О вероятности проведения досрочных выборов
Неожиданность победы Народно-республиканской партии (CHP) на муниципальных выборах 2024 г. интерпретируется в обществе как проявление вотума недоверия правительству Реджепа Таййипа Эрдогана. Поэтому после такого итога народного волеизъявления напрашивается идея о проведении досрочных выборов. Но мы убеждены, что этот сценарий является нереальным и попыткой выдать желаемое за действительное. В ближайшие два года мы точно не ожидаем досрочных выборов, если не начнется влияние «черных лебедей» – неожиданно сформированных событий, которые окажут высокую степень влияния на стратегию правящей партии.
Для начала необходимо сказать об отношении Партии справедливости и развития (AKP) к досрочным выборам как к феномену. Она довольно часто к нему прибегает. Удивительно то, что после парламентских выборов 2002 г. только в 2011 г. и в 7 июня 2015 г. они состоялись в назначенный законом срок. Все остальные выборы проводились ранее срока истечения полномочий депутатов и президента (речь идет о прямых выборах главы государства). За исключением досрочных выборов 1 ноября 2015 г. все электоральные процедуры инициировались правящей партией. Только тогда ее решение зависело от воли других партий. Тогда оно было связано с отсутствием парламентского большинства у AKP и с нежеланием формировать правительственную коалицию с оппозицией. Во всех остальных случаях Партия справедливости и развития принимала волевое решение о переносе даты выборов, а они носили тактический характер. В 2007 г. досрочные выборы были назначены из-за бойкота Народно-республиканской партией избрания на пост президента кандидата Партии справедливости и развития Абдуллы Гюля. В 2018 г. досрочные выборы были проведены из-за желания коалиции Эрдогана и Бахчели побыстрее обеспечить вступление в силу конституционных поправок, принятых по итогам референдума 2017 г. Досрочные выборы были проведены и в 2023 г., хотя по закону полномочия депутатов заканчивались в июне 2023 г. Однако для третьего участия Эрдогана на президентских выборах требовалось проведение досрочных выборов. Такой незначительный сдвиг был связан с тем, что правительство пыталось стабилизировать экономическую ситуацию и снизить влияние кризиса на сценарий предвыборной кампании. Также красноречивым фактором является то, что в 2011 г. впервые за 34 года не проводились досрочные выборы. Иными словами, досрочные выборы свойственны турецкой избирательной системе.
Поэтому существует большая вероятность проведения досрочных выборов. Однако нужно подчеркнуть один важный факт: в условиях сохранения парламентского большинства у Эрдогана досрочные выборы будут проводиться только тогда, когда этого захочет Эрдоган и когда ему это будет выгодно. Поэтому не стоит удивляться, что эта тема только отдаленно обсуждается и не является основой повестки. У Эрдогана есть статистические шансы на победу, и он все еще настроен на борьбу. Поэтому досрочные выборы точно не состоятся с той мотивацией, что их лишь бы надо провести. Если существующие условия не изменятся (в первую очередь, мы имеем в виду фактор сохранения поддержки правительству со стороны председателя Партии националистического движения (MHP) Девлета Бахчели), то досрочные выборы точно не состоятся до того момента, пока партия не достигнет оптимальной формы. В этом смысле в нашем понимании есть резон ожидать таких шагов как реформа избирательной системы, которая усилит позиции крупных партий и приблизит дату выборов. Однако, учитывая сложность реализации этого плана, при сохранении существующих условий маловероятно, что выборы пройдут в 2024-2026 гг.
Примечательно, что сейчас и партии, и общественность не делают особого акцента на необходимости досрочных выборов. В публичном поле такое мнение непопулярно, и нет игрока, который был защищал бы этот тезис. Даже председатель Народно-республиканской партии Озгюр Озель заявлял, что досрочные выборы нужно проводить только в том случае, если этого захочет народ и то, что их положение в парламенте не позволяет кемалистам обеспечить реализацию этого сценария.[i] Эта фраза может показаться странной, так как их проведение при первом взгляде выгодно именно им. Но на такое мнение влияет как усталость от выборов, так и политическая неопределенность, в рамках которой нет однозначного фаворита предвыборной гонки. Поэтому эти слова Озеля выражают политическую атмосферу, сложившуюся после мартовских выборов.
Подытоживая статью, мы отмечаем, что по нашему мнению маловероятно проведение досрочных выборов раньше 2027 г., если сложившаяся ситуация кардинально не изменится. На данный момент, отсутствуют обстоятельства, которые указали бы на вероятность реализации этого плана именно сейчас. Партии, скорее, выбрали выжидательную позицию и планируют подготовиться к выборам, которые почти на 100% снова будут нарекать историческими и самым важными событиями.
[i] https://ankahaber.net/haber/detay/chp_genel_baskani_ozgur_ozel_milletimiz_isterse_bir_erken_secim_olur_182096