Ситуация в Ливии: апрель 2010г.

Череда апрельских событий вокруг Ливии началась с заявления оппозиции Коморских островов, объявивших о прибытии на переживающий очередной политический кризис архипелаг ливийского воинского контингента.

Как объявила в коммюнике от 1 апреля коалиция политических организаций оппозиции «Национальное единство за май 2010 года» /НЕ-2010/, в конце марта в страну прибыли до 50 ливийских военных, которые обосновались в нескольких отелях Морони — столицы архипелага. Их прибытие в страну породило многочисленные слухи и спекуляции среди населения.

НЕ-2010 «удивлено и озабочено прибытие в страну ливийских военных с неизвестными целями», отмечалось, в частности, в коммюнике. В нем подчеркивалось, что ливийцы прибыли на архипелаг «с впечатляющим грузом оружия и боеприпасов» в «момент, когда страна переживает беспрецедентный политический кризис, вызванный намерением президента Ахмеда Абдаллы Мохаммеда Самби продлить его мандат на период после 26 мая 2010 года», когда должны истечь его полномочия. По данным оппозиции, ливийские военные прибыли в страну без ведома местных военных. Она назвала ливийских военных «наемниками на службе президента Самби».

В начале марта парламент Коморских островов в отсутствие депутатов от оппозиции с подачи президента продлил срок действия его мандата до конца 2011 года, то есть на 16 месяцев.

Официальные власти первоначально никак не отреагировали на заявление НЕ-2010. Их первая реакция последовала лишь 6 апреля, когда было объявлено, что прибытие на архипелаг ливийских военных осуществлено в рамках военного сотрудничества двух стран. Одновременно в адрес оппозиции было выдвинуто обвинение в том, что своими предшествовавшими заявлениями она якобы хочет «подвигнуть армию Коморских островов к военному перевороту».

«Эти ливийские военные находятся в Морони в рамках нормального сотрудничества между Коморскими островами и Ливией, — заявил для АФП представитель правительства Камалиддин Аффрейтан. — Ливия много сделала для нашей страны, и в частности, в сфере укрепления обороноспособности».

15 апреля очередным выступлением отметился лидер ливийской революции Муамар Каддафи. Выступая близ Сирта по случаю очередной годовщины налета американской авиации на Триполи и Бенгази в 1986 году, он призвал мировое сообщество поддержать «мудрую» политику американского президента Барака Обамы. «Я призываю весь мир дать время Обаме и поддержать его политику, поскольку его программа является мирной, — утверждал Каддафи /возможно, он не знает, что только в Афганистане американская авиация ежедневно совершает 70 — 80 самолето-вылетов на боевое применение/. — Если он продолжит свою мудрую и мирную политику, мы поможем ему и поддержим его».

Каддафи также призвал Вашингтон изменить его политику по отношению к палестинцам с тем, чтобы добиться поддержки арабского мира. Он утверждал, что «арабы презирают США из-за их ангажированности по отношению к Израилю». По мнению ливийского руководителя, Обама «должен отказаться от наивного способа решения палестинской проблемы путем создания двух независимых государств — израильского и палестинского». По его мнению, такое решение не имеет будущего. Каддафи считает, что решение ближневосточной проблемы должно состоять в создании единого государства для палестинцев и евреев. Подобную идею, которая не нравится ни палестинцам, ни евреям, он выдвигал и ранее.

Каддафи выразил опасение, что «Обама может быть убит, и в частности, это могут сделать израильтяне». Что касается отношений с США, то, как утверждал Каддафи, его страна больше не имеет никаких проблем с Вашингтоном.

Впрочем, настроения и мнения Каддафи меняются очень быстро.

27 апреля Каддафи выразил разочарование по поводу того, что США не пригласили Ливию на ядерный саммит, проходивший в Вашингтоне 12-13 апреля. Во время пресс-конференции в режиме телемоста лидер ливийской революции назвал произошедшее «ошибкой» и «политическим просчетом» администрации Обамы. По его словам, Ливия предприняла достаточно усилий для того, чтобы отказаться от программ по разработке оружия массового уничтожения, однако эти шаги не получили достойной оценки у американской стороны. Каддафи подчеркнул, что отсутствие Ливии в числе стран-участниц международного форума, «не пошло на пользу /процессам/ поддержания мира и разоружения и не способствовало тому, чтобы другие страны последовали ее примеру». В этой связи он заявил, что не может рекомендовать Ирану и Северной Корее отказаться от своих ядерных амбиций. «Ливия не была вознаграждена за этот акт доброй воли, — заметил Каддафи. — Поэтому у нас нет убедительных аргументов для Ирана и Северной Кореи».

