Кого и для чего объединяют исламские организации в Германии?

В Германии существует шесть крупных исламских объединений и различных учреждений: Исламский совет ФРГ (IR); Турецко-исламский союз Президиума по вопросам религии (DITIB); Объединение исламских культурных центров (VIKZ); Центральный совет мусульман Германии (ZMD); Ahmadiyya-Muslim-Jamaat Deutschland e.V.; алевитская община Alevitische Gemeinde Deutschland e.V.

Каждое мусульманское объединение имеет свою программу. Кто-то декларирует свои цели как формирование религиозного сообщества (в ФРГ 80% суннитов, 17% алевитов, 3% шиитов), кто-то защищает национальные интересы (есть свои объединения у боснийцев, марокканцев, выходцев из Ирана и Афганистана, беженцев из Сирии и Ирака). Все они группируются вокруг 2,5 тыс. мечетей. Объединения защищают интересы молодежи, женщин, действуют самостоятельно и под патронажем евангелической церкви. Картина довольно пестрая и неоднозначная. Поэтому, по большому счету, федеральное правительство, сохраняя уважительное отношение к любому подобному этноконфессиональному объединению, не знает, с какой частью мусульманской диаспоры в Германии имеет дело. Учтем амбиции: каждое объединение считает, что отражает подлинные интересы мусульман. При этом эксперты отмечают общую особенность в деятельности многочисленных мусульманских образований: никто из них не выразил ясного и открытого протеста против роста исламского экстремизма. Это наводит на не слишком оптимистичные раздумья о месте и роли этих организаций в структуре немецкого общества. Напомним, что представителей этой конфессии, по разным оценкам, от 3,2 до 4,3 млн человек, но только максимум 15% из них состоят в объединениях. Вопрос, в каких обществах находятся остальные 85% — а это 2,76-3,75 млн мусульман Германии, — остается открытым, по сути, много лет.

Для федерального правительства все это является проблемой. Немецкая привычка — иметь надежного партнера с наибольшей легитимностью, особенно при принятии решений по спорным вопросам, в том числе и в деликатной сфере. К примеру, в Германии живут около 20 тыс. женщин, которые прибыли из мусульманских стран севера Африки, где им на дому, как там принято, были сделаны специфические операции по обрезанию половых органов. Таков ритуал. Проблема заключается в том, что на очереди 4 тыс. девочек, часть которых родились в ФРГ. Они, согласно родовым обычаям, тоже должны быть подвержены подобным увечьям. Но учитывая антисанитарный характер процедуры в домашних условиях и невозможность проделать такую операцию в больнице, этнорелигиозная проблема на территории ФРГ ставит законодателей в тупик. С какой мусульманской организацией обсуждать проблему, непонятно.

Другая, более распространенная проблема — ношение платков. Она не так проста, как кажется. Дело в том, что далеко не все мусульманки регулярно посещают одну из 2,5 тысяч существующих в ФРГ мечетей. Причины известны: заботы о многодетной семье. Вероятно, для того чтобы оградить себя от упреков в отходе от религиозной жизни, женщины прибегают к ношению платка, хиджаба и другой одежды, предписанной шариатом. Перечисленные атрибуты становятся не просто частью обиходного туалета, а идеологическими символами протеста против окружающей мусульманскую женщину «атмосферы порока и разврата». Остается при этом непонятно, что заставляет мусульманку пребывать в стране разврата, если она может в любой момент вернуться на свою историческую родину и щеголять в хиджабе, радуясь возможности «сохранять достоинство и целомудрие». Неслучайно на одном из плакатов, выпущенных неонацистами Баварии, изображен ковер-самолет с мусульманской семьей и подписью «Guten Heimflug!» («Счастливого полета на родину»).

Нисколько не оправдывая расистское отношение к пришельцам, отметим, что подобные плакаты в определенной степени отражают настроения той части немецкого общества, которое осознало: оно имеет дело не просто с экзотическим одеянием. Среди самих немцев немало таких, кто намеренно вызывает к себе внимание шокирующими внешними данными, и это тоже вызов, однако не религиозного свойства, исключая, конечно, сатанистов с их черно-серебристым окрасом. В мусульманстве покровы для женщин — знак принадлежности к конфессии, которая считает достойными уважения только тех женщин, которые носят одежду, закрывающую, как предписано шариатом, все тело (кроме кистей рук и лица), чтобы скрыть женские формы, а также смещающую линию талии вверх на 5-7 сантиметров. Платок, вокруг которого в европейских странах разгорелись страсти, по шариату, «знак любви к Аллаху и выбор трудного пути подвижничества, подвиг, которого не осознают окружающие». Жители Старого Света, не вдаваясь в эти философские обоснования исламистов, квалифицируют ношение платка как мусульманский вызов христианскому сообществу. Восприятие упрощенное, однако вполне в духе проповедей имамов, которые наставляют турчанок в мечетях Дуйсбурга, Берлина и Гамбурга: «Вы с гордостью носите не платок, а веру».

