Американские эксперты о сохранении на Ближнем Востоке основных тенденций несмотря на войну Израиля против ХАМАСа и обострение ирано-израильского конфликта

Как полагают американские эксперты в области безопасности, ключевой вопрос для политиков США и мира заключается в том, изменит ли война между Израилем и ХАМАСом в секторе Газа расстановки сил и тенденции, наблюдавшиеся на Ближнем Востоке до нападения ХАМАС 7 октября, или кризис в Газе приведет лишь к временному отклонению от основополагающих принципов. ХАМАС совершил нападение 7 октября 2023 года, в значительной степени, для того, чтобы вернуть палестинскому национальному делу передовую позицию, которую оно занимало в мире еще около десяти лет назад. Иран и его союзники по «Оси сопротивления» пытаются воспользоваться региональной критикой ведения войны Израилем в Газе, чтобы попытаться изменить региональный баланс сил в свою пользу и достичь давней цели — вбить клин между Соединенными Штатами и их арабскими партнерами. Тем не менее, судя по действиям и заявлениям многих правительств региона и глобальных заинтересованных сторон, многие, а возможно, и все, основные тенденции и баланс сил, существовавшие до 7 октября, похоже, сохранятся и после окончания войны между Израилем и ХАМАСом. Иранский обстрел ракетами и беспилотниками Израиля в минувшие выходные был направлен на то, чтобы сдвинуть «красные линии» в регионе, однако, как это будет развиваться, еще предстоит определить. До 7 октября крупнейшие арабские государства региона, за некоторыми исключениями, по существу не связывали отношения с Израилем с палестинским национальным делом. В 2020 году Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Бахрейн, Марокко и Судан договорились официально нормализовать отношения с Израилем в соответствии с «Соглашениями Авраама», которые предлагали арабским участникам минимальные и, в основном, необязывающие и спасающие лицо уступки Израиля палестинцам, все еще находящимся под оккупацией на Западном берегу. Несмотря на массовые демонстрации поддержки палестинцев, страдающих от израильского наступления в Газе, ни одна из сторон «Соглашений Авраама», ни Иордания, ни Египет — арабских государств, которые ранее официально заключили мир с Израилем, – не разорвали свои отношения с ним. Арабские лидеры предприняли более скромные шаги, которые свидетельствуют о недовольстве, но могут быть легко отменены после ослабления кризиса. Иордания отозвала своего посла из Израиля в ноябре, а послы Израиля в Бахрейне, Марокко и Египте в основном оставались в Израиле с начала войны. Дипломатический кризис привел к тому, что посольство и консульство Израиля в ОАЭ остались единственной полностью функционирующей дипломатической миссией в арабском мире, а несколько государственных авиакомпаний также приостановили полеты, в результате чего ОАЭ остались единственной страной на Ближнем Востоке, откуда люди все еще могут летать напрямую в Израиль. ОАЭ отказались продвигать официальный визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, но один израильский министр был приглашен в ОАЭ для участия в многосторонних встречах, включая заседание Всемирной торговой организации в феврале. Лидеры ОАЭ оправдывают свою неизменную приверженность «Соглашениям Авраама» продвижением своих усилий по оказанию помощи палестинцам в Газе. В письменном заявлении для New York Times правительство ОАЭ подчеркнуло, как его официальные лица использовали свои отношения с Израилем для облегчения доставки гуманитарной помощи для жителей Газы, а также для оказания медицинской помощи раненым жителям анклава, доставленным в ОАЭ. Хотя арабские лидеры заявили, что внесут свой вклад в восстановление Газы только в том случае, если будут предприняты конкретные шаги по созданию отдельного палестинского государства, неясно, насколько энергично арабские лидеры или западные державы будут настаивать на «решении о двух государствах» если Израиль продолжит выступать против такого исхода. Стремясь сохранить свою роль ключевых региональных посредников, Оман, Катар и Кувейт исключили возможность присоединения к «Соглашениям Авраама». Кризис в Газе сделал эти государства Персидского залива не менее желающими нормализовать отношения с Израилем, чем были до этого.

