О целях развития железного транспорта в Алжире
В настоящее время правительство Алжира считает, что развитие железнодорожного транспорта очень важно и имеет стратегическое значение для содействия экономическому и социальному развитию страны. В попытке создания баланса между алжирскими регионами и снижения демографической нагрузки на прибрежные районы Алжира и снижения притока туда населения алжирское правительство предоставляет государственным чиновникам и работникам центра и юга страны в разной степени значительные привилегии, которые не предоставляется государственным чиновникам и работникам в прибрежном районе Алжира. Алжирское правительство также пытается вывести из изоляции удаленные и труднодоступные районы, за счет развития инфраструктуры, строительства автодорог и расширения железнодорожных линий.
В связи с ростом мировых цен на энергоносители и беспрецедентным увеличением государственных доходов руководство страны приняло участие в подготовке проектов развития экономики, расширяет инфраструктуру, особенно автомобильные и железнодорожные сети для создания современной транспортные системы.
Алжир также прилагает усилия для развития городского транспорта, наиболее важным из которого является трамвай. Строительные работы по прокладке трамвайных линий начались в нескольких городах (Алжир, Оран, Аннаба, Константина, Мостаганем, Сетиф, Батна, Саида, Сиди-Бель-Аббес и Уаргла), а фактическая эксплуатация началась в столице, Оране и Константине. Расширяется сеть того, что называется Алжирским метро или Autoray (скоростные поезда). Уже построены нескольких новых линий, наиболее важной из которых является связь между Ораном и Бешаром, а также связь между Джельфой, Лагуатом, Гардайей и Уарглой, вплоть до Хасси Мессауда. Национальная железнодорожная транспортная компания осуществляет надзор за развитием железнодорожного транспорта.
Поскольку экспорт энергоносителей и горнодобывающие проекты являются основой экономики Алжира, необходимо развивать сеть железных дорог для соединения юга страны с ее севером, и ее востока с западом, чтобы добываемы природные ископаемые могли доставляться в морские порты страны, а затем экспортироваться за границу, особенно в Европу.
В статье, опубликованной на сайте «Независимая Аравия» 2 февраля 2023 года под названием «Железнодорожные дороги на пути к алжирской пустыне», алжирский журналист Мухаммед Лахвази пишет: «Алжир делает ставку на развитие и расширение сети железных дорог, чтобы сломать изоляцию внутренних и пустынных регионов, стремясь перебросить полезные ископаемые на север и запустить инвестиционные проекты на обширном юге.
Правительство Алжира оказалось вынуждено возродить развитие железнодорожной сети после того, как вдохнуло новую жизнь в гигантские проекты, которые бездействовали в течение десятилетий, и запустило производственные проекты, такие как рудник Гар-Джбейлат на крайнем юго-востоке и проект по добыче фосфатов в провинции Тебесса (Эль-Уанза и др.), в дополнение к проекту по добыче цинка и свинца в Амизуре в провинции Беджая, и стало трудно реализовать эти проекты без наличия железнодорожной сети для транспортировки продукции на север и продажи его за пределами страны, особенно подключение металлургического комплекса Эль-Хаджар в провинции Аннаба, который считается крупнейшим металлургическим комплексом в Африке, к железнодорожному транспорту» [Лахвази, Электронный ресурс].
Иностранное партнерство для развития железнодорожного транспорта
Президент Алжира Абдельмаджид Теббун решил ускорить создание смешанной компании для железнодорожной отрасли в сотрудничестве с иностранными экспертами, специализирующимися в этой области и имеющими большой опыт.
Президент указал на необходимость «ускорить это с целью достижения всестороннего национального сообщения железными дорогами, связывающего север с югом и облегчающего транспортировку для экономических операторов», и подчеркнул, что «расширение железных дорог должно быть главным приоритетом, особенно для провинций Уаргла, Таманрассет, Гардая, Манеа, Гар-Джбейлат и Бешар, учитывая их экономическое и стратегическое значение».
Национальная железнодорожная компания подписала контракт с американским партнером, который направил специализированную делегацию инженеров, которые руководили процессом переоснащения и модернизации 20 старых тепловозов, что способствовало сокращению расходов компании на обновление локомотивов до 50%.
