20» и самолетом-заправщиком, созданным на его основе.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что китайские оружейники навязывают конкурентную борьбу не только ОПК западных стран в ближневосточном секторе мирового рынка ВВСТ, но и активно вмешиваются в военно-техническое сотрудничество РФ со странами Северной Африки.