С одной стороны, основной закон гарантирует «свободу религиозных или философских убеждений», право исповедовать любую религию. Декларируется уважение к любым конфессиям. По этой причине эксперты бундестага считают, что запрет ношения чадры противоречит Конституции Германии. К тому же, по данным, озвученным министром внутренних дел Германии Томасом де Мезьером, закон о запрете был бы бессмысленным, так как «в Германии насчитывается лишь около ста женщин, предпочитающих носить чадру». С другой стороны, существует предел этой свободы в светском государстве: нередко в быту возникают споры, в ходе которых мусульманки считают дам Старого Света «нечистыми», поскольку те не покрывают волосы.

Европа в долгу не остается. В апреле с.г. Бельгия первой из европейских стран запретила носить чадру в общественных местах. За нарушение запрета будет введен штраф в размере 25 евро. В Италии (регионе Пьемонт) на 500 евро оштрафована мусульманка, нарушившая запрет властей на ношение паранджи в общественных местах. При этом ссылка сделана на декрет от 1931 года, согласно которому подобное нарушение общественного порядка может наказываться даже тюремным заключением до двух лет. Австрийская пресса публикует рисунки, чтобы жители страны представляли себе, в чем состоит отличие хиджаба от чадры, никаба и бурки, которые укрывают тело по нарастающей. В настоящее время возможность запретить ношение чадры в общественных местах рассматривает Франция. А там, не исключено, наступит очередь немцев. О том, что подобные намерения существуют, свидетельствует депутат Европарламента от Свободной демократической партии (СвДП) Сильвана Кох-Мерин. Причина: подобные формы одежды, обязывающие женщин прятать свое лицо, можно считать «передвижными тюрьмами». Она считает, что запрет на ношение чадры должен распространиться на все государства Европы.

Вопрос, как оценит нововведения запланированная на 17 мая в Берлине Исламская конференция, посвященная интеграции мусульман в Германии. Де Мезьер считает, что «нужно прежде всего научиться отличать ислам от исламизма». Это никоим образом не связано с интеграцией, заявляют его политические противники, более того — любой политически мотивированный вызов немецкому обществу противоречит интеграции.

С какой из вышеперечисленных мусульманских организаций властям Германии иметь дело по проблеме ношения платка и остальных одежд, опять-таки неясно. Поиски партнера по переговорам пока безуспешны. Зато словопрениями вокруг куска материи пользуются исламские фундаменталисты, которые видят в подобных спорах подрыв национально-религиозной самобытности. Довод о том, что миллионы набожных мусульманок в мире живут без платка на голове и при этом не чувствуют себя предателями дела пророка Мухаммеда, на них не действует. Мусульманские экстремисты собираются строить в Европе теократическое общество, основанное исключительно на насилии. Для этого следует уничтожить систему светских законов и место, где их принимают. Самозваный мусульманский «халиф» Метин Каплан в бытность свою жителем Кельна, до его депортации в Турцию заявлял: «Ислам и демократия никогда не смогут договориться друг с другом. Когда мы придем к власти, мы уничтожим и сожжем парламент, и пепел его развеем по морю».

Нередко эти идеи находят приверженцев, поскольку в мусульманской среде отсутствует культурно-религиозное единство. Оно в значительной степени осложняет работу по снижению уровня экстремизма, считает Юрген Микш, 70-летний евангелический теолог и с 1994 года председатель Мультикультурного совета Германии, организатор Исламского форума. Он много лет ведет работу под лозунгом: «Опасность — в наличии не мусульман, а расистов».

Согласно ежегодным докладам Федерального ведомства по охране Конституции, в последнее время в стране возросли число и активность многих исламистских организаций.

Kalifatstaat — сравнительно малочисленная организация, насчитывающая 750 человек (2009). Ее называют также Hilafet Devleti. Формально это объединение исламской общины под эгидой евангелической церкви, в среде радикалов его упрощенно называют объединением Каплана по имени Метина Каплана, скандально известного «калифа из Кельна», «кельнского Хомейни». 12 октября 2004 года он был депортирован в Турцию, где приговорен к тюремному заключению за экстремистскую деятельность. Kalifatstaat выделяется среди исламистских организаций крайне радикальными взглядами. Идеологическая основа — создание халифата путем насильственного свержения светского турецкого государства, провозглашение торжества исламской теократии, учреждение Корана в качестве основы государственной конституции для всего человечества. Идеи распространялись через торговые организации, принадлежащие в основном мусульманам, через четыре газеты, веб-сайты. В ноябре 2002 года организация, как подрывающая принципы демократии, верховенство закона и уважение человеческого достоинства, в том числе 17 земельных (4 в земле Северный Рейн – Вестфалия), запрещена законом. С тех пор она на нелегальном положении.