В статье под названием: «Китай делится с Алжиром опытом строительства железных дорог в пустынных районах», опубликованной на электронной странице «Эль-Маукиф», говорится, что «Проект обновления железнодорожных линий в Алжире получил предложение от китайских компаний, имеющий свой опыт в области строительства условиях пустыни, в лице Китайской строительной компании (CCECC) , которая организовала свою первую конференцию под лозунгом «Железнодорожная сеть в пустынной среде: решения и меры по смягчению последствий».
Китайская компания подчеркнула развитие методов строительства железных дорог в таких условиях, как алжирская Сахара, и выразила готовность поделиться опытом с Алжиром в этой области, особенно за счет использования современных технологий, с помощью которых были разработаны системы защиты от заиливания и осаждения, а также как оказание всей необходимой поддержки и помощи для сдерживания или, по крайней мере, смягчения явления заиливания на уровне существующих линий» [Китай делится с Алжиром опытом строительства железных дорог в пустынных районах, Электронный ресурс].
Железнодорожная сеть соединяет между собой важнейшие северные города, а ее линии достигают районов добычи сырья в карьерах и рудниках, для связи промышленных районов с портами. По официальным данным, «Алжир в настоящее время имеет сеть железных дорог протяженностью 4200 км, и ожидается, что к 2030 году она достигнет около 12500 км благодаря запуску проектов новых железных дорог, особенно в центре и на юге страны.
Власти Алжира стремятся соединить все регионы страны и придать новый импульс торгово-экономической динамике и мобильности на национальном уровне.
Отметим, что накануне получения независимости протяженность железных дорог в Алжире не превышала 1000 км, на узкой прибрежной полосе на севере страны. К 2000 году протяженность железных дорог выросла до 1800 км, а сейчас до 4200 км, включая сотни километров горных железных дорог. [Лахвази, Электронный ресурс].
Экономическая отдача от развития железнодорожного транспорта
Профессор экономики Университета Лагуата, профессор Лалла Рамдани, говорит: «Алжир находится в рамках развития транспортной инфраструктуры, особенно железнодорожного сектора. Алжир, наконец, приступил к разработке стратегии модернизации сектора и укрепления его сети в различных регионах страны, учитывая его экономическую и социальную значимость» [Там же].
Он сообщил «Независимой Аравия», что «инвестиции в железнодорожный сектор представляют собой серьезную проблему для правительства с точки зрения их экономической отдачи и социальных последствий, поэтому мы находим, что правительство выделило значительные суммы на развитие этого сектора в в дополнение к заключению соглашений о финансировании как с Катаром, так и с Кувейтом». Он отметил, что «использование Алжиром китайских компаний характеризуется высокими технологиями и опытом, учитывая сложный рельеф страны, который требует больших финансовых возможностей для завершения таких проектов, подобных тому, что было достигнуто в Саудовской Аравии» [Там же].
Рамдани добавил: «Алжир намерен завершить железнодорожный проект, который свяжет столицу с провинцией Таманрассет на крайнем юге страны, что действительно требует использования иностранного опыта, поскольку имеет социальные преимущества для прекращения изоляции, обеспечения рабочих мест, устранения транспортных проблем, и смягчения кризиса заторов на дорогах» [Там же].
Он продолжил: «Что касается экономического аспекта, проекты являются ответом на инвестиции, которые Алжир недавно инициировал в горнодобывающем секторе, потому что добыча сырья требует железных дорог для его транспортировки на заводы или в порты, как это практикуется во всех странах мира». Он указывает, что «эта стратегия в краткосрочной или среднесрочной перспективе имеет большое значение для увеличения производственных мощностей, поддержки экспорта неуглеводородной продукции и сокращения расходов на импорт» [Там же].
Он подчеркнул важность железнодорожной сети в достижении регионального баланса и возможности переноса заводов во внутренние регионы, что способствует поддержке местного развития и возрождению коммерческого движения внутри страны, а также созданию соответствующего климата для поддержки туристического сектора на юге, что сталкивается с трудностями, в основном высокой стоимостью транспортировки» [Там же].