В апреле в отличие от предыдущих месяцев совсем немного новостей поступило относительно судьбы швейцарского предпринимателя Макса Гелди, который к тому времени отсидел в ливийской тюрьме уже два месяца. Туда он попал в ходе дипломатического конфликта между Швейцарией и Ливией, вспыхнувшего после того, как швейцарские власти в июле 2008г. на короткое время задержали Ханнибала Каддафи — сына ливийской революции.

21 апреля адвокат швейцарца, ставшего по сути козлом отпущения в конфликте двух стран, обратился к Фонду Каддафи /его возглавляет другой сын лидера ливийской революции — Сейф аль-Ислам Каддафи/ с призывом вмешаться в судьбу узника. «Мы попросили Фонт Каддафи вмешаться с тем, чтобы улучшить условия заключения Макса Гелди, а также для того, чтобы из общего срока заключения были вычтены 53 суток, которые мой клиент провел в тюрьме после его первого ареста в июле 2008 года», — заявил адвокат.

Как известно, в 2008г. Гелди и его товарищ по несчастью швейцарец Рашид Хамдани были арестованы на 53 суток сразу после злоключений Ханнибала Каддафи в Швейцарии. Позднее они были отпущены и до суда укрывались в швейцарском посольстве. Им было запрещено покидать территорию Ливии. После всех перипетий Хамдани покинул Ливию 23 февраля с.г. — такая избирательность ливийской «Фемиды», судя по всему связана с арабскими корнями этого человека. Что касается Гелди, то по приговору суда он попал за решетку на 4 месяца по обвинению в «незаконном пребывании» в Ливии.

Ранее, 12 апреля, суд первой инстанции Женевы признал, что швейцарской газете «Трибюн де Женев» не следовало в сентябре 2009г. публиковать тюремные фотографии Ханнибала Каддафи, сделанные сразу после его задержания. Это действие газеты суд признал незаконным. Тем не менее он отказался удовлетворить требование Ханнибала о выплате ему компенсации за моральный ущерб в сумме 100 тысяч швейцарских франков /70 тысяч евро/. Суд обязал газету опубликовать вердикт в печатной и электронной версии издания.

23 апреля российская компания «Татнефть» и Национальная нефтяная корпорация Ливии, являющиеся партнерами по Соглашению на разведку и раздел продукции /СРП /, объявили о получении притока нефти на скважине A1-82/01, пробуренной в пределах бассейна Гадамес, участок 82. Скважина расположена примерно в 500 км южнее Триполи. Как сообщила «Татнефть», скважина пробурена до проектной глубины 8200 футов. При испытании скважины получен дебит в 415 баррелей в сутки.

«Татнефть» пробурила скважину в качестве оператора согласно СРП,

заключенному с ливийской компанией. Скважина A1-82/01 стала первой, открывшей промышленные запасы нефти на участке 82 Блока N 1 и третьей, пробуренной «Татнефтью» в Ливии. Ранее «Татнефтью» в ходе проведения геологоразведочных работ в Ливии были пробурены две скважины: при испытании первой получен приток нефти в объеме 103 кубометров в сутки, при освоении второй скважины — 130 кубометров в сутки.

«Татнефть» стала первой российской компанией, вышедшей на нефтяной рынок Ливии. Ливийский филиал компании был зарегистрирован в Триполи в июне 2005 года. В октябре 2005 года «Татнефть» получила концессию на разработку нефтяного блока в районе Гадамес /блок 82-4/ в рамках второго открытого международного тендера, объявленного ливийской компанией. В ходе третьего международного тендера в декабре 2006 года компания выиграла права на еще три нефтяных блока в бассейнах Гадамес и Сирт.

Деятельность «Татнефти» в Ливии регулируется соглашением о разведке и разделе продукции. Срок действия соглашения — 30 лет. Совокупная разведочная программа по четырем лицензионным участкам общей площадью 18 тыс. кв. км предполагает проведение сейсмических исследований и бурение разведочных скважин.

В целом подводя итог месяца отметим, что события на Коморских островах в очередной раз продемонстрировали намерение Ливии играть особую роль в африканских делах, что обусловлено в первую очередь, как представляется, личными амбициями лидера ливийской революции.

62.83MB | MySQL:102 | 0,562sec