Muslimbruderschaft (Мусульманское братство) — немецкое отделение известного с 1928 года исламистского движения, основанного в Египте Хассаном аль-Банной. В течение 2008-2009 гг. его численность оценивалось в ФРГ в 1300 человек, причем каждый четвертый — житель земли Северный Рейн – Вестфалия. Цель — трансформация Германии в исламское государство на основе шариата, в случае необходимости с помощью насилия. Старейшее исламистское движение современного политического ислама находит своих приверженцев в Германии в клубах, члены которых неизменно мусульмане. Связано с мечетями. Деятельность финансируется за счет пожертвований, членских взносов, продажи публикаций. Готовность пожертвований со стороны жителей Германии остается довольно низкой. Общественная деятельность изредка проявляется на крупных мероприятиях — как правило, в ходе мусульманских праздников.

Другие исламистские организации, общим числом не менее десяти, в том числе и непосредственно причастные к организации джихада в ФРГ, нуждаются в более пристальном исследовании, которое уже отчасти реализовано в материалах данного сайта и будет впоследствии продолжено. Пока отметим: перечень, к сожалению, не короткий. Немецкие эксперты из земельных ведомств по охране Конституции считают, что исламизм, как разнообразная политическая идеология, един в одном: он представляет ислам весьма специфически — как инструмент насилия. Суры Корана, особенно те, которые касаются неверных, интерпретируются в качестве руководства к действию, не терпящему размышлений и человеческого сострадания. Насилие — суть терроризма, которое ислам развернул в странах Старого Света.

К 1 июня 2007 года, когда вступила в силу Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (Convention on the Prevention of Terrorism, СРТ), ФРГ уже подписала 24 октября 2006 года соответствующий федеральный документ. В соответствии с коалиционным соглашением между ХДС/ ХСС и СДПГ от 11 ноября 2005 года предпринята процедура изучения положений СРТ по внесению изменений в уголовное законодательство, а именно в ту его часть, где говорится о борьбе с терроризмом. Учитывая особенности юридических изменений в ФРГ, работа федерального правительства по ратификации Конвенции еще не завершена. Документ от 24 октября 2006 года обязывает, в частности, присоединившиеся к Конвенции страны сформировать национальную правовую базу, предусматривающую «наказание тюремным заключением до семи лет в случае любых преднамеренных или случайных публичных заявлений, которые прямо или косвенно следует рассматривать как призыв к совершению террористического акта».

Именно к актам такого рода зовут пронизанные «исламистской ненавистью сообщения и инструкции», подчеркивается в документах Федерального ведомства по защите Конституции. Они, в частности, заняты прославлением террористических актов, в том числе показом преступлений, которые созданы видеоизображениями с помощью мультипликации. Так ориентируется подавляющее большинство людей, живущих в Германии, прежде всего мусульмане-мигранты, которые в силу незнания немецкого языка и нежелания интегрироваться, обрабатываются «радикальным исламистским фоном». Процесс радикализации молодых мусульман формирует феномен «доморощенных террористов».

Особая опасность исходит от применения высоких технологий, которые в форме персонального компьютера становятся доступны большинству жителей Германии. Прибывшие на ПМЖ из экономически нестабильных регионов Ближнего Востока и Северной Африки, благодаря системе социальной защиты, созданной в ФРГ, также получают эту финансовую возможность. В связи с этим федеральное правительство и правительства различных земель принимают меры по контролю содержания информационно-развлекательной базы в Интернете. Таким образом, в земле Нижняя Саксония созданы структуры по отслеживанию содержания мусульманских сайтов Интернета. В Берлине действует центр по защите Интернета от терроризма «в целях оптимизации контроля и анализа данных». Европол в союзе с немецкими отделениями в рамках акции check the web проводит регулярный анализ интернет-сайтов в борьбе с исламистским терроризмом, в том числе и «технический аспект» проблемы, состоящий в отслеживании особенностей материально-технической базы мусульманского интернет-экстремизма. Для того чтобы исключить дублирование и нерациональное использование ресурсов, страны Евросоюза объединили свои усилия в данном направлении, положив в основу регулярный обмен оперативной информацией. Решение об этом достигнуто на совещании министров внутренних дел стран Европы в Мюнхене 23–25 мая 2008 года. Всего в бюджете федерального уголовного ведомства в 2007-2008 гг. было выделено около 1,6 млн евро, использованных на интернет-наблюдение и анализ данных на изучение в том числе исламистских сайтов и материалов экстремистского содержания.