О подготовки кадров для железнодорожного транспорта
Правительство Алжира придает первостепенное значение аодготовке и формированию молодых квалифицированных кадров для железнодорожного транспорта, которые стремятся получить знания и опыт, чтобы конкурировать и проявить себя. Для этого созданы ряд специализированных университетов и институтов, в том числе Высший институт обучения по железным дорогам (IFTFU) или Институт обучения по городскому железнодорожному транспорту, находящийся в округе Руиба г.Алжир. Он представляет собой высшее учебное заведение, находящееся под совместной опекой Министерства высшего образования и научных исследований и Министерства общественных работ и транспорта Алжира и занимается подготовкой инженеров железнодорожного транспорта.
Высший институт обучения по железным дорогам ставит перед собой следующие задачи:
— Обеспечение совместимости преподавательской деятельности с учебными материалами для целевой подготовки кадров.
— Реализацию и непрерывность рекомендаций по обучению, которые гарантируют однородную профессиональную практику, отвечающую высоким требованиям во всех городских транспортных сетях, которыми управляет SETRAM.
— Быть центром распространения культуры безопасности и высокого качества управления городским транспортом.
Чтобы достичь всего этого, Высший институт обучения по железным дорогам, который является государственным учреждением, имеет следующую миссию:
— Организация этапа становления и совершенствования работников отрасли.
— Определение методов работы и условий для учебных программ.
Мы считаем, что для развития железнодорожного транспорта в Алжире правительство должно поощрять деятельность IFTFU, оказывать ему финансовую поддержку и открывать его филиалы в других городах, чтобы привлечь больше студентов. Правительству следует также привлечь зарубежных специалистов, преподавателей и инженеров высокого уровня, а также направить студентов и преподавателей IFTFU в развитые страны на краткосрочные и долгосрочные научные и практические стажировки.
В связи с этим мы предлагаем установить партнерство с российскими компаниями, специализирующимися в этой области и известными российскими университетами, чтобы Алжир мог извлечь выгоду из российского опыта развития железнодорожного транспорта всех видов.
Роль железнодорожного транспорта в развитии сельского хозяйства
Учитывая важность сельского хозяйства и производства сельхозпродукции, правительство Алжира решило развивать свои возможности, чтобы обеспечить сохранность урожая, избежать его потерь, достичь продовольственного самообеспечения, а затем перейти к экспорту излишков для получения государством доходов в твердой валюте. Для достижения этой цели необходимо, в том числе, развитие железнодорожного транспорта.
Поэтому помимо Министерства сельского хозяйства в Алжире существует Министерство торговли и содействия экспорту.
То, что сказано в отношении освоения природных богатств Алжира, связанного с перевозками по железной дороге, справедливо и в отношении развития сельского хозяйства. Для этого необходимо хорошее понимание сельскохозяйственной карты Алжира, что дает компетентному исследователю правильное представление как о насущной потребности в транспортировке сельхозпродукции по железным дорогам, так и для определения их особенностей.
Другими словами, расширение географического ареала Алжира и разнообразие выращиваемых сельскохозяйственных продуктов, транспортировка их из одного региона в другой потребовали создания современной сети железнодорожного транспорта для перевозки в обычных вагонах и в вагонах оборудованных холодильными камерами, в зависимости от характера сельскохозяйственного продукта.
В последние годы было замечено, что производство фуражной кукурузы, предназначенной на корм животным, в том числе крупному рогатому скоту, развивалось в провинции Манеа, которая считается наиболее важным регионом производства кукурузы на юге, но ее надо перевозить в другие провинции где есть недостаток кормов, поэтому очевидна важная роль железнодорожного транспорта.
О развитии пассажирских перевозок по железной дороге
В части перевозки пассажиров железнодорожным транспортом Министерство транспорта Алжира стремится создать комфортные условия для путешествующих и повысить качество предоставляемых услуг, обеспечить периодическое техническое обслуживание и контроль транспортных средств, обеспечить все условия и стандарты охраны, безопасности для пассажиров, снизить стоимость билетов, соблюдать точность расписания поездов, особенно в летний сезон, который известен высоким спросом на этот вид транспорта для поездок из внутренних и южных городов в сторону прибрежных городов. Таким образом, Министерство транспорта и Национальная железнодорожная транспортная компания вносят свой вклад в государственную политику поощрения внутреннего туризма в Алжире.
Министерства транспорта Алжира также строит новые вокзалы в разных алжирских городах, связывая их с различными другими видами транспорта, такими как автобусы, такси и др. Все это для удобства пассажиров и стремления привлечь их как можно больше. Тем более, что это считается жизненно важным средством, способствующим разгрузке городского транспорта и снижению пробок на автодорогах.