В этой связи видимо есть смысл привести некоторые выдержки из статьи в  Arab News от 17 апреля, которую можно с полным основанием полагать практически официальным разъяснением позиции КСА по этому вопросу. Обратим внимание на следующие тезисы: «Поскольку Иран и Израиль вступают в эпоху прямой конфронтации, большое внимание сейчас уделяется позиции Саудовской Аравии и других государств Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, особенно их позиции по этому кризису и тому, как они будут себя вести, если он обострится, а это возможно. Иранский режим, продолжающий поддерживать ставленников, враждебных королевству, не смог завоевать доверие к своим добрым намерениям в ССАГПЗ. Из-за этого нельзя ожидать, что государства ССАГПЗ избегут дальнейшей интеграции в возглавляемый США оборонительный альянс против Ирана, несмотря на серьезную критику действий Израиля. Израиль с его ужасающим поведением в Газе и его недальновидной неспособностью создать какие-либо строительные блоки для решения проблемы двух государств в Палестине является источником серьезной озабоченности королевства. Если не будет достигнут существенный прогресс в направлении мирного урегулирования палестинского вопроса, трудно представить прорыв в отношениях между Эр-Риядом и Тель-Авивом. В то же время Иран является начинающим региональным гегемоном, которому очень трудно доверять, несмотря на недавнюю дипломатическую разрядку, в результате которой при поддержке Китая были восстановлены отношения между королевством и Ираном. После революции 1979 года Иран работал над экспортом своей идеологии и расширением своего влияния по всему региону.  Действия Тегерана в Сирии, Ливане, Ираке и особенно в Йемене, даже после восстановления дипломатических отношений, подтвердили его злонамеренные намерения в отношении Персидского залива.  Более того, претензии Ирана на поддержку палестинского дела признаны в Персидском заливе такими, какие они есть: неприкрытая попытка захватить долю суннитского рынка общественной поддержки, в то же время позволяя ХАМАСу и «Палестинскому исламскому джихаду» действовать как постоянные помехи (при молчаливом сотрудничестве правого крыла Израиля) любым попыткам палестинской администрации продвинуться вперед в урегулировании на основе сосуществования двух государств. В конечном счете, Королевство и другие государства ССАГПЗ рассматривают Иран как опасного противника, который мечтает свергнуть правящий порядок в Персидском заливе, установить свою гегемонию в регионе и цинично использовать палестинское дело для разжигания нестабильности и гнева во всем регионе для достижения этой конечной цели. Иран не хочет и знает, что никогда не сможет «освободить» Палестину, как он громко заявляет. Скорее, он цинично хочет освободить ССАГПЗ от присутствия США и установить свою собственную гегемонию над Персидским заливом и его нефтяными богатствами. До тех пор, пока действия Ирана не покажут обратное — такие, как, например, полное прекращение им поддержки хуситов в Йемене, — все его претензии на дружбу и сотрудничество по отношению к странам Персидского залива будут приниматься такими, какие они есть: циничными попытками замаскировать волчье поведение под овечью шкуру. При этом Ирану следует ожидать, что государства ССАГПЗ будут еще больше сближаться с альянсом, возглавляемым США, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Они сделают это, чтобы защитить себя от того, что они считают злонамеренными намерениями Тегерана, и обеспечить свою собственную национальную безопасность».

Ответ Израиля на нападение 7 октября также не породил новой парадигмы в отношениях между Ираном и крупнейшими арабскими державами, особенно арабскими государствами Персидского залива. Из-за широко распространенного сочувствия населения к бедственному положению палестинцев в Газе арабские лидеры неохотно критикуют действия Ирана и его региональных союзников против Израиля, американских войск в регионе и против коммерческого судоходства в Красном море. Тем не менее, все лидеры стран Персидского залива и других арабских государств встревожены атаками, совершаемыми при поддержке Ирана по всему региону, рассматривая эти действия как попытку Ирана возглавить реакцию региона на операции Израиля в Газе и продемонстрировать масштабы иранского влияния во всем регионе. Лидеры стран Персидского залива и других арабских государств выразили тревогу по поводу нападений на коммерческие суда в Красном море со стороны движения хуситов в Йемене, а также захвата Ираном контейнеровоза в Ормузском проливе 13 апреля. Государства Персидского залива зависят от свободы судоходства в регионе для экспорта своих углеводородных продуктов, точно так же, как западные и азиатские страны-потребители зависят от морской торговли для своих закупок энергоносителей и торговли в целом. В начале кризиса страны Персидского залива решительно отвергли предложения Ирана попытаться наказать Соединенные Штаты и их западных партнеров за их помощь Израилю путем введения нефтяного эмбарго или ограничения экспорта нефти. Газета The Jerusalem Post сообщила, что Саудовская Аравия была частью многонациональной коалиции, которая помогла отразить атаку иранских ракет и беспилотников на Израиль в ответ на нападение Израиля на консульство Тегерана в Дамаске 1 апреля, в результате которого погибли несколько высокопоставленных офицеров Корпуса стражей исламской революции. Отметим, что в Эр-Рияде это решительно опровергли.  Нападение Израиля представляло собой эскалацию его усилий по нарушению стратегических отношений Ирана с ливанской «Хизбаллой», но низкоуровневый израильско-иранский конфликт, часто проводимый скрытно, продолжается уже много лет и лишь незначительно усилился в контексте кризиса в Газе.

