Турецкий Фонд политических, экономических и социальных исследований (SETAV), опубликовал материл, посвященный досрочным президентским выборам, проведенным в Азербайджане. Автором материала стал автор Фонда, эксперт по Азербайджану Мехмет Юдже. В свете особых отношений между Турцией и Азербайджаном, уместно ознакомиться с этими оценками, цитируем (выделение жирным шрифтом текста – авторское):
«Очень тяжелые условия ожидали Азербайджан, когда он только-только провозгласил свою независимость после распада Советского Союза. 20 процентов его (Азербайджана – И.С.) территории было оккупировано поддерживаемой Россией Арменией, из-за войны ему пришлось принять более миллиона иммигрантов, его экономическая структура находилась в беспорядке, и в стране начала проявляться нестабильность. По этой причине, хотя Азербайджан вновь провозгласил свою независимость, он не смог в полной мере ощутить радость независимости из-за тяжелых условий, в которых находился.
В результате Бишкекского протокола, временного прекращения огня в Карабахе и сотрудничества с Западом в добыче и сбыте нефти по «соглашению века», произошло заметное социально-экономическое улучшение ситуации в стране и были устранены некоторые проблемы».
Заметим, что нарратив о том, что Азербайджан получил «тяжелое наследство от Советского Союза» является очень распространенным в Турции и широко продвигается турками в Азербайджане. Делается это, нередко, со словами про «колониализм» России.
Цитируем далее:
«Приход к власти Гейдара Алиева, который имел опыт работы на высших управленческих уровнях советского периода, хорошо знал динамику региона, очень хорошо знал народ и структуру Азербайджана, обеспечил стабильность в стране. Однако, нахождение Карабаха под оккупацией негативно отразилось на всей общественно-политической ситуации страны.
44-дневная Отечественная война, начавшаяся с нападения Армении на Товуз 12 июля 2020 года, завершилась победой, а 19 сентября 2023 года против армянских сепаратистских сил была проведена 23-часовая локальная антитеррористическая операция. В результате Карабах был полностью освобожден от оккупации, был установлен его суверенитет и обеспечена территориальная целостность (как части Азербайджана – И.С.). Это ознаменовало начало новой эры для Азербайджана».
Заметим тот акцент, который делается турецким автором на влиянии Карабаха на общественно-политическую жизнь Азербайджана. Однако, строго говоря, нахождение Карабаха имеет наибольшее значение не для внутренней жизни в стране (при всей важности), но для внешнеполитических проектов с участием Азербайджана и Турции на Южном Кавказе.
Цитируем:
«В этом контексте, с проведением досрочных президентских выборов 7 февраля 2024 года период до победы Азербайджана политически завершился и начался период после победы. Естественно, внутренняя и внешняя политика, проводимая в этот период, вызывала интерес.
В своем выступлении в Национальном Собрании Азербайджана после церемонии присяги избранного в пятый раз президентом Ильхама Алиева 14 февраля президент изложил дорожную карту Азербайджана на новый период и выразил приоритеты страны во внутриполитической сфере и во внешней политике искренним, ясным и всеобъемлющим образом.
Как говорилось выше, после 44-дневной Отечественной войны и 23-часовой локальной антитеррористической операции для Азербайджана началась новая эра.
Основная цель этого периода — осуществить полное улучшение во всех областях путем создания новой синергии в Азербайджане, который полностью утвердил свой суверенитет, очистить следы оккупации на освобожденных землях Карабаха, инициировать новый шаг развития и ускорить процесс национализации и обеспечить урбанизацию вокруг идентичности «азербайджанства». Снос здания так называемого парламента Нагорного Карабаха (буквально: «горного парламента» — И.С.), освобожденного во время оккупации (5 марта), является символическим шагом, предпринятым в этом смысле.
