Израиль-США: две победы Б.Нетаньяху

Последний визит израильского премьер-министра Б.Нетаньяху в Вашингтон и итоги его переговоров с президентом США Б.Обамой некоторые обозреватели охарактеризовали как «начало нового этапа взаимоотношений между двумя странами». Имеется в виду, прежде всего, конечно возвращение уровня этих отношений к привычному порядку вещей, то есть стратегическому партнерству. При этом, судя по реакции официальных лиц Израиля, такие результаты были восприняты с заметным чувством облегчения. Министр обороны Э.Барак охарактеризовал их как «замечательные». Он добавил, что «успех от визита премьер-министра отражают глубину отношений между нашими странами, между администрацией Б.Обамы и нами».

Но эмоции в сторону, попробуем разобраться, что так воодушевило израильтян, чем объясняется их оптимизм. Естественно, что долгое противостояние с Вашингтоном «вымотало» израильскую верхушку. Было предельно сложно выстраивать какую-либо продуманную политику во «враждебном арабско-мусульманском окружении» и при этом еще и пикироваться с американцами. Отсюда, мягко говоря, нервозность и непродуманность предпринимаемых действий, начиная от стратегии и заканчивая тактикой, что в результате нанесло очень весомый ущерб внешнеполитической репутации Израиля. Этот ущерб был виден и ощущался невооруженным глазом, начиная от потери крупного турецкого рынка экспорта вооружений до открытой конфронтации «по вопросам мирного урегулирования» с США. Последнее самым негативным образом отразилось и на взаимоотношениях со значительной частью американской еврейской общины. Необходимо было корректировать курс. И Б.Нетаньяху его скорректировал, причем надо заметить, с максимальным для такой непростой ситуации КПД. Констатируем, что итоги визита израильского премьера в США можно смело оценить как его значительный дипломