К вопросу о турецких инициативах в рамках межцивилизационного взаимодействия

Изучая средства, которыми активно пользуется нынешнее турецкое руководство при проведении своего внешнеполитического курса, можно предположить, что лидеры правящей Партии справедливости и развития (ПСР) в настоящее время руководствуются, скорее, методами сельджуков и аббасидов, нежели османов. Такое мнение высказал известный турецкий эксперт по Ближнему Востоку обозреватель газеты «Заман» Али Булач, выступая 18 мая с.г. на международной научной конференции «Египет, Турция и стабильность на Ближнем Востоке» в Каире. Турецкая внешняя политика, во многом формируемая министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу, на самом деле, в настоящее время активно использует свои внутренние духовные ресурсы, подкрепленные экономической стабильностью, военной мощью и стратегическим месторасположением страны.

Как известно, правители сельджукского государства свои завоевания осуществляли с помощью идеологии «газавата». Именно обращение к этой идеологии стало одним из основных факторов, благодаря которым небольшому уделу (бейлику) удалось захватить обширные территории и создать будущую империю. Сегодня мы видим, что, начиная с инцидента «one minute» в Давосе, турецкий премьер последовательно движется к разрыву дипломатических отношений с Израилем. Это способствует росту престижа и укреплению доверия к турецкому государству среди стран исламского мира. С другой стороны, сельджукские султаны в целях расширения своего влияния использовали дервишей-проповедников и уделяли их деятельности большое внимание, поощряли их. Сегодня мы можем наблюдать, как нурсисты успешно продолжают традиции своих предков.

Именно сельджуки в результате победы над византийцами под Маназкерте в 1071 покончили с христианским владычеством в Малой Азии и установили на захваченных территориях свои правила. Им удалось подчинить Хорасан, Герат, Курдистан, Армению, Грузию, Сирию и Египет. Рассматривая особенности нынешней турецкой внешней политики можно заметить, что наибольший акцент делается именно на эти территории. Более того, Османская империя стала таковой во многом благодаря завоеваниям сельджукских правителей.

Что касается Аббасидской империи, то это огромное государство, которое простиралось от Атлантического океана до Китая. Среди его особенностей следует выделить то, что во времена правления аббасидов изменился характер верховной власти – из предводителя мусульманской армии халиф превратился в главу всей мусульманской общины, где вероисповедание значило больше, чем этническая принадлежность. Сегодня лидеры правящей в Турции ПСР также основной акцент делают на веру, называя всех мусульман братьями, независимо от национальности и гражданства.

При рассмотрении вопроса о турецких проектах в рамках межцивилизационного взаимодействия, прежде всего, необходимо отметить следующие две составляющие деятельности турок в этом направлении: 1) движение нурсистов во главе с Фетхуллахом Гюленом; 2) совместная испано-турецкая инициатива «Альянс цивилизаций», осуществляемая в рамках ООН. В настоящей статье рассматривается второй аспект межцивилизационных инициатив Турции.

Во время своего последнего визита в Испанию премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган принял участие в Саммите стран ЕС, Латинской Америки и Карибского бассейна. В ходе своего выступления, касаясь «Альянса цивилизаций», он отметил, что «проект направлен на очищение истории от ненависти, слез и предрассудков и укрепление вместо этого любви, братства и мира». Р.Т. Эрдоган заявил, что настало время отказаться от предрассудков, которые сформировались на протяжении истории, и добавил: «Обвинения, которые выдвигаются против веры, религии, конфессии, или более того, против Восточной культуры означают, что террор достиг своих целей, поскольку терроризм укрепляет свои позиции в результате такой пропаганды. Мы должны лишить терроризм этой подпитки и помнить, что исламофобия является такой же антигуманной политикой, как и антисемитизм».

Рассматривая турецко-испанские контакты, следует обратить внимание на февральский визит турецкого премьера в Мадрид. Тогда была достигнута договоренность о введении многоразовой визы сроком на 5 лет. Этой визой могут воспользоваться предприниматели, ученые, деятели культуры и искусства, а также студенты образовательной программы «Эразмус». Кроме того, представляет интерес позиция испанского руководства относительно членства Турции в Европейский союз. Напомним, что в настоящее время Испания является страной-председателем в ЕС. Со стороны испанских лидеров всячески выражается поддержка турецкому участию в делах Евросоюза в качестве полноправного члена. Испанские власти неоднократно награждали Р.Т. Эрдогана за его вклад в развитие межкультурных связей. Более того, он был удостоен звания почетного доктора наук Европейского университета в Мадриде.

