О развитии агропродовольственной системы Сомали в 2024 году

В текущем году завершается реализация амбициозного долгосрочного девятого плана развития Сомали на 2020-2024 гг., в котором обеспечение устойчивой продовольственной безопасности и питания было обозначено в качестве одного из шести ключевых приоритетов национального развития. Тем не менее, по результатам реализации национального плана можно констатировать, что на начало 2024 года агропродовольственная система Сомали продолжает испытывать существенные структурные проблемы, и пока не в состоянии реализовать колоссальный аграрный потенциал (в том числе 8 млн. гектаров пахотной земли и поголовье скота, насчитывающее 56 млн. голов, а также потенциал экспорта рыбной продукции в ежегодном объеме не менее 1.8 млн. тонн) для масштабной трансформации и диверсификации этого ресурса.

Более того, судя по оценкам последнего Глобального доклада о продовольственных кризисах в мире (апрель 2024 г.), продовольственная ситуация в Сомали в последние годы только продолжила деградировать. На сегодня, невзирая на все усилия по реализации задач национального плана развития, Сомали входит в десятку стран мира по масштабам продовольственного кризиса, и занимает седьмое место среди стран, где общее число нуждающихся в продовольственном содействии превышает 1 млн человек. В частности, по данным на апрель с. г. в Сомали проживает 1.9 млн. человек в фазе 4 (чрезвычайная ситуация) по пятибальной международной шкале продовольственной безопасности IPC, что значительно в пропорциональном отношении, поскольку превышает 10% всего населения страны. При этом, в высшей, пятой фазе (угроза массового голода), которая несет в себе риски голодной смерти, в Сомали сегодня находится около 40 тысяч человек, что является четвертым показателем после Газы (500 тыс), и сопоставимо по масштабам с такими странами как Судан и Эфиопия.

Продовольственная безопасность в этой стране тесно переплетается с климатическими рисками, способными обрушить производство животноводческой продукции, которая доминирует в структуре сомалийского экспорта и создает существенную долю ВВП. Несмотря на позитивные сдвиги по диверсификации структуры экспорта, животноводство по-прежнему занимает существенную долю и составляет сегодня не менее 30% всего сомалийского экспорта. При этом, к началу реализации национального плана развития в 2019 году, доля животноводства в совокупном экспорте Сомали составляла не менее 60% — 409 млн долларов из 675 млн долларов.

Наряду с этим, сильная зависимость продовольственного сектора Сомали от импорта сырья и готовой продукции создает существенный торговый дисбаланс и блокирует все усилия по диверсификации агропродовольственной системы страны. В частности, объем сомалийского импорта на начальном этапе реализации национального плана 2020-2024 гг. достигал 3.5 млрд. долларов, значительную часть которого составляло продовольствие. Только в 2022 г. Сомали удалось сократить дисбаланс в торговле, существенно снизив объемы импорта до 1.2 млрд долларов, при этом сохранив объемы экспорта на уровне 600-630 млн. долларов.

Таким образом, несмотря на некоторые подвижки в сокращении торгового дисбаланса и диверсификации структуры экспорта, развитие агропродовольственной системы Сомали буксует, и основные задачи национального плана на этом треке оказались пока не реализованными. Главные причины неудач следует искать как в системных проблемах, так и непрогнозируемых внешних факторах воздействия. В частности, главным драйвером ухудшения ситуации в сфере продовольственной безопасности в Сомали в 2023 г. стала беспрецедентная засуха, которая привела к гибели скота и росту массовых миграций населения в более благополучные районы (на сегодня в Сомали число вынужденных внутренних переселенцев составляет 67%, что является одним из самых высоких показателей в мире).

Что касается системных проблем, то среди них следует выделить слабость государственных институтов и управления для проведения масштабной институциональной аграрной реформы, а также отсутствие адекватных инвестиций, особенно в сферу производства, транспортно-логистических систем и рыночной структуры агро-продовольственных систем.  Несмотря на значительный прирост прямых иностранных инвестиций в экономику страны по мере реализации национального плана (они последовательно выросли с 330 млн долларов в 2018 году до 636 млн долларов в 2023 гг.), большая часть из них была целевым образом направлена в разработку и добычу минеральных ресурсов, прежде всего драгоценных камней и металлов, что диктуется прагматичным интересом доноров. Объемы инвестиций непосредственно в аграрную сферу, особенно инфраструктуру, остаются на минимальном уровне. Кроме того, системным вызовом является отсутствие равного доступа населения к здоровому питанию, особенно среди женского населения, составляющего более 50% рабочей силы в аграрном секторе. Наконец, высокая зависимость Сомали от гуманитарного продовольственного содействия вкупе с зависимостью страны от животноводства как основы экспорта, блокирует возможности по диверсификации собственного аграрного производства, а также новых агропродовольственных цепочек добавленной стоимости в рыбном хозяйстве и растениеводстве.

Наконец, еще одной важной задачей национального плана 2020-2024 являлось задействование аграрного потенциала для создания новых устойчивых систем социальной защиты бедного населения. В частности, правительство запустило в реализацию проект сети социальной защиты в агропродовольственном секторе Baxnaano, которая предполагает охватить 1.2 млн уязвимых сомалийцев в сельских районах, чтобы помочь им адаптироваться к климатическим изменениям, обеспечить устойчивое аграрное производство и выйти из черты бедности.

Очевидно, что в разработке нового, десятого плана национального развития на пятилетний период, правительство Сомали будет стремиться вновь поставить в качестве важного приоритета трансформацию агропродовольственной системы, извлекая уроки из текущих усилий. Важным условием для такой трансформации должно стать создание предпосылок для дальнейшей диверсификации производства и перехода к созданию устойчивых к климату агропродовольственных цепочек добавленной стоимости, прежде всего в рыбном хозяйстве и растениеводстве. Для этого потребуются обширные инвестиции в развитие новых ирригационных технологий и повышение производительности, а также скоординированная политика Сомали по налаживанию торговых и логистических маршрутов для вывода продукции на внешние рынки. Также крайне важным будет фактор синергии агропродовольственной политики и производства с социальной политикой, особенно с учетом сильной волны массовых внутренних миграций по вектору село-город, что потребует создания в обозримой перспективе прочных сетей социальной защиты для повышения привлекательности сельской занятости населения, особенно сомалийской молодежи, которая сегодня составляет большинство и основу экономической силы страны. Для этого при планировании социальной политики на новом этапе развития 2025-2029 правительству важно предусмотреть аспекты рыночной привлекательности, создать стимулирующие условия для обучения и повышения квалификации сельской молодежи, что станет важным драйвером трансформации агпропродовольственной системы и улучшения ситуации в сфере продовольственной безопасности в целом.

55.66MB | MySQL:116 | 0,656sec