Новая эра в Азербайджане, которая будет формироваться в соответствии с этой парадигмой, ознаменовалась состоявшимися 7 февраля досрочными президентскими выборами. Символом этой регистрации и объявления миру стал тот факт, что уважаемый президент проголосовал в Ханкенди, который армяне-сепаратисты когда-то объявили столицей своей так называемой администрации.
По словам президента: «Голос, который я отдал в Ханкенди, и урна для голосования, которую я положил в урну, были не просто избирательным бюллетенем. Этот компас стал последним гвоздем в гроб армянских сепаратистов». Короче говоря, оккупация Карабаха окончена и «Карабах – это Азербайджан!» Это было самое прекрасное выражение истины».
Итак, заметим, что для Азербайджана восстановление контроля над Нагорным Карабахом стало, своего рода, «Крымской весной», ознаменовавшись национальным ликованием и консолидацией населения вокруг победителя в этом конфликте – президента И.Алиева.
Цитируем далее:
«В новый период он (Азербайджан – И.С.) обеспечил свою территориальную целостность, полностью установил свой суверенитет, реализовал Конституцию на всей территории страны, стал лидером в регионе, сыграл важную роль в Организации турецких государств, вел хороший диалог с исламскими странами и защищал законные дела стран, колонизированных западными странами, особенно африканских стран. Можно увидеть Азербайджан, который готовится осуществить реформы во всех областях страны.
На данный момент самым важным приоритетом внешней политики Азербайджана новой эпохи будет тюркский мир. Фактически, между странами-членами Организации тюркских государств (ОТГ) и Азербайджаном существует естественная целостность, как с точки зрения истории, культуры, географии, так и с точки зрения создания социально-экономической мощи».
Заметим, принципиальное обстоятельство, которое заключается в том, что через подписание так называемого Шушинского соглашения, Турция и Азербайджан не просто оформили стратегическое партнёрство. Речь идет о том, что создана ось для дальнейшего развития Организации тюркских государств и двумя ключевыми драйверами развития проекта станут именно Турция и Азербайджан.
Цитируем далее:
«В то же время эта целостность является формулой, которая уравновесит внерегиональные державы, особенно Францию, которые стремятся получить выгоду от дестабилизации региона. Как заявил Алиев, есть большие надежды на то, что ОТГ станет одновременно естественным союзом и растущей стратегической силой.
Одним из важных регионов, где сталкиваются США, Китай и Россия, безрассудно втягивающие мир в нестабильность, несомненно, является география тюркского мира.
Регион, вошедший в конкурентную зону мировых держав, естественно сталкивается с проблемами дестабилизации или попытками с различных направлений. Самым важным шагом, который необходимо предпринять против этой угрозы, будет усиление интеграции между странами-членами ОТГ».
Отметим то противопоставление, которое турецкий автор делает между странами тюркского мира и «колониальными державами», к которым он относит не только Францию (что является классикой жанра), но и США, Китай и Россию.
Продолжаем цитирование материала:
«Особенно в то время, когда российско-украинская война дестабилизировала ситуацию, поспешный вывод войск США из Афганистана открыл пространство для радикализма, а оккупация Израилем сектора Газа угрожала распространить войну на весь Ближний Восток, эти события позволили ОТГ стать эффективной силой на региональном и глобальном уровне. Г-н Алиев выражает этот потенциал и возможности в своем выступлении следующим образом:
«Прежде всего, мы продолжим нашу работу в рамках Организации турецких государств. Я хочу четко сказать, что это является для нас приоритетом. Организация турецких государств является для нас главной международной организацией, потому что это — наша семья. У нас нет другой семьи. Турецкий мир – это наша семья. Мы должны приложить совместные усилия, чтобы Организация турецких государств стала важным игроком и центром силы на мировой арене. Мы можем добиться этого только вместе»».