Компетентные ведомства периодически инспектируют операционные подразделения объектов железнодорожного транспорта для контроля процесса технического обслуживания и соблюдения санитарных норм в поездах.
Компетентные ведомства реализуют проекты по завершению дублирования и модернизации железнодорожной линии, а также следят за безопасностью пассажирских перевозок и граждан, строя специальные переходы и мосты через железнодорожные пути.
В качестве примера приведем краткий обзор главного железнодорожного вокзала города Оран на западе Алжира.
Вокзал Орана расположен в центре города в районе Сиди Эль-Башир и был построен во времена французской колонии. Его спроектировал французский архитектор Альбер Палей. Здание было построено между 1913 и 1917 годами. Оно следует неомавританской школе. Французская администрация хотела объединить на вокзале три религии, поэтому в его структуру входят символы трех монотеистических религий:
- Ислам. Его внешний вид имеет форму мечети, где часы имеют форму минарета, с куполом и циферблатом снаружи и формой окон, балконов и арок.
- Христианство. Христианские украшения в куполе и витражах, а на внутренних картинах и красках изображены католические кресты.
- Иудаизм. На окнах дверей и окон и на потолке купола изображена звезда Давида (шестиконечная звезда).
Вокзал Орана является главной осью алжирской железнодорожной транспортной сети, поскольку двусторонняя линия соединяет его с алжирскими провинциями, такими как Релизан и г.Алжир, классическим экспрессом, а с провинциями Шлеф и Тлемсен – новой монорельсовой дорогой. В 2010 году в Алжире была открыта самая длинная железнодорожная линия Бешар-Оран протяженностью более 700 км, проходящая через провинции Сиди-Бель-Аббес и Наама. Участок Табия-Бешар был построен и присоединен к ранее существовавшему участку Оран-Табия. Второе современное здание вокзала, было построено в 2019 году специально для основных линий. В настоящее время вокзал оказывает услуги в области перевозки пассажиров и грузов благодаря ряду поездов, курсирующих на дальних и региональных линиях, в дополнение к линии пригородных поездов, имеющей все необходимое для создания комфорта для пассажиров: залы ожидания, кассы продажи билетов, магазины.
Заключение
Политика национализации компаний эффективно способствовала постепенному развитию национальной экономики Алжира и привела к активизации национального рынка. Прежде всего были национализированы компании по добыче полезных ископаемых. Алжирское правительство в своей текущей стратегии уделяет особое внимание развитию горнодобывающего сектора для того, чтобы уравнять его с нефтегазовой отраслью, которая приносит главные доходы в твердой валюте с помощью которых можно решать политические проблемы, улучшать покупательную способность населения и поддерживать так называемый «социальный мир» или «социальную стабильность».
В Алжире, по мнению специалистов, находятся два очень важных горнодобывающих центра: 1) рудник Гар-Джбейлат, находящий в юго-западном регионе страны и создающий около 4000 рабочих мест, а его запасы оцениваются более чем в 3 млрд тонн железной руды, из которых 1,7 млрд тонн являются эксплуатируемыми; 2) рудник Джебель Эль-Онк, крупнейшее месторождение фосфатов в Алжире с оценочными запасами около 2,8 млрд тонн с содержанием 24% пентаоксида фосфора. Этот рудник находится в юго-восточном регионе страны и создает 3500 рабочих мест.
В контексте усилий по развитию горнодобывающего сектора государственными органами был принят план действий (2022-2024 гг.), направленный на его возрождение, позволяющий ему вносить бОльший вклад в экономический рост и создание рабочих мест. План включает пересмотр законодательной базы, разработку и модернизацию карты полезных ископаемых, что нацелено на успех крупных структурных промышленных проектов, а также развитие человеческого капитала.
Правительства Алжира стремились приобрести современные технологии, используя разные методы, в том числе приглашая иностранные компании инвестировать в Алжир самостоятельно или путем создания партнерских отношений с местными компаниями и предоставления им значительных льгот.
Развитие горнодобывающего сектора в Алжире имеет тесную и непосредственную связь с развитием железнодорожного транспорта и расширением сети и линий железных дорог, которые помогают создать региональный экономический баланс между севером и югом, с одной стороны, и между востоком, западом и центром, с другой.
