Турецкая компания Dearsan Shipyard сообщила о состоявшейся 19 апреля 2024 года церемонии спуска на воду второго (из двух заказанных для ВМС Нигерии) патрульного корабля (OPV) проекта НЕ OPV 76 (бортовой номер Р 204)[i], заказанного по контракту от ноября 2021 года[ii]. Головной корабль с номером Р 203 был спущен на воду 26 октября 2023 года. Оба корабля (полное водоизмещение 1200 тонн, длина 76,6 м, ширина 11 м, осадка 2,9 м) были заложены Dearsan Shipyard 16 сентября 2022 года и должны быть сданы нигерийскому флоту к концу 2024 года[iii].
Согласно данным Dearsan Shipyard, энергетическая установка патрульного корабля двухвальная дизельная, включает четыре дизельных двигателя MAN 18VP185 (производства MAN UK — фактически бывшей британской компании Paxman) максимальной мощностью по 5500 л. с. Максимальная скорость хода 28 уз, дальность плавания экономическим ходом 3000 миль. Экипаж 43 человека. Модель корабля проекта OPV 76 демонстрирует вооружение из одной баковой новой 40-мм артиллерийской установки Leonardo OTO Marlin 40, кормовой дистанционно управляемой артиллерийской установки (предположительно, калибра 25 или 30 мм) и двух пулеметных установок. На корабле имеется взлетно-посадочная площадка для среднего вертолета[iv]. Для Dearsan Shipyard подписание контракта с Нигерией на два патрульных корабля проекта OPV 76 стало новым прорывом на международном оборонном рынке, после длительного успешного сотрудничества в строительстве кораблей и катеров для Туркмении, включая недавно введенный в строй ВМС Туркмении корвет Deniz Han проекта С92[v].
В 2023 году на предприятии Istanbul Naval Shipyard в Стамбуле состоялась церемония спуска на воду двух патрульных кораблей OPV класса «Акхисар» (Akhisar), предназначенных для ВМС Турции. Представляется, что экспортируемые в интересах Нигерии надводные корабли стали логичным продолжением указанного проекта, поэтому их вооружение будет аналогичным своим турецким аналогам. Так, проект патрульного корабля типа Akhisar разработан на основе турецкого корвета MILGEM (типа Ada), отличаясь главным образом упрощенным составом вооружения и радиоэлектронного оборудования. Вооружение патрульного корабля должно включать 76-мм универсальную артиллерийскую установку Leonardo Super Rapid (или ее турецкую копию), две дистанционно управляемые малокалиберные артиллерийские установки производства Aselsan, а также вертолет класса Sikorsky S-70 (T-70) с постоянным базированием в ангаре, также предусмотрено базирование беспилотных летательных аппаратов. Возможно размещение нескольких контейнеров со специальной целевой нагрузкой. Имеются три быстро спускаемые моторные лодки, в том числе одна со слипа в кормовой части корабля. Энергетическая установка патрульного корабля чисто дизельная двухвальная, автономность составит 21 сутки.
Центр управления располагается непосредственно за ходовым мостиком и отделен от него сдвижной перегородкой , что позволяет при необходимости офицерам командного звена визуально наблюдать за обстановкой. Кроме того, офицеры центра управления будут принимать решение о применении вооружения корабля, состоящего из автоматического орудия калибра 76 мм и двух спаренных пушек калибра 20 мм, размещенных по бортам в районе авиационного ангара.
Новые турецкие патрульные корабли оснащены инфракрасной системой обнаружения и сопровождения разработки турецкой компании Aselsan, системой радиоэлектронной борьбы турецкого производства. На кораблях установлена система противоторпедной защиты национального производства. Помимо Aselsan, системы собственной разработки для фрегатов изготовила турецкая компания Havelsan. Около 80 субподрядчиков поставили для кораблей более 150 систем различного назначения. Около двух третей субподрядчиков являются турецкими компаниями. В частности, национальные компании поставили вооружение и электрические системы, дизель-генераторы, интегрированные системы управления, системы защиты от радиационной, химической, биологической защиты.
Представляется, что постановка новых надводных кораблей турецкого производства на вооружение ВМС Нигерии является частью многолетней программы по модернизации данного компонента Вооруженных сил (ВС). Важнейшим фактором, ослабляющим оборону Нигерии, представляется протяженное морское побережье, поэтому прикрытие всей протяженности морских границ от нетрадиционных угроз безопасности (контрабандистов и пиратов) не представляется возможным. Другими словами, существующие ВМС Нигерии не в состоянии держать оборону по всему периметру морских границ, для чего и потребуются патрульные корабли прибрежной зоны.
Таким образом, высшее политическое и военное руководство Турции продолжает уделять пристальное внимание развитию надводного флота национальных ВМС, в части касающейся постановки на вооружение флота патрульных кораблей. В последние годы отмечается активизация военно-технического сотрудничества Анкары и Абуджи по различным направлениям.
Представляется, что текущие мероприятия по обновлению корабельного состава в ВМС двух стран направлены на всемерное увеличение боевых возможностей в ближней морской зоне. Учитывая складывающуюся обстановку, особый приоритет в ближайшее время обоими странами будет отдан наращиванию своей морской мощи. Такой подход обуславливает не только самостоятельное производство кораблей, но и их совместную разработку и совместное производство отдельных агрегатов и оборудования.
[i] https://prnigeria.com/2021/11/03/nigeria-navy-turkish-warship/
[ii] https://www.navalnews.com/naval-news/2024/04/dearsan-launches-second-and-final-opv-for-the-nigerian-navy/
[iii] https://www.dearsan.com/en/news/the-ceremonial-keel-laying-of-he-opv-76-offshore-patrol-vessels-has-been-completed-at-dearsan-shipyard
[iv] https://www.dearsan.com/tr/urunlerimiz/askeri-gemiler/acik-deniz-karakol-botu
[v] https://tdh.gov.tm/tk/post/28314/dowlet-bastutanymyz-yurdumyzyn-yaragly-guyclerinin-taze-binalarynyn-acylys-dabaralaryna-gatnasdy