Чем вызвано стремление испанского руководства к созданию «Альянса цивилизаций»? Во-первых, Испания как государство и нация формировалась в течение семи столетий в диалектическом единстве противоборства и взаимовлияния христиан и мусульман. Иберийский полуостров был уникальным регионом, на территории которого много веков жили христиане, иудеи и мусульмане. Их совместное существование приняло форму единственной в своем роде средневековой цивилизации, в результате чего в стране до наших дней сохранилось богатое культурное наследие ислама. Во-вторых, большое значение имеет тот факт, что в числе ближайших соседей и активных экономических партнеров испанского государства – мусульманские страны Северной Африки, отношения с которыми представляют для Мадрида приоритетный интерес. Испания в последние 10–12 лет стала одним из главных в Европе государств-реципиентов иммигрантов из третьего мира, включая африканские и азиатские страны. В 2000–2008 гг. в результате иммиграции население Испании выросло с 40,5 до 46,1 млн. жителей. При этом количество легально проживающих иностранцев увеличилось с 0,9 млн. до 5,2 млн. человек. В- третьих, 11 марта 2004 г. испанская нация стала объектом теракта, в результате которого 191 человек был убит и около 1900 ранены. В тот день террористы взорвали 10 бомб в четырех пригородных поездах на мадридском вокзале «Аточа» в качестве «наказания» за участие Испании в организованной США военной операции против режима Саддама Хусейна. Теракт потряс страну и заставил правящие круги Испании переосмыслить характер и содержание отношений с исламским миром. Теперь испанские элиты стремятся продемонстрировать, что политика Мадрида отличается от курса ряда других западных стран осторожностью, деликатностью и уважением к исламу. То есть, выдвигая идею Альянса, Мадрид искал пути снижения возникшей межцивилизационной напряженности как внутри страны, так в регионе и в глобальных масштабах.

Почему именно с Турцией? Во-первых, в настоящее время в Турции наблюдается процесс демократизации, который проводится руками умеренных исламистов. Во-вторых, растущая роль Турции в Средиземноморском бассейне и ее влияние на страны исламского мира. В-третьих, заметно возросшие экономические возможности Турции. Можно и дальше перечислять, но, на наш взгляд, именно эти факторы оказали решающее воздействие на испанскую элиту при формировании своей позиции в отношении турецкого государства. Напомним, что экономика Испании в настоящее время переживает не лучшие времена. Дефицит государственного бюджета Испании в 2009 году превысил 11 %, государственный долг превысил 60 % ВВП. Более 20 % трудоспособного населения является безработным. А 12 мая с.г. испанскому премьер-министру Хосе Луису Родригесу Сапатеро пришлось объявить о правительственных решениях по жесткой экономии, которые заключались в следующем: сократить на 5 % оклады всем госслужащим; «срезать» членам правительства зарплаты на 15 %; на 600 млн евро сократить государственные фонды, предназначенные развивающимся странам; более чем на 6 млрд евро уменьшить государственные инвестиционные программы. Более того, принято решение о снижении социальных расходов. Так, на два года замораживаются пенсии; отменяются выплаты из госбюджета матерям по случаю рождения ребенка; уменьшается финансирование лекарств, выдаваемых бесплатно за счет госбюджета, и государственная поддержка инвалидам.

Теперь о перспективах «Альянса цивилизаций». Вокруг Альянса и под его эгидой действительно стало формироваться сообщество известных и влиятельных людей, которых, несмотря на национальные и идеологические различия, объединяет стремление к взаимопониманию и негативное отношение к теории «столкновения цивилизаций». Укреплению международного авторитета Альянса способствовало заключение целой серии соглашений о сотрудничестве с ведущими межгосударственными организациями: Европейским союзом, Союзом для Средиземноморья, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Международной организацией по вопросам миграций, Организацией Исламская конференция, Генеральным ибероамериканским секретариатом, сообществами франкоязычных и португалоязычных стран и т.д. Возрастают контакты с разного рода международными фондами и объединениями частного бизнеса. Так, в феврале 2008 г. в марокканском городе Марракеш на встрече руководителей 20 крупнейших фондов Америки, Европы, Ближнего Востока и Азии было принято решение о создании Международной сети фондов с целью взаимодействия с Альянсом в таких сферах, как обмен информацией и межцивилизационное культурное сотрудничество.

Для «Альянса цивилизаций» характерно системное видение проблем межцивилизационных отношений, а также ясно выраженное стремление не допустить столкновения на религиозной и этнической почве. Идеологическая концепция и политическая практика Альянса играют позитивную роль и заслуживают дальнейшей поддержки со стороны мирового сообщества. Но не следует упрощать ситуацию. Отношения между различными цивилизациями – это диалектическая связь конфликтов и сотрудничества, нетерпимости и взаимопонимания. Опыт последних лет показывает, что эти отношения остро нуждаются в «перезагрузке» и в деликатной настройке. В этом смысле «Альянс цивилизаций» – лишь один из возможных механизмов сложного и длительного процесса межцивилизационного сближения.

Подводя итоги, следует сказать, что Турция активно продолжает проводить свою внешнюю политику, основанную на принципе «нулевые проблемы с соседями», что делает ее привлекательной в плане партнерства. Являясь сторонницей исламизации, но в то же время успешно сотрудничая с Западом, правящая в Турции ПСР сумела убедить западные страны в том, что турецкое государство не только партнер, но и посредник в их контактах с исламским миром. Турция с помощью в т.ч. своего стратегического географического положения, военной мощи и экономических возможностей увеличивает свое значение в регионе. И, по всей вероятности, в этом нынешняя турецкая политическая власть руководствуется не османской политикой расширения, а сельджукскими средствами установления межцивилизационных контактов.

52.32MB | MySQL:103 | 0,477sec