10 декабря состоялся телефонный разговор премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху с президентом России В.Путиным, ставший вторым раундом общения на высшему уровне после нападения террористов ХАМАСа в «Черный шаббат» 7 октября. В пресс-релизах, распространенных сразу по итогам переговоров, длившихся порядка 50 минут, ни одна из сторон не указала, по чьей инициативе они проводились. При этом для данного звонка глава израильского правительства покинул заседание правительства по бюджетным вопросам, что может свидетельствовать о важности российско-израильского обмена мнениями.
По итогам общения оказалось весьма заметно серьезное расхождение в акцентах Москвы и Иерусалима при описании повестки дня, общей в которой стала, по сути, лишь концентрация на происходящем в Ближневосточном регионе. Согласно данным официального сайта президента РФ, «в центре внимания была острая ситуация в зоне палестино-израильского конфликта и, в частности, катастрофическая гуманитарная обстановка в секторе Газа». Дополнительно в тексте было отмечено, что российский лидер «подтвердил принципиальную позицию неприятия и осуждения терроризма во всех его проявлениях», добавив к этому особую важность того, чтобы «противодействие террористическим угрозам не приводило к столь тяжелым последствиям для гражданского населения». Кроме того, традиционно Россия выразила готовность содействовать мирному урегулированию в зоне конфликта. В свою очередь, тон израильского сообщения, опубликованного канцелярией премьер-министра ближневосточной страны, выглядел более критичным. Отмечалось, что Б.Нетаньяху «выразил недовольство позицией российских представителей в ООН и на других форумах в отношении Израиля», а также «раскритиковал опасное сотрудничество между Россией и Ираном». Дополнительно глава правительства подчеркнул, что любое государство, «подвергшееся преступному террористическому нападению, подобному тому, что пережил Израиль, будет действовать с не меньшей силой, чем та, с которой действует Израиль».
Впрочем, завершение беседы, судя по российским и израильским источникам, можно в целом трактовать как позитивное. В комментарии Кремля прозвучал тезис об «обоюдной заинтересованности и далее взаимодействовать в вопросах эвакуации российских граждан и членов их семей, а также освобождения удерживаемых в Газе израильтян». Канцелярия Б.Нетаньяху указала, что «премьер-министр выразил признательность России за усилия по освобождению гражданина Израиля, имеющего российское гражданство», добавив к этому призыв «оказать давление на Красный Крест», дабы добиться возможности посещения его представителями похищенных израильтян и передачи им необходимых лекарств. Таким образом, заявления главы израильского правительства тоже подразумевают под собой продолжение контактов.
Из доступных материалов общения Б.Нетаньяху и В.Путина можно сделать несколько выводов. Прежде всего ряд израильских политических обозревателей стремятся поместить на первый план проблемы в сотрудничестве двух стран, тем самым завуалированно продолжая оказывать на собственное правительство воздействие, чтобы оно окончательно отказалось от контактов с Москвой. Не исключено, что отчасти довольно критичная риторика Б.Нетаньяху, во всяком случае то, как ход беседы с В.Путиным был подан в прессе, нацелены именно на купирование подобных замечаний, которые в текущих реалиях не выгодны ни самой ближневосточной стране, получающей критически важную военную и политическую помощь от США, ни ее лидеру, осознающему высокую вероятность новых внеочередных выборов.
Вместе с тем, в реальности Иерусалим признает важность общения с Москвой, в том числе в качестве канала коммуникации, необходимого для выяснения ситуации внутри т. н. политического руководства ХАМАС, и особенно для помощи и освобождения израильских заложников. Не случайно в этом контексте упоминание Красного Креста и выраженное недовольство Россией за позицию, избранную ее представителями в ООН. Между строк здесь можно прочесть призыв использовать влияние Кремля и то, что он на международных площадках не выражает произраильский курс для того, чтобы наконец добиться от ХАМАСа допуска к израильским пленникам врачей и медикаментов. Это критически значимо, принимая во внимание то, как долго люди насильственно удерживаются в секторе Газы, а также присутствие среди них раненных при захвате в «Черный шаббат» и лиц с хроническими заболеваниями. От региональных посредников, участвовавших в согласовании временного прекращения огня, добиться выполнения на практике данного условия не удалось, вопреки тому, что оно было внесено в сделку.
Возвращаясь к упомянутой выше повестке переговоров Б.Нетаньяху и В.Путина, нельзя не учесть и обоюдное отсутствие упоминания недавнего визита российского лидера на Ближний Восток, а также его раунда личного общения с президентом Ирана Э.Раиси, хотя эти события, безусловно, имеют прямое отношение к израильским интересам в целом и ведению операции ЦАХАЛа в Газе в частности.
Во-первых, весьма вероятно, что в рамках названных встреч обсуждались такие темы, как обстановка в палестинском анклаве, перспективы власти там с учетом намерения Израиля добиться полного демонтажа руководства ХАМАС, кроме того, могли затрагиваться вероятные условия нового прекращения огня и обмена заложников на палестинских боевиков. Соответственно, определенные сообщения могли быть переданы Б.Нетаньяху в ходе рассматриваемого разговора, ради которого он, как уже говорилось, прервал заседание правительства.
Во-вторых, ОАЭ и КСА, приняв российского президента, подали сигнал Западу, что вновь не готовы однозначно занять требуемые им позиции, а потому Израилю также следует принять данный факт во внимание, особенно учитывая стремление несмотря на эскалацию палестино-израильского конфликта продолжать нормализацию с умеренными региональными режимами.
Кроме того, стоит подчеркнуть, что линия российского руководства, избранная им изначально, все меньше отличается от заявлений представителей ЕС, которые в первые дни после 7 октября и начала военной операции «Железные мечи» отчетливо выражали Израилю свою солидарность, в то время как теперь все чаще говорят о «гуманитарной катастрофе» в палестинском анклаве, настаивая на немедленном прекращении огня. Данный факт может свидетельствовать о применении традиционного для израильской дипломатии принципа соразмерности, а также учета степени влиятельности страны при обсуждении с ней той или иной проблемы. Более того, не исключено, что в Иерусалиме опасаются сценария, в котором право «вето» в Совете Безопасности ООН в будущем не применит и США. Подобный болезненный опыт был получен ближневосточным государством в конце 2016 г. при принятии резолюции СБ ООН 2334, признававшей поселенческую активность на Западном берегу «нарушением норм международного права». Особенно важно, что Вашингтон отказался блокировать противоречащий израильским интересам документ именно на этапе смены администрации с демократической на республиканскую, что вновь не исключено с учетом грядущих в США в следующем году выборов. Таким образом, уже сейчас правительству Б.Нетаньяху важно предпринять все возможные шаги, нацеленные на смягчение позиции СБ ООН, дабы по возможности исключить повторение опасного для страны прецедента.
В целом несмотря на то, что российско-израильские отношения в настоящий момент не лишены значительного количества сложностей, они по-прежнему играют существенную роль во внешней политике друг друга. В связи с этим общение между государствами, в том числе на высшем уровне будет с высокой вероятностью продолжено, хотя, как кажется, по интенсивности диалога оно продолжит уступать контактам Б.Нетаньяху с американскими и рядом европейских коллег. Приоритетной темой в краткосрочной перспективе будет оставаться вопрос освобождения заложников, а также напрямую связанное с ним прекращение огня.