Морская угроза: возрождение сомалийского пиратства

по материалам индийского   Исследовательского фонда Observer

С ноября 2023 года произошло около 25 случаев нападений на суда, связанных с пиратством. Это снова привлекло внимание к пиратству у побережья Сомали в Аденском заливе. В связи с этим возросли спрос и стоимость вооруженного патрулирования международных морских перевозок, расходы на страховое покрытие и покрытие возможных выплат выкупа. Эти нападения происходят на фоне атак йеменских хуситов на международное судоходство в Красном море, что в совокупности  может стать еще одной проблемой для международного судоходства и торговли.

Прошло более 100 дней с начала индийской военно-морской операции «Санкальп» в регионе Индийского океана (IOR), которая является международно-признанной ведущей ролью в обеспечении безопасности торговых судов. Это предполагает развертывание в море более 5000 человек личного состава, 450 корабельных дней (задействовано 21 судно) и 900 часов налета самолетов морской разведки. Хотя целью нападений хуситов является нарушение торговли с целью нападения на Израиль и его союзников, они влияют на судоходство по Суэцкому каналу. В связи с этим внимание международных военно-морских флотилий, действующих у побережья Сомали, было переключено на Красное море, к северу от их обычных районов патрулирования.

Является ли угроза сомалийского пиратства сейчас такой же серьезной, какой она была на пике между 2008 и 2014 годами? В 2011 году Международное морское бюро сообщило о 237 нападениях сомалийских пиратов, приведших к сотням заложников. Предполагаемые издержки мировой экономики в то время составляли около 7 млрд долларов США, включая выкупы. В настоящее время пиратские нападения совершаются на более мелкие суда в тех водах, которые менее патрулируются. Тем не менее, наблюдаются попытки использовать большие суда в качестве материнских и использовать шлюпки для навигации по более глубоководным районам.  В прежние  времена 20 военных кораблей из 14 разных стран обычно патрулировали Аденский залив и судоходные пути, ведущие из него в Индийский океан. Как следствие  пиратские нападения, к были редкостью с 2018 года. В марте 2022 года истек срок действия разрешения ООН иностранным военно-морским силам патрулировать территориальные воды Сомали и действовать в них, поскольку теперь в этом не было необходимости. Президент Сомали Махамуд проводил политику, направленную на получение поддержки для увеличения численности и эффективности береговой охраны Сомали, численность которой превышает 700 человек, но при этом  только одно из четырех судов береговой охраны находится в рабочем состоянии. В 2023 году Аденский залив и связанные с ним части моря  не были зоной высокого риска. В марте 2024 года судно MV Abdullah под флагом Бангладеш, перевозившее уголь с 23 членами экипажа, было захвачено сомалийскими пиратами в Индийском океане. Некоторые аналитики предполагают, что сомалийские пираты действуют в тандеме с йеменскими хуситами; в лучшем случае это проявление сочувствия и вдохновения, почерпнутого у них. Цель сомалийских пиратов скорее экономическая и анархическая, чем политическая и геостратегическая, в отличие от хуситов. В Сомали преобладают сложные обстоятельства, которые включают в себя крайнюю нищету, беззаконие и различные уровни анархии по всей стране. Долгие годы гражданской войны привели к тому, что некоторые районы Сомали пытались идти своим путем. Это усилило порочную матрицу бедности, насилия и нестабильности. Из-за низкой эффективности государственного управления пираты получают контроль над важными институтами, часто инвестируя доходы от получения выкупа, чтобы влиять на местную политику и расширять свою преступную деятельность.

История Сомали была неоднозначной, и ее существование как современного стабильного государства было ограниченным. На флаге Сомали изображены пять звезд, что является ее грандиозной мечтой. Пять звездочек указывают на существующее Сомали и его составную часть и бывший британский протекторат Сомалиленд. Целями являются другие районы, где проживают этнические сомалийцы. К ним относятся страна Джибути, Сомалийский регион Эфиопии и Северо-восточная провинция Кения. Эта мечта о великом объединении привела к проблемам с Эфиопией и Кенией. В 1960 году, когда Сомали обрела независимость, Сомали находилась под управлением Италии как подопечная территория Организации Объединенных Наций, а Сомалиленд был британским протекторатом. Итальянский Сомалиленд в 1925 году получил Джубаленд от британского восточноафриканского протектората, и теперь к нему присоединился Сомалиленд в результате его собственного решения присоединиться к федерации, в то время как Пунтленд остался ее частью. Джибути, которая была французской колонией и была известна как Французский Сомалиленд, была переименована в «территорию Афар и Исса», двух проживающих там племен. В 1977 году Джибути обрела независимость как отдельная страна и остается важной страной на Африканском Роге. Слабое управление и вызов террористов «Аш-Шабаб» ослабили власть Могадишо над федерацией. Сомалиленд, в частности, стал более автономным благодаря выборам и управлению. Пунтленд и Джубаленд в некоторой степени последовали за ними, но процветание, продемонстрированное Сомалилендом, не соответствовало остальным анклавам. В то время как Пунтленд и Джубаленд не стремятся активно к международному признанию, Сомалиленд поддерживает отношения с Эфиопией и Тайванем и имеет функционирующую систему управления и порты, которые привлекают международное судоходство. В Джубаленде также было активное судоходство, но им в основном пользовались пираты. Только когда кенийские войска в составе Миссии Африканского союза в Сомали (АМИСОМ) вошли в Сомали, они очистили Кисмайо в 2008 году. Джубаленд ближе к Кении, тогда как Пунтленд и Сомалиленд ближе к Джибути. Таким образом, Сомали сегодня действует как свободная федерация с назревающим внутренним  конфликтом, потому что Сомалиленд предложил территорию для военно-морской базы Эфиопии, не имеющей выхода к морю, в обмен на инвестиции и возможное дипломатическое признание Эфиопией.