Соответствующие юридические структуры работают над проблемой, поставленной ЕС. Речь идет о пополнении списка Евросоюза, касающегося террористических лиц, групп и организаций. Отправная позиция для составления «черного списка» ЕС заложена общим положением ЕС (931/2001) в соответствии с главой VII Устава ООН, а также международным правом согласно резолюции № 1373 Совбеза ООН. Против перечисленных лиц и организаций, согласно общепринятым нормам, предусмотрены такие меры наказания, как замораживание денежных средств и других финансовых активов, а также полный запрет на использование средств, активов или экономических ресурсов. Решение о включении в этот список принимается Советом Европейского союза при достижении консенсуса. Прописаны соответствующие процедуры в Законе о сотрудничестве между федеральным правительством и немецким бундестагом в отношении Европейского союза, о чем говорится в § 6 указанного Закона.

К примеру, идею о включении «Хизбаллы» в террористический список ЕС лиц, групп и организаций, упомянутых в резолюции Совета Безопасности ООН № 1373, в течение довольно длительного времени официальные органы ФРГ не рассматривали. Она обсуждается в кругу партнеров в условиях конфиденциальности, поскольку, как сообщается в документах федерального правительства, еще нет консенсуса по этому вопросу среди стран — членов ЕС.

Вообще говоря, призывы руководства, должностных лиц исламистского терроризма «пожертвовать своей жизнью во славу религии или пророка» федеральные органы считают призывом к вооруженной борьбе (возможно, в виде нападений террористов-смертников). Понятно, насколько опасно это обстоятельство для соблюдения немецких интересов и безопасности учреждений не только в Германии, но и за рубежом. В любом случае, вероятность того, что может произойти в судьбе граждан ФРГ и немецких учреждений (особенно на Ближнем Востоке) по призыву того же Насраллы, является предметом озабоченности федеральных органов, независимо от конкретной цели нападения. Федеральные органы воспринимают это как действительную угрозу исламистского терроризма, связанную с ситуацией на Ближнем Востоке, и регулярно проводят мониторинг исследований, чтобы каждое очередное обновление позволило получить картину опасности оценок.

Эскалация насилия на Ближнем Востоке, провоцирующая благодаря многочисленности исламистских групп в Германии рост экстремистских настроений — насколько уместно на этом фоне вести в ФРГ диалог с мусульманами? «Трудно, но необходимо», считает Гидо Штайнберг, известный в ФРГ исследователь ислама, предметно изучающий влияние экстремизма в арабском мире на рост радикализации в Германии. Он изложил свою точку зрения в ряде работ, в том числе в книге «Ближний и дальний враг — сетевая структура исламского терроризма». Исламский терроризм, который определенным образом меняет понимание безопасности в Старом Свете, сегодня является в первую очередь проблемой арабского и исламского мира, говорит он. Все мы сегодня «свидетели арабской гражданской войны, в которой большая часть жертв в основном арабы и мусульмане». Атака 11 сентября обозначила начало экспорта этой гражданской войны на Запад. Корни исламского терроризма он видит не в Европе, а в Египте, Саудовской Аравии, Йемене, Иордании и Алжире, уточняет Г. Штайнберг. То есть в основном в тех странах, откуда в последнее десятилетие приезжает на постоянное поселение в Германию все больше людей. Вместе с ними приезжают их привычки и, что всего хуже, идеи. По этой причине та же «Аль-Каида» становится не исключительно ближневосточным, а все более европейским явлением. Интеграция, конечно, противоядие этому процессу. Однако не всегда и не весь поток иммигрантов из этих стран готов понять важность борьбы с терроризмом. Тем не менее немецкое общество должно вести эту работу. «Интеграция новых граждан должна быть главной целью политики, — подчеркивает Гидо Штайнберг. — В случае успеха, она в конечном итоге приведет к снижению террористической деятельности. Следует, однако, быть осторожными, чтобы не путать долгосрочные политические задачи с кратко- и среднесрочной перспективой решения такой проблемы, как борьба с терроризмом».

В рамках данных перспектив еще более актуальной становится задача более внимательного изучения тех, кто состоит в мусульманских организациях Германии и кто составляет основу исламистских формирований. Тогда будет понятно, кто хотя бы гипотетически является партнером по переговорам и с кем следует вести борьбу.

Использованы данные архива немецкого бундестага, Федерального ведомства по охране Конституции, ведомства по охране Конституции земли Северный Рейн – Вестфалия, сайта Федерального агентства по миграции и беженцам, газет Die Welt, Frankfurter Allgemeine Zeitung , Islamische Zeitung.

52.28MB | MySQL:103 | 0,498sec