Участие Украины в добыче и транспортировке ближневосточных углеводородов

В конце прошлого месяца Национальная акционерная компания «Нефтегаз Украины» начала коммерческую добычу нефти в рамках реализации проекта по освоению концессионного участка Алам Ель Шавиш Ист (Alam El Shawish Еаst) на территории Западной Пустыни АРЕ.

Компания осуществила реализацию первой партии нефти, добытой на месторождении «HG» восточного блока Алам Ель Шавиш в соответствии с условиями концессионного соглашения между АРЕ, Египетской генеральной нефтяной корпорацией (ЕГНК) и Национальной акционерной компанией «Нефтегаз Украины».

В комментариях для СМИ особо отмечалось, что успешная реализация проекта по разведке и промышленной эксплуатации восточного блока Алам Ель Шавиш будет способствовать ускорению процесса диверсификации источников обеспечения энергоносителями Украины.

Следует отметить, что перманентные сложности газовых переговоров с Россией, фактически, с первых дней своей независимости заставляют Киев активно искать альтернативные углеводороды. Одним из приоритетов в данной вопросе традиционно считается Ближний Восток.

Особенно активно Киевом начала продвигаться «диверсификационная» тема с 2002 года.

Тогда на ведущее место вышла Ливия, располагающая одними из самых больших запасов нефти (их объемы превышают 3,8 млрд т) и газа (1,3 трлн кубометров) в Африке.

Уже в ноябре 2002 года делегация «Нефтегаза» провела переговоры в Триполи с высокопоставленными представителями NOC (National Oil Corporation), где были обозначены приоритетные направления сотрудничества. А в начале марта 2003 года, в рекордно короткие сроки, было зарегистрировано официальное представительство НАК в Триполи.

Снятие же санкций ООН в отношении Ливии в сентябре 2003 года позволило уже в следующем месяце организовать четырехдневный официальный визит тогдашнего президента Украины Л.Кучмы, который, кстати, стал одним из первых лидеров иностранного государства, посетивший Джамахирию после упразднения санкций.

Во время упомянутого визита между НАК «Нефтегаз Украины» и National Oil Corporation of Libya было заключено соглашение, предполагающее разработку четырех нефтегазоносных блоков, расположенных на территории Ливии, площадь которых превышает 200 тыс. кв. км, а прогнозные ресурсы составляют около 110 млн т нефти и 30 млрд кубометров природного газа. Минимальный объем инвестиций «Нефтегаза» в поисково-разведочные работы в Ливии должен был составить $57,5 млн.

Однако это соглашение так и не вступило в силу по причине его нератификации ливийским правительством.

В 2007 году в украинском Минтопэнерго объясняли, что приступить к добыче ливийских углеводородов в 2005 году, как планировалось, «Нефтегазу» не позволила проверка законности заключенных в 2002-2004 году соглашений, инициированная бывшим председателем правления компании Алексеем Ивченко. Проверка закончилась в декабре 2005 года, нарушений выявлено не было, но, поскольку необходимая работа с органами власти Ливии не проводилась, ливийская сторона заморозила реализацию контракта.

Надо отметить, что ливийский контракт – это далеко не единственная попытка «Нефтегаза» найти дополнительные источники дохода в арабском мире.

В частности, еще в феврале 2004 года НАК «Нефтегаз Украины» и компания Al Jazirah Enterprise for Projects Development Trading (ОАЭ) создали на паритетной основе СП Naftogaz Middle East. В январе 2005 года «Нефтегаз Украины», СП Naftogaz Middle East и правительство эмирата Фуджейра подписали соглашение на проведение поисково-разведочных работ и добычу нефти на сухопутных и морских месторождениях.

Кроме того, в декабре 2006 года между Египетской генеральной нефтяной корпорацией и компанией «Нефтегаз Украины» было заключено концессионное соглашение по территории Алам Ель Шавиш Ист (Alam El-shawish East) площадью 994 кв. км в западной пустыне Египта.

Данную сделку, на сегодняшний день, пожалуй, можно считать самой успешной в регионе для Киева. В результате первого испытания в феврале прошлого года был получен промышленный приток нефти дебитом 80 т в сутки. Второй промышленный приток углеводородов дебитом 350 т нефти в сутки и 115 тыс. куб. м газа в сутки был получен в ноябре 2009 года, а третий – в феврале нынешнего.

