Об исследовании «Цифровая Турция – 2030». Часть 9

Один из крупнейших турецких операторов связи Vodafone (международная британская компания) совместно с турецкой Лабораторией политического анализа (Politika Analiz Laboratuvarı или PAL) опубликовали в 2023 году свое исследование под заголовком «Цифровая Турция – 2030: экономические последствия и политические рамки».

Продолжаем анализировать этот документ. Напомним, что в прошлой части нашей публикации (ссылка на Часть 8 – на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=108164) мы приступили к рассмотрению части 3 исследования, которое озаглавлено как «Переход от электронного государства (E-Devlet, система аналогичная отечественным Госуслугам – И.С.) к цифровому государству».

Отметим в целом, что речь идет не только о том, что цифровизация компаний, в смысле использования ими передовых цифровых инструментов в Турции, остается на недостаточном уровне. Речь идет ещё и о том, что турецкие компании недостаточно используют турецкий аналог «Госуслуг» — портал E-Devlet, что отчасти можно объяснить и тем, что в стране – высокая доля так называемой «серой экономики» и ситуация усугубляется непростым экономическим положением. Понятное дело, что в ситуации экономических сложностей частный бизнес избегает прозрачности и предпочитает выводить свою работу, то что называется, «за скобки».

Впрочем, изложенное выше не означает, что цифровизация турецкой жизни не произойдет в принципе. Речь лишь идет о тех сроках, в которые, с учетом нынешних (в том числе, экономических реалий – И.С.) это можно сделать.

Цитируем издание:

«При разработке стратегий цифрового государства следует использовать общие политические рамки, разработанные в результате совместной работы и обмена опытом между странами. В связи с этим ОЭСР определила шесть измерений структуры цифровой государственной политики и создала систему мониторинга для отслеживания этой структуры. Шесть аспектов политики цифрового правительства кратко изложены ниже с примерами показателей, определяющих эти измерения».

Итак, о каких шести измерениях ведется речь у Организации экономического сотрудничества и развития?

Перечислим вслед за изданием:

«Цифровой дизайн

  • Стратегия цифрового правительства • Анализ экономического воздействия цифровых государственных услуг • Включение цифровых принципов в разработку законодательства • Существование и координация государственного учреждения, ответственного за цифровое правительство • Политические механизмы, которые поощряют использование новых технологий в государственном секторе

Государственный сектор, управляемый данными

  • Политики и рекомендации по повторному использованию данных, включая сбор данных, источники данных, совместимость и т. д. • Политики совместного использования и анализа данных для повышения эффективности государственных услуг • Требования к конфиденциальности данных для защиты конфиденциальности граждан • Показатели эффективности и мониторинг цифровых технологий в Стратегии правительства

Государство как платформа

  • Платформы, которые позволят участвовать в процессах разработки политики и оказания услуг. • Действия по использованию облачных вычислений в государственном секторе. • Стратегии и руководящие принципы для государственных проектов и тендеров в области ИКТ.

Включено по умолчанию (общедоступные данные – И.С.)

  • Общие руководящие принципы, своевременная и комплексная политика в отношении цифрового обмена общедоступными данными. • Выявление ситуаций, когда общедоступные данные должны быть открыты по умолчанию.

Ориентированный на пользователя

  • Программы по улучшению цифровых навыков граждан. • Обеспечение участия граждан в разработке новой политики и услуг. • Анализ потребностей, предпочтений и привычек использования граждан и соответствующее развитие государственных услуг.

Проактивный

  • Информирование граждан о возможности участия в процессах проектирования цифровых услуг. • Информирование общественности о стратегиях, исследованиях и результатах цифровизации. • Комплексная платформа мониторинга, предоставляющая информацию о проектах цифрового правительства».

Итак, как можно заметить, в ОЭСР предлагается комплексный глубокий подход к построению электронного государства. На что, в этом смысле, обращает внимание турецкое издание применительно к самой Турции?

Цитируем:

«Для Турции было бы полезно подготовить национальный политический документ для руководства цифровой трансформацией в государственном секторе, принимая во внимание универсальную политическую основу, а также опыт реализации и уникальные потребности стран. Продолжается подготовка Государственной цифровой стратегии Турции (сноска). Стратегия вместе со стандартизацией цифровых процессов в государственном секторе, руководящими принципами реализации, институциональной собственностью и эффективной координацией должна способствовать повышению эффективности принципов цифрового государства, функционирования государства и государственных услуг в целом».

Заметим, что вплоть до настоящего времени упомянутого выше документа в Турции принято не было. При этом, в исследовании предлагается рассматривать эволюцию следующего вида: «аналоговое государство – электронное правительство (имеется в виду платформа, аналогичная отечественным «Госуслугам») — цифровое государство».

Также, в контексте нашего разговора, полезно помнить, что в Турции нет цифрового министерства, аналогичного отечественному Минцифры. А так называемый Офис по цифровой трансформации, по сути, является нормативным органом, определяющим правила игры и регламенты в цифровой сфере в Турции. Его, по крайней мере пока, нельзя считать направляющей и регулирующей структурой в полном смысле этого слова.

