В конце минувшей недели состоялись очередные открытые слушания специального следственного комитета Бундестага по Афганистану. Данная парламентская структура была создана в июле 2022 г. с целью изучения обстоятельств завершения немецкого присутствия в указанной стране и занимается оценкой событий во временном интервале 29 февраля 2020 г. – 30 сентября 2021 г., то есть от подписания США Дохийского соглашения с движением «Талибан» (запрещено в РФ) до прекращения мандата миссии Бундесвера. В качестве свидетелей на последнем заседании выступили генерал-лейтенант Бундесвера в отставке, на момент рассматриваемых событий занимавший пост командующего оперативным командованием Вооруженных сил ФРГ Э.Пфеффер, а также генерал-лейтенант, руководитель отдела стратегии и операций Министерства обороны Б.Шютт.
Первый опрошенный начал выступление с описания разработки плана эвакуации из Афганистана, сообщив, что этот процесс стартовал сразу после 29 февраля 2020 г. Дополнительно свидетель подчеркнул ряд существенных отличий афганского опыта от аналогичных миссий. Среди них Э.Пфеффером был назван, во-первых, тот факт, что планирование велось «очень быстро». Во-вторых, несмотря на оперативную подготовку сценария ухода из Афганистана, дата завершения миссии в течение продолжительного периода оставалась неопределенной.
По словам Э.Пфеффера, первый план эвакуации был рассчитан на шесть месяцев, затем сокращен до четырех месяцев, а последняя версия была ориентирована на стратегию полного прекращения присутствия в течение двух месяцев при заблаговременном уменьшении количества вооружений и техники без ущерба безопасности остающихся в стране военных. Резкая корректировка сроков и начало практической реализации стратегии произошли лишь по итогам заседания кризисного штаба по Афганистану в Берлине 13 августа 2021 г., а уже 15 августа талибы взяли под контроль Кабул.
В-третьих, как сообщил первый свидетель, при разработке сценария ухода из Афганистана была поставлена задача учесть «соображения возможных последующих миссий». Это, судя по всему, является намеком на намерение Берлина сохранить отдельные компоненты работы в стране после вывода военных, о чем упоминали свидетели на предшествующем заседании, посвященном деятельности Немецкого общества международного сотрудничества.
Б.Шютт в своем выступлении перед комитетом остановился на факторах, способствовавших падению афганского правительства и захвату власти талибами. На его взгляд, ключевую роль сыграло соглашение в Дохе, которое привело к снижению численности американского контингента в стране, а также «воздействовало на моральный дух афганских сил». При этом второй свидетель акцентировал внимание на том, что «возможности влияния Германии или НАТО на решения США о выводе войск на тот момент были ограничены». Таким образом, Б.Шютт попытался снять ответственность с ФРГ за общий исход ее военного присутствия в Афганистане, однако, признал неудачу деятельности по подготовке местных сил безопасности, планы построения которых, «не соответствовали реальности».
Второй опрошенный также обратился к одной из наиболее острых тем – эвакуации афганского персонала, сотрудничавшего с Бундесвером. Давая характеристику работы Министерства обороны по данному направлению, Б.Шютт выделил усилия тогдашнего главы ведомства А.Крамп-Карренбауэр, которая, как было сказано на заседании, выступала за вывоз местных сотрудников чартерными рейсами, а также лоббировала упрощение процедуры их приема в ФРГ. Также второй свидетель указал, что, согласно плану министра обороны, предполагалось, что эвакуация афганского персонала должна занять 4 дня и быть организована прежде прекращения мандата немецкой миссии. Для упрощения процедуры предполагалось на этот срок разместить афганских сотрудников в немецком лагере, однако, сам контингент Бундесвера в Афганистане, судя из показаний Б.Шютта, уведомил об отсутствии возможностей ни для приема подобного количества людей, ни для обеспечения их безопасной посадки в самолеты.
В целом помимо уже традиционного перекладывания ответственности между ведомствами и констатации решающей роли США при определении исхода присутствия Бундесвера в Афганистане, последнее по времени заседание позволяет заметить все более очевидную концентрацию на обсуждении узких вопросов, таких как причины провала с эвакуацией местных сил. Более широкие направления, ранее обозначенные целями парламентских расследований, среди которых извлечение выводов для планирования дальнейших зарубежных миссий или реформирование порядка принятия решений относительно иностранного присутствия Бундесвера, как минимум на открытых слушаниях, ушли на второй план. Еще более ярко указанная тенденция проявилась на состоявшихся в апреле-мае текущего года встречах парламентской комиссии «Уроки Афганистана для будущего сетевого взаимодействия Германии», где основной акцент довольно неожиданно сместился на Украину, а единственным аспектом, который следовало бы заимствовать из афганского опыта, оказалось упомянуто повышение межведомственной координации.
Подобная ситуация может быть воспринята как свидетельство намерения властных кругов ФРГ по итогам парламентского расследования, касающегося миссии Бундесвера в Афганистане, ограничиться минимальным перечнем собственных ошибок Германии и виновных в среде тогдашнего состава правительства и военного командования. Обусловливается такого рода стремление, в свою очередь, совокупностью различных внутри- и внешнеполитических факторов, где в перечне последних обстановка в Сахеле. Там Берлин, судя по всему, рассчитывает применить созданный для Афганистана сценарий сохранения присутствия по линии программ сотрудничества в целях развития после ухода военной миссии, чему публичное внимание к негативным последствиям аналогичной попытки на афганском треке рискует помешать.