«Энергетическая стратегия Украины на период до 2030 года предусматривает участие украинских компаний в разработке месторождений нефти и газа в ОАЭ, Египте, Алжире, Иране, Ираке, Ливии и России, — заявлял нынешний украинский министр топлива и энергетики Юрий Бойко в 2006 году, — Предполагается, что к 2030 году за рубежом наша страна будет добывать 10 млн. т нефти и газоконденсата, а также 10 млрд. куб. м газа».

Кроме того, заслуживает внимание другое заявление нынешнего главы минтопэнерго в его бытность министром теневого правительства в 2008 году: «Мы понимаем, что стратегически следующие 25 лет будут годами использования природного газа как наиболее экологически чистого и доступного топлива в Европе. Мы уже видим, что жесткая, скажем так, критическая привязка нашей страны к газопроводам в долгосрочной перспективе неприемлема. И мы считаем долгосрочные закупки в Египте, Алжире, Ливии сжиженного газа для нас приоритетными».

Важно отметить, что с приходом новой украинской власти тема сжиженного газа зазвучала с новой силой. Причем в аккурат к первому визиту в Москву министра топлива и энергетики Украины Ю.Бойко и нового главы НАК «Нефтегаз Украины» Е.Бакулина.

23 марта с.г. в украинских СМИ прошло сообщение, что Минтопэнерго заявило о намерении провести переговоры с потенциальными инвесторами по строительству регазификационного терминала для принятия сжиженного природного газа из Катара и других стран.

Заинтересованность в проекте, вроде бы, уже высказали канадские SNC Lavalin International Inc. и EDS, японская Mitsubishi Corp. и турецкие Cilyk Holding, Gap Insaat и Sancakli Group.

В начале же марта газета «Коммерсант», ссылаясь на источник в администрации Виктора Януковича, сообщила, что Украина намерена построить терминалы по регазификации сжиженного газа, чтобы обеспечить свою энергобезопасность.

Издание утверждало, что на такой шаг украинское правительство будет вынуждено пойти в случае, если Москва не согласится снизить на треть нынешнюю цену на газ и откажется от участия в модернизации газотранспортной системы Украины.

Источники газеты также утверждали, что Киев уже нашел инвесторов, которые могут построить терминалы по регазификации сжиженного газа с мощностью в 20-30 миллиардов кубометров топлива в год. Это обойдется Украине в 500-600 миллионов долларов, зато для конечных потребителей Украины сжиженный газ будет стоить 200-210 долларов за тысячу кубометров — на треть дешевле российского (в первом квартале 2010 года цена российского газа для Украины составляет 305 долларов за тысячу кубометров).

Откуда Украина может импортировать сжиженный газ?

В первую очередь назывались опять-таки Катар, а также Алжир, где на начало апреля сжиженный газ стоил от 175 до 178 долларов за тысячу кубометров.

Кроме того, сообщалось, что в будущем, теоретически, Украина сможет использовать регазификационные терминалы, которые собираются строить Хорватия и Польша, а затем поставлять топливо по трубопроводам в реверсном режиме.

Важно отметить, что еще в 2007 году во время своей первой каденции в качестве министра топэнерго Ю.Бойко предлагал международной нефтяной компании Shell проект строительства терминала по перевалке сжиженного газа, добываемого на месторождениях стран Персидского залива. Тогда специалисты подсчитали, что строительство такого терминала по перевалке сжатого газа обойдется минимум в 1,5 млрд долларов.

Очевидно, что «шантаж» сжиженным газом в начале весны с.г. явился индикатором той сложной ситуации, в какой находился украинско-российский газовый вопрос.

Однако, даже после подписания в Харькове в апреле с.г. главами государств Украины и России нового газового соглашения, очевидно, преждевременно говорить о полном разрешении вопроса.

Поэтому, можно прогнозировать, что в случае возникновения новых коллизионных моментов между Киевом и Москвой, Украина, судя по всему, опять вернется к вопросу активного поиска альтернативных углеводородов на Ближнем Востоке.

52.2MB | MySQL:103 | 0,501sec