Согласно алжирскому законодательству, окончательные планы проектов должны быть представлены в Управление контроля за государственными взносами или Государственный совета по взносам проекта, создания смешанной компании для утверждения и для его фактической эксплуатации.
Инвестиции в железнодорожный транспорт представляют собой серьезную проблему для правительства с точки зрения экономической отдачи и социальных последствий, поэтому оно выделило значительные суммы на развитие этого сектора в дополнение к заключению соглашений о финансировании как с Катаром, так и с Кувейтом.
Правительство Алжира придает первостепенное значение подготовке и формированию квалифицированных кадров для железнодорожного транспорта путем создания специализированных университетов и институтов, таких как Высший институт обучения по железным дорогам (IFTFU) или Институт обучения по городскому железнодорожному транспорту.
Список литературы
- Башар Саид. Правительство ставит задачу развития горнодобывающего сектора. Эль-Хабар, выпуск № 10535 от 7 мая 2023 г., Экономика, стр. 7.
- Большая советская энциклопедия. гл. ред. С. И. Вавилов, Том 2 (АКТЫ –АРИЕТТА), второе издание, Том подписан к печати 18 марта 1950 г.
- Железнодорожный сектор – настоящий двигатель развития. Алжирское информационное агентство, 21 января 2023 г., Электронные ресурсы – Режим доступа: https://www.aps.dz/ar/economie/138046-2023-01-21-12-32-17
- Китай делится с Алжиром опытом строительства железных дорог в пустынных районах. Электронные ресурсы – Режим доступа: https://elmawkif.net/?p=5181
- Координационное совещание по проектам, связанным с фосфатным комплексом и рудником Гар-Джбейлат. Алжирское информационное агентство, 4 февраля 2023 г., Электронные ресурсы – Режим доступа: https://www.aps.dz/economie/151319-reunion-de-coordination-sur-les-projets-relatifs-au-complexe-de-phosphate-et-la-mine-de-ghara-djebilet
- Лахвази Мохамед. Железнодорожные дороги на пути к алжирской пустыне. «Independent عربية» (Независимая Аравия), 2 февраля 2023 г., Электронные ресурсы – Режим доступа: https://www.independentarabia.com/node/418166/سياسة/تقارير/خطوط-السكك-الحديدية-في-طريقها-إلى-صحراء-الجزائر
- Проект разработки рудника цинка и свинца в Уэд Амизур. Алжирское информационное агентство, 17 мая 2023 г., Электронные ресурсы – Режим доступа: https://www.aps.dz/ar/economie/144064-2023-05-17-12-35-50
- Рудник Гар-Джбейлат: новый импульс экономическому развитию через оценку национального потенциала. Алжирское информационное агентство, 30 ноября 2023 г., Электронные ресурсы – Режим доступа: https://www.aps.dz/ar/regions/152740-2023-11-30-16-12-39
- Савалили Хафиз. Горнодобывающий сектор… тысяча стратегических ресурсов. Эль-Хабар, выпуск № 10535 от 7 мая 2023 г., Экономика, стр. 7.
- Савалили Хафиз. Законы, изданные 6 мая 1966 г. в отношении охраны шахт, позволили восстановить одиннадцать водоносных горизонтов новых, в основном свинцовых и цинк. Эль-Хабар, выпуск № 10535 от 7 мая 2023 г., Экономика, стр. 7.
- Создание алжирско-китайской компании по производству фосфатов на сумму 7 миллиардов долларов. Электронные ресурсы – Режим доступа: https://www.elbilad.net/national/إنشاء-شركة-جزائرية-صينية-لانتاج-الفوسفات-بقيمة-7-مليارات-دولار-103010
- Управление по контролю за государственными взносами. Министерство промышленности и фармацевтического производства. Электронные ресурсы – Режим доступа: https://www.industrie.gov.dz/en/مديرية-متابعة-مساهمات-الدولة/
- Язид Ферхат. Алжир – решение по увеличению стоимости бездействующего фосфатного месторождения Джебель Эль-Онк, Магриб Емержент, 23 июля 2012 г., Электронные ресурсы – Режим доступа: https://web.archive.org/web/20130624152458/http://www.maghrebemergent.com/component/k2/item/14425-algerie-une-solution-pour-valoriser-le-gisement-de-phosphate-dormant-de-djebel-onk.html