Итак, заметим, что Организация тюркских государств действительно становится приоритетом как для Турции, так и для Азербайджана. При этом, происходит это на фоне проблем между Россией и Арменией. Таким образом, ситуация по двум причинам является для ОТГ выгодной: возникает, как минимум, вызов перед ОДКБ, в случае выхода Армении из состава Организации, а, во-вторых, разлад между Арменией и Россией дает козыри Азербайджану, при поддержке Турции, для «окончательного решения» территориального вопроса.
Цитируем далее:
«Важная роль Азербайджана в ОТГ, а также его активная роль в Организации исламского сотрудничества и в Движении неприсоединения не только повышает его международную репутацию, но и обеспечивает мощную поддержку в борьбе с неоколониализмом против Франции в регионах и обществах, которые Франция считает своим задним двором. Можно сказать, что эта борьба представляет серьезную опасность для Франции. Можно сказать, что эта инициатива Азербайджана является важным средством борьбы с французским империализмом, включающим в себя элементы туркофобии, исламофобии и неоколонизма.
Еще одним ярким моментом в речи президента Алиева является то, что он заявил, что социальная солидарность и стабильность в Азербайджане полностью обеспечены, а внешняя политика, проводимая Азербайджаном, независима и черпает свою силу из «азербайджанства». Этот вопрос Алиев выразил следующим образом:
«Азербайджан за последние пять лет приобрел большую силу, и сегодня это — страна, которая смотрит в будущее с надеждой и большим оптимизмом. Сегодня Азербайджан еще больше укрепил свое заслуженное место на международной арене. Наши региональные инициативы приносят большой успех. Работа, которую мы проводим в регионе, вносит большой вклад как в укрепление Азербайджана, так и в развитие регионального сотрудничества. Мы создаем собственную политику, основанную на базовых принципах. Философия азербайджанизма является нашей духовной основой. Независимая политика, защита наших национальных интересов, национальной чести, национальной гордости, национальной и религиозной толерантности – главные условия нашего успеха. В Азербайджане все народы живут в теплой среде, в условиях братства»».
Отметим, что Ильхам Алиев говорит не о философии «тюркизма», но о философии «азербайджанизма», что, вообще-то говоря, не является одним и тем же. И это России следует учитывать в своих стратегических расчетах в регионе.
Цитируем далее:
«В своем выступлении Алиев посвятил отдельный раздел вопросам Карабаха и Зангезура. Заявив, что карабахский вопрос является национальным вопросом и объединяет весь азербайджанский народ, он сказал:
«Этот вопрос решен. Наше национальное единство должно быть постоянным. Потому что значение Азербайджана и роль, которую он играет в мире, возрастают». Напомнив о важности Зангезурского коридора, президент Алиев также предупредил Армению, заявив: «Если не прекратятся территориальные претензии к нам, если Армения не наведет порядок в своих законах, мирного соглашения не будет», и подчеркнул, что мир будет возможен только в том случае, если Армения откажется от своих необоснованных требований.
В результате выборы 7 февраля представляют собой новую эру для Азербайджана. В этот период Азербайджан станет более сильным и стабильным государством, чем в прошлом. Азербайджан, добившийся своей территориальной целостности, отныне станет одним из могущественных игроков тюркского мира и региона, отдавая приоритет экономическому развитию, укреплению социальной солидарности, отдавая приоритет национальным и духовным ценностям, пользуясь уважением в международном сообществе и борясь с тюркофобией, исламофобией и неоколонизмом».
Итак, подводим черту: нынешняя динамика ситуации подталкивает Турцию и Азербайджан к дальнейшему наращиванию сотрудничества. Формат этого сотрудничества – Организация тюркских государств и Шушинское соглашение. Позиция России на Южном Кавказе становится шаткой из-за нарушенной оси Москва – Ереван. Складываются предпосылки к тому, чтобы турецко-азербайджанский альянс «пробил» бы прямое наземное сообщение таким образом, решив одну из важнейших задач перед ОТГ – обеспечить непрерывную логистику с Востока на Запад.