Геополитические риски для Ливана в контексте противостояния Израиль-Иран

На фоне резкой эскалации противостояния между Ираном и Израилем в апреле 2024 года существенно возрастают масштабы геополитических рисков для Ливана и его политической целостности.

На фоне продолжающего годами кризиса ливанской государственности, связанного с глубоким социальным и этно-конфессиональным расколом внутри политической элиты, нарастание внешних рисков в контексте фактора ХАМАСа и «Хизбаллы», может привести Ливан к некоей точке невозврата к прежней политической и экономической модели, на которой держалась национальная повестка и национальные интересы. Наблюдаемая в последние месяцы военная активность Израиля, особенно на южных рубежах Ливана, включая точечные авиаудары по лидерам ХАМАСа в ливанской столице, грозит подорвать и без того хрупкий статус-кво и радикализировать страну. В случае дальнейшей активизации ирано-израильского противостояния, особенно с использованием прокси-войн, Ливан наряду с Сирией и Ираком потенциально входит в зону высокого риска, где напрямую столкнутся интересы двух региональных игроков – Ирана и Израиля. Если данное геополитическое противостояние примет затяжной характер и выльется в более масштабное региональное столкновение интересов, то угрозы безопасности Южного Ливана возрастают многократно.

По оценкам многих международных экспертов, риск полномасштабного вооруженного противостояния между Израилем и ливанской «Хизбаллой» в течение 2024 года, по состоянию на конец апреля, остается крайне высоким. Несмотря на то, что как Иран, так и Израиль обменялись ограниченными ударами, что предполагает обоюдное желание избежать прямого противостояния, такой тренд абсолютно не исключает сценарий активизации конфликта по линии Израиль-«Хизбалла», таким образом превращая Ливан наряду с Сирией наиболее вероятной мишенью для полномасштабных военных действий. Об этом свидетельствует как рост напряженности на ливанско-израильской границе, так и расширяющаяся география авиационных ударов Израиля по целям в Сирии и Ливане.

На внутриполитическом фронте Ливана также складывается непростая ситуация. Преследуя узкие интересы своих политических групп и кланов, ни один из ливанских политических лидеров не способен сегодня предложить широкую платформу для объединения национальных сил. Традиционные для Ливана межконфессиональные разделительные линии внутри ливанской политики, превалирующие принципиальные установки на сектантское мышление – все это предопределяет ситуацию политического тупика, в котором оказалась нынешняя стратегия развития страны. В итоге, отсутствие национального консенсуса продолжит блокировать формирование коалиционного правительства и назначение президента страны, который ранее согласно Национальному пакту 1943 года традиционно избирался из христиан-маронитов. Таким образом, вероятно что и после 2024 года нынешние полномочия временного президента Ливана будут сохранены за действующим премьер-министром Наджибом Микати, который представляет суннитскую общину страны. При этом, вероятно что в обозримой перспективе, равно как и при переназначении Н.Микати на пост премьера в середине 2022 года, ему не удастся сформировать кабинет министров, который будет приемлемым для парламента. Кроме сохраняющейся вакантной должности президента, в Ливане в конце этого года становится вакантной ключевая позиция главнокомандующего вооруженными силами, значимость которой тем более многократно возрастает в условиях роста военной напряженности в отношениях с Израилем.

Наконец, растущие риски широкомасштабной региональной конфронтации создают прямые угрозы для экономической стабильности Ливана, с учетом высокой степени зависимости страны от финансовой помощи международных институтов, а также международной торговли и импорта сырья и готовой продукции. В случае втягивания Ливана в той или иной форме в затяжной региональный конфликт, ожидаемые одобрения программы финансовой помощи по линии Международного валютного фонда, согласованные в 2022 году, и важнейшие для экономического оздоровления страны, будут надолго заморожены. Одобрение этих программ со стороны МВФ требует глубоких структурных реформ, проведение которых в случае эскалации военного конфликта и гуманитарного кризиса станет практически неосуществимым в обозримой перспективе. Также обсуждаемые сегодня вопросы реструктуризации госдолга и стабилизации единого валютного курса будут подвешены на неопределенное время.

Более того, экономическая ситуация в Ливане остается крайне сложной и неустойчивой, а реальный объем ВВП сегодня находится на уровне ниже 2018-2019 гг под воздействием финансового кризиса, долговой проблемы и гиперинфляции. Только за 2023 год ВВП страны сократился на 2%. В случае начала полномасштабной военной кампании в регионе с прямым или косвенным вовлечением Ливана, следует ожидать дальнейшего усугубления финансового кризиса. Ожидаемая финансовая поддержка по линии международных финансовых институтов будет поставлена на паузу, и возникнут существенные проблемы с финансированием импорта, являющегося важнейшим условием экономической выживаемости и национального развития. Сегодня, без учета геополитических факторов риска,  скорректированный прогноз годовой инфляции в Ливане в 2024 году составляет 75%, а увеличение индекса потребительских цен по итогам года достигнет 123%. В случае военного сценария, разумеется, эти прогнозы будут существенно скорректированы в негативную сторону.

Таким образом, недавняя эскалация вооруженного противостояния по оси Иран-Израиль на фоне внутреннего политического и экономического кризиса в Ливане повышает ставки в пользу негативного сценария развития ситуации в этой стране. В условиях отсутствия внутриполитического консенсуса и устойчивой финансовой поддержки для стабилизации экономики, угроза прямого вовлечения Ливана в полномасштабную региональную военную конфронтацию для ведения прокси-войны между Ираном и Израилем, несет в себе колоссальные риски для ливанского национального суверенитета.

55.69MB | MySQL:116 | 0,503sec