Хотя в Африке к сепаратизму якобы относятся неодобрительно, на Африканском Роге произошло два успешных отделения. В 1993 году, после освобождения Эфиопии от марксистского режима, Эритрея, бывшая итальянская колония, получила независимость путем референдума. В 2011 году Южный Судан отделился от Судана, который тогда был крупнейшей страной Африки. Все эти страны входят в состав Межправительственного органа по вопросам развития (МОВР), регионального сообщества, признанного Африканским союзом, но их внутреннее соперничество не утихло, несмотря на большое кровопролитие и смены правительств, как законных, так и неконституционных. С тех пор, как силы ООН были выведены из Сомали в 1995 году, пиратство начало поднимать голову, и только объединение ВМС 20 стран  положило этому конец. Было подозрение, что они были стимулированы некоторыми страховщиками и финансистами, которые поддерживали пиратство как прибыльный бизнес, поскольку ничто другое, казалось, не работало в некоторых частях Сомали.

АМИСОМ, в состав которой в основном входили эфиопские и кенийские войска, а также часть войск Уганды и Бурунди, в конечном итоге была свернута в апреле 2022 года и теперь является переходной миссией Африканского союза в Сомали (ATMIS) до 2025 года. АМИСОМ добилась значительных успехов за последние 15 лет в поддержке создания боеспособной Сомалийской национальной армии, профессиональной сомалийской полиции и федеральных институтов. Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк одобрили Точку завершения инициативы для бедных стран с крупной задолженностью (HIPC) для Сомали, которая обеспечивает общую экономию на обслуживании долга в размере 4,5 млрд долларов США. После завершения программы для БСВЗ внешний долг Сомали сократился с 64% ВВП в 2018 году до менее чем 6% ВВП к концу 2023 года. Это облегчение долгового бремени облегчит доступ к важнейшим дополнительным финансовым ресурсам, которые помогут Сомали укрепить свою экономику, сократить бедность и способствовать созданию рабочих мест Есть уверенность, что стабильность в Сомали может восстановиться. Проблема в том, что обученные силы в Сомали, Пунтленде, Сомалиленде и других странах часто становятся важными институтами сами по себе, а только затем начинают становиться частью местной политики.

Текущая волна пиратства, похоже, снова надвигается из Пунтленда. В отличие от Сомалиленда, Пунтленд менее обеспечен экономически и организован, и поэтому его молодежь чувствует угрозу с точки зрения экономических возможностей. Отсутствие надлежащего рыболовного флота и вторжение рыболовных траулеров, включая китайские, истощают рыбные запасы в традиционных местах промысла. Это препятствует любой занятости на местном уровне, и дальнейшие усилия по развитию «голубой» экономики остаются на бумаге. Наследие традиций пиратства и оружие, поступающее  группировки «Аш-Шабаб», остатки которой, возможно, действуют самостоятельно, потенциально опасны. Кодекс поведения Джибути и Поправка к нему в Джидде (которой Индия придерживается в качестве наблюдателя) предоставляют региональным военно-морским силам место для действий по борьбе с пиратством. Это играет важную роль в пресечении пиратства в западной части Индийского океана и Аденском заливе, и его масштабы значительно расширены, чтобы охватить другую незаконную морскую деятельность, включая торговлю людьми и НРП. Индия серьезно отнеслась к своей роли в IOR по сохранению свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона. В концепции Индии Индо-Тихоокеанский регион охватывает Индийский океан вплоть до берегов Африки. Индия продемонстрировала свои военно-воздушные возможности действовать с баз базирования на таком расстоянии для решения проблем в Аденском заливе, хотя у нее есть доступ к дружественным базам в регионе. Собственный закон Индии о безопасности на море от 2022 года теперь разрешает ей, среди прочего, бороться с пиратством. Таким образом, сомалийские пираты впервые доставлены в Индию, и против них будут приняты законные меры. На начальном этапе пиратства не было юридических препятствий для действий военно-морских сил, и Кению и Сейшельские острова неохотно убедили создать специальные суды по борьбе с пиратством. Теперь, когда действует внутреннее законодательство, Индия имеет больше возможностей для юридического противодействия пиратам, которые посягают на ее интересы в IOR.

55.73MB | MySQL:116 | 0,570sec