Война Израиля против ХАМАСа в секторе Газа значительно замедлит темпы экономического роста на Ближнем Востоке, согласно Международному валютному фонду (МВФ). На прошлой неделе МВФ пересмотрел свой прогноз роста на 2024 год для региона Ближнего Востока и Северной Африки (MENA) до 2,7% с прогноза октября 2023 г. в 3,4%. «Конфликт в Газе и Израиле является ключевым негативным риском для региона MENA, особенно риском дальнейшей эскалации или затяжного конфликта и сбоев в торговле и судоходстве», — заявило базирующееся в Вашингтоне финансовое агентство ООН. По данным Oxfam, 70% инфраструктуры палестинского анклава было разрушено. Более 500 000 человек не имеют домов, в которые можно вернуться. Пересмотр в сторону понижения также был вызван войной в Судане, нападениями на суда в Красном море, снижением добычи нефти и насилием на Западном берегу. МВФ также указал на существующие проблемы, связанные с высокой задолженностью и стоимостью заимствований. Пересмотренный показатель в 2,7% по-прежнему представляет собой улучшение по сравнению с ростом на 1,9%, зафиксированным в 2023 году. «Если предположить, что эти факторы ослабнут в 2025 году, прогнозируется, что экономический рост усилится до 4,2%. Неопределенность высока, и прогнозируется, что среднесрочный экономический рост останется ниже средних показателей за период до пандемии», — говорится в сообщении МВФ. В регионе, по прогнозам, положение экспортеров нефти улучшится: фонд прогнозирует рост на 2,9%, что на один процентный пункт больше, чем в прошлом году. «Ожидается, что добровольные сокращения добычи нефти — в первую очередь со стороны Саудовской Аравии — продолжат временно сдерживать экономический рост в этом году», — заявили в МВФ, добавив, что «более высокая, чем прогнозировалось, добыча нефти будет стимулировать рост» других производителей углеводородов, не входящих в Персидский залив. Саудовская Аравия и Россия в прошлом месяце вместе с другими членами Опек + согласились продлить добровольное сокращение добычи на 2,2 млн баррелей в сутки до конца июня, чтобы поддержать рынок. Это помогло сохранить высокие цены на нефть, сообщает Reuters. Встреча ведущих министров группы нефтедобывающих стран в начале этого месяца оставила политику поставок нефти неизменной. Блок состоит из де-факто возглавляемой Саудовской Аравией организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и союзников во главе с Россией. Прогнозируется, что экономика стран Персидского залива вырастет на 2,4% в этом году, что на 1,3% ниже, чем в октябре, сообщил МВФ. Указывая на планы по диверсификации нефтезависимых экономик региона, МВФ заявил, что неуглеводородный рост будет основной движущей силой роста в ближайшие годы. Длительные перебои в торговле в Красном море, по мнению МВФ, еще больше повлияют на объемы торговли и транспортные расходы, особенно на Египет из-за снижения поступлений от эксплуатации Суэцкого канала. Красное море стало очагом напряженности из-за нападений йеменских хуситов на коммерческие суда, связанные с Израилем. В результате пять крупных международных судоходных компаний прекратили свои перевозки через Баб-эль-Мандебский пролив. После нападений хуситов крупным судоходным компаниям пришлось обойти Красное море и использовать альтернативные маршруты, что привело к удорожанию транспортировки большей части мировой нефти из Азии в Европу, потому что выросли расходы на страховку, а на другие маршруты пришлось потратить еще две недели. При этом анализ МВФ пока не видит в среднесрочной перспективе улучшения этой ситуации. Белый дом пытался вести косвенные переговоры с йеменским движением «Ансар Аллах» (хуситы) при посредничестве Омана в рамках купирования этих негативных эффектов. Соединенные Штаты предложили список стимулов, таких как повторное открытие аэропорта Саны и порта Ходейда и выплата заработной платы государственным служащим, чтобы остановить атаки хуситов в Красном море, но те отвергли все эти предложения и заявили, что прекратит наносить удары по судам, служащим интересам Израиля, только тогда, когда прекратятся убийства мирных жителей в Газе. Соединенные Штаты, которым не удалось убедить хуситов, попытались сформировать коалицию против Йемена путем милитаризации региона и приглашения арабских стран. Это устраивало Соединенные Штаты, поскольку они могли дистанцироваться от войны между Израилем и ХАМАСом и представить проблему как вопрос безопасности судоходства в Красном море. Вашингтон также пригласил европейские страны и Китай присоединиться к коалиции, чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию конфликтов. Союзники Вашингтона в Европе и арабском мире не приветствовали его призыв к участию. Коалиция, в которую должны были войти 42 страны, сократилась до 8 стран. На это есть много причин, но главная, как полагают некоторые американские аналитики, это то, что США проводили противоречивую политику в регионе и ставили под угрозу безопасность своих союзников. Именно по этой причине крупные региональные страны, такие как Саудовская Аравия и Египет, отказались присоединиться к коалиции. Администрация президента Дж.Байдена, которая осудила политику Саудовской Аравии в войне с хуситами, ожидала, что Эр-Рияд поддержит Израиль в новой войне против хуситов. Однако отношения между Саудовской Аравией и Йеменом улучшились благодаря посредничеству Китая между Эр-Риядом и Тегераном, и мирное соглашение с хуситами близко к подписанию. ОАЭ также неохотно присоединяются к коалиции, поскольку они сильно пострадали от войны в Йемене. ОАЭ объявили о своем выходе из предыдущей коалиции в регионе, целью которой была защита торговли в Персидском заливе и Красном море от пиратов и террористических группировок. Египет — еще одна крупная страна в регионе, экономическая жизнь которой в значительной степени зависит от ситуации в Баб-эль-Мандебском проливе. Растущие угрозы в Баб-эль-Мандебе влияют на количество судов, проходящих через Суэцкий канал. Изменение морских маршрутов некоторыми крупными судоходными компаниями и его экономические последствия обеспокоили Каир. Участие Египта в коалиции имело бы смысл с экономической точки зрения, но он решил не поступаться интересами своей безопасности ради экономических интересов. Египетские власти больше заботятся о том, чтобы оказать давление на Израиль с целью прекращения блокады Газы и устранения возможности переселения палестинцев в Синайскую пустыню, что вызвало бы более масштабные конфликты. Еще одна причина, по которой арабские страны неохотно присоединяются к коалиции, заключается в том, что они рассматривают защиту морских путей как предлог для оказания помощи Израилю за счет арабских интересов. Арабские элиты считают, что Вашингтон мог бы прекратить блокаду Газы дипломатическим путем после того, как Йемен атаковал связанные с Израилем суда в Красном море, но Белый дом предпочел рискнуть безопасностью своих союзников, применив военную силу для защиты интересов Израиля. Атаки хуситов нарушили цепочки поставок в Китай и вынудили китайского государственного гиганта Cosco прекратить транзит через Баб-эль-Мандеб. Однако Китай также извлекает выгоду из действий хуситов, поскольку рассматривает это как попытку закрыть пролив в потенциальном конфликте с США. Китай контролирует три ключевых мировых пролива через своих союзников: Малакский, Ормузский и Баб-эль-Мандебский проливы. Если в будущем разразится война за Тайвань и вмешаются США, Китай может использовать этих союзников, чтобы поставить под угрозу поставки многих товаров и создать серьезные проблемы для мировой экономики.
Прогноз МВФ о замедлении темпа экономического роста на Ближнем Востоке из-за войны в Газе и обострении ситуации в Красном море
23 апреля, 2024 | Автор: Щегловин Ю.Б.
| Напечатать эту статью