Вопреки надеждам Ирана на то, что кризис в Газе вобьет клин между крупнейшими арабскими лидерами и Соединенными Штатами, лидеры стран Персидского залива и других арабских государств не использовали ближневосточный кризис в качестве прикрытия для расширения отношений в области безопасности с Китаем или Россией или каким-либо образом дистанцировались от тесного стратегического сотрудничества с Соединенными Штатами. В контексте кризиса в Газе фактический лидер Саудовской Аравии, наследный принц Мухаммед бен Сальман, продолжил переговоры с официальными лицами США о возможной нормализации отношений с Израилем, соблазненный перспективой расширенных и обязательных гарантий безопасности со стороны США для королевства в обмен. После нападения Ирана на Израиль  у саудовцев может возникнуть еще большее ощущение срочности заключения такой гарантии.

Официальные лица США, со своей стороны, обсуждали перспективу саудовско-израильского пакта, чтобы попытаться смягчить наступление Израиля в Газе и его позицию в отношении палестинского управления послевоенной Газой. Бахрейн пошел дальше своих союзников по Персидскому заливу, открыто присоединившись к возглавляемой США миссии по обеспечению безопасности на море, состоящей из более чем 20 стран, операции «Страж процветания», начатой в декабре для предотвращения нападений поддерживаемого Ираном движения хуситов в Йемене на коммерческое судоходство в Красном море. Бахрейн подписал совместные заявления 13 стран, предупреждающие хуситов о военных действиях коалиции, если они продолжат свои атаки в Красном море. Стремясь избежать возобновления наземной войны против хуситов, Саудовская Аравия и ОАЭ, как сообщается, сотрудничают с морской коалицией в качестве неназванных партнеров. В то же время, в контексте кризиса в Газе, страны Персидского залива стремились прекратить свое публичное сотрудничество с любыми военными действиями США в ответ на Иран.

Иранские лидеры, похоже, пытались воспользоваться кризисом в Газе, чтобы развязать руки своим союзникам в Сирии и Ираке в неоднократных ракетных атаках и вооруженных атаках беспилотников на силы США, дислоцированные в двух странах. Усилия Ирана, направленные на то, чтобы попытаться вывести примерно 2500 военнослужащих США, которые все еще находятся в Ираке, предпринимаются уже более пяти лет. В ходе визита премьер-министра Ирака Мухаммеда Шиа ас-Судани в Вашингтон, округ Колумбия, на неделе, начинающейся 15 апреля, будет обсуждаться переход присутствия США в Ираке от многосторонних усилий по борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России) к двусторонним отношениям сотрудничества в области обороны и безопасности. Однако, несмотря на то, что население Ирака возмущено поддержкой США Израиля в кризисе в Газе, нет никаких признаков того, что ас-Судани потребует полного ухода США из Ирака. Несмотря на региональное общественное мнение, которое согласно с решительной антиизраильской позицией Ирана, давние цели Ирана по оттеснению США от его границ или прерыванию тенденции к большей интеграции Израиля в регион, скорее всего, будут сорваны.

Основные выводы

Большинство фундаментальных тенденций на Ближнем Востоке, которые существовали до нападения ХАМАСА 7 октября, вероятно, возобновятся после завершения конфликта в Газе.

Усилия арабских лидеров по преуменьшению значимости национального дела Палестины и их открытое недоверие к Ирану отражают их национальные интересы.

Несмотря на общественные беспорядки, арабские лидеры не будут принижать значение тесных связей в области безопасности с Соединенными Штатами, но могут избежать публичного обсуждения этих отношений.

Поддерживаемые Ираном нападения на силы США в Ираке и Сирии, нападения Тегерана на танкеры в Персидском заливе и израильско-иранский конфликт начались задолго до нападения ХАМАСа 7 октября и продолжатся после него.

55.78MB | MySQL:116 | 0,987sec