Вот каким образом характеризует издание ситуацию, складывающуюся в Турции:

«Не существует сопоставимого эталона для эффективности работы Турции в области перехода к цифровому государству. Турция не включена в такие исследования, как Индекс цифрового правительства ОЭСР и Уровень зрелости открытых данных Европейской комиссии, которые измеряют уровень развития в области цифрового правительства. Для Турции, которая добилась очень успешных результатов в области электронного правительства, важно участвовать в текущих сравнительных исследованиях в области цифрового правительства, как с точки зрения эффективной оценки эффективности, так и с точки зрения расширения обмена информацией и опытом с другими странами.

Распространение систем облачных вычислений в государственном секторе может стать катализатором стратегий цифрового правительства.

Создание инфраструктуры информационных и коммуникационных технологий и исследования по ее поддержанию осуществляются за счет бюджетных и человеческих ресурсов учреждений разных уровней.

Кроме того, поскольку инфраструктуры, созданные учреждениями, планируются для покрытия наиболее загруженных периодов работы систем, в другие периоды они могут простаивать.

Облачные системы обеспечивают эффективность и экономию, поскольку они предлагаются как услуги, которые можно предоставлять совместно, а не как отдельные инвестиции в инфраструктуру.

С другой стороны, использование облачных технологий способствует развитию надлежащего управления в государственном секторе за счет повышения прозрачности и взаимодействия с заинтересованными сторонами, а также обеспечивает доступ к самым передовым аналитическим инструментам и функциям кибербезопасности за счет повышения качества и скорости.

Эти преимущества побуждают правительства всего мира переводить свои устаревшие системы информационных технологий на облачные решения, включая публичные облачные сервисы.

Опыт различных стран показывает, что переход к облачным системам происходит в три основных периода, которые можно резюмировать как разработку политики, предотвращение конкуренции со старыми системами на практике и максимизацию выгод.

ОЭСР рекомендует в первую очередь использовать облачные системы в сфере государственных услуг в своем исследовании-руководстве, которое она создала путем изучения стандартов и принципов проектирования и предоставления государственных услуг, связанных с цифровым правительством, в 14 странах.

В этом контексте при проектировании государственных услуг определение общего подхода к выбору соответствующих технологий с технологической стороны, проверка соответствия облачных систем потребностям, прежде чем прибегать к собственным решениям, а также выбор масштабируемых облачных инфраструктур, чтобы избежать технологическое разрушение в случае несовместимости с существующими условиями (системами или человеческими ресурсами). В этом отношении в Турции необходимо ускорить шаги по переходу к облачным вычислениям, а также разработать политику и структуру реализации для руководства этим переходом.»

Итак, резюмируем изложенное выше.

Во-первых, Турция не входит в общеевропейские рейтинги, что не позволяет оценивать её положение и продвижение на пути к цифровизации по сравнению с теми же европейскими аналогами.

Во-вторых, издание ставит, конечно, вопрос относительно необходимости перехода к облачным технологиям. Однако, отметим, что тут также, как и в прошлых разделах, когда мы говорили об инфраструктуре связи, возникает вопрос о том, кто обеспечит облачную инфраструктуру для Турции коль скоро речь идет о тех данных, которые должны храниться и обрабатываться на территории страны.

Какие цели в смысле перехода от электронного правительства к цифровому государству предлагаются со стороны издания?

Цитируем:

«Улучшение цифровых государственных услуг, предлагаемых бизнесу, и поддержание успешных позиций в электронном правительстве.

Достижение среднего показателя ОЭСР в индексе цифрового правительства.

Превышение среднего показателя страны-участницы в Европейском индексе зрелости открытых данных.

Перемещение не менее 50% услуг информационно-коммуникационных технологий всех центральных правительственных организаций в государственные облачные системы».

Что же до конкретных предложений по политике, то здесь предлагается следующее:

«Завершение и реализация Национальной стратегии цифрового государства.

Реализация инициатив, направленных на создание стоимости с использованием открытых общедоступных данных.

Укрепление экосистемы сотрудничества в развитии национальных технологий.

Распространение систем облачных вычислений в государственном секторе.

Распространение высокоскоростного интернет-соединения в государственных учреждениях.

Бизнес-понимание принципов и подходов цифрового государства в управлении государственными услугами и их внедрение на практике».

Из того, что здесь сказано нового, по сравнению уже с нашими комментариями, — это привнесение в логику государства бизнес-понимания принципов и подходов. Это требует изменения менталитета государственных учреждений – и здесь надо заметить еще одно немаловажное обстоятельство, которое бросается в глаза при общении с турецкими государственными учреждениями. В своем менталитете и в своих подходах они развиваются не теми темпами, которые, допустим, есть в России. У нас, как раз, цифровые подходы достаточно быстро проникли в государство и менталитет чиновничества. В Турции же такого (пока ещё) не наблюдается.

55.73MB | MySQL:118 | 0,995sec