Индия и Иран подписали десятилетний контракт на эксплуатацию терминала «Шахид Бехешти» в порту Чабахар

13 мая 2024 года Индия и Иран подписали десятилетний контракт на эксплуатацию терминала «Шахид Бехешти» в стратегически важном порту Чабахар в Иране. Чабахар — глубоководный порт в иранской провинции Систан-Белуджистан и ближайший к Индии иранский порт, расположенный в открытом море, обеспечивающий легкий и безопасный доступ для крупных грузовых судов. Расположенный на берегу Оманского залива и первоначально предложенный для строительства Нью-Дели в 2003 году, он послужит важнейшими воротами для индийских товаров в Афганистан, не имеющего выхода к морю, а также Центральную Азию. Расположенный как центр транзитной торговли между Индией, Ираном и Афганистаном, порт предлагает альтернативный маршрут традиционному Шелковому пути через Китай. Благодаря своему стратегическому расположению недалеко от Ормузского пролива и Индийского океана, порт обеспечивает выгодный доступ для различных регионов, таких как Западная Азия, Индийский океан и Африка. Порт также является частью предлагаемого Международного транспортного коридора Север-Юг (INSTC), мультимодального транспортного проекта, инициированного Россией, Индией и Ираном, который должен соединить Индийский океан и Персидский залив с Каспийским морем через Иран и далее в Северную Европу через Санкт-Петербург в России. В этом качестве он предоставляет стратегическую альтернативу, которая может обойти китайский и пакистанский порт Гвадар. Это сократит транзитное время и значительно снизит транспортные расходы. Это также повысит роль Индии в цепочке поставок и обеспечит альтернативную точку входа для гуманитарной помощи. Ввод в эксплуатацию этой транзитной линии значительно укрепит энергетическую безопасность Индии, предоставляя множество вариантов торговых маршрутов. Выгоды получит не только Индия, но и все другие страны, приверженные свободной торговле и стратегическим условиям.

India Ports Global Limited (IPGL), агентство по реализации проекта, инвестирует около 120 млн долларов США в оснащение и эксплуатацию порта в течение срока действия контракта. Индия также предложила кредитное окно в рупиях, эквивалентное 250 млн долларов США для взаимно определенных проектов по улучшению инфраструктуры, связанной с портом. В Нью-Делийской декларации, подписанной в 2003 году тогдашним президентом Ирана Мохаммадом Хатами и тогдашним премьер-министром Индии Аталом Бихари Ваджпаи, признавалось, что растущее стратегическое сближение стран должно подкрепляться прочными экономическими отношениями. Для Индии Чабахар имел огромное стратегическое и экономическое значение, поскольку через него открывался путь в Афганистан, сухопутный доступ к которому был заблокирован враждебным Пакистаном. Но проект, однако, не смог добиться значительного прогресса, поскольку Индия начала устанавливать тесные связи с администрацией президента США Джорджа Буша), которая утверждала, что Иран, наряду с Северной Кореей и Ираком, участвовал а антиамериканских проектах. США препятствовали развитию каких-либо стратегических отношений между Ираном и Индией. В то время как Индия смогла в этих условиях  построить дорогу протяженностью 218 км от Деларама на западе Афганистана до Заранджа на ирано-иракской границе для сообщения с Чабахаром, но развитие самого порта по-прежнему находилось в тупике. В апреле 2015 года премьер-министр Индии Нарендра Моди и президент Афганистана Ашраф Гани попытались тесно сотрудничать, чтобы воплотить проект порта в реальность и развивать его как жизнеспособные ворота в Афганистан и Центральную Азию. Было решено, что дополнительные маршруты к уже существующим придадут серьезный импульс усилиям по экономическому восстановлению Афганистана. Хотя после визита Моди в Иран в 2016 году работа продвигалась быстрыми темпами, проект снова столкнулся с препятствиями, поскольку администрация президента США Дональда Трампа заняла жесткую позицию в отношении Ирана. Тем не менее, благодаря умелым дипломатическим переговорам Индии удалось добиться от Вашингтона отказа от санкций в отношении этого проекта, сославшись на его стратегическую важность для доступа к Афганистану. Индийским доводам также помог тот факт,  что китайское правительство активно продвигало инициативу «Один пояс, один путь», а это настораживало Вашингтон.

После этого дипломатического прорыва Индия установила портовые краны и другие портовые перегрузочные сооружения для ввода порта Чабахар в эксплуатацию. С декабря 2018 года IPGL обработала более 90 000 20-футовых единиц контейнерных перевозок и более 8,4 млн метрических тонн навалочных и генеральных грузов. Пока этого далеко недостаточно для того, чтобы говорить о коммерческой конкуренции этого порта с международными аналогами.

Чтобы лучше реализовать его коммерческий и стратегический потенциал, развитие порта должно быть интегрировано с более масштабным проектом по подключению INSTC. INSTC предусматривает перемещение товаров из Мумбаи в Бандар-Аббас в Иране морским путем; из Бандар-Аббаса в Бандар-э-Энзели, иранский порт на Каспии, автомобильным транспортом; из Бандар-э-Энзели в Астрахань, каспийский порт в России, морским транспортом через Каспийское море; и далее в другие части России и Европы по железной дороге. Пока этого нет. Индийские эксперты также указывают на то, что  завершение проекта сопряжено с собственными проблемами, связанными с негативными настроениями США и нестабильной ситуацией, сложившейся в Афганистане. Тем не менее, Индия проявила замечательную ловкость в получении отказа от санкций со стороны  США, позволяющего подписать 10-летний контракт, и есть надежда, что такая дипломатия обеспечит его успешное завершение.

55.71MB | MySQL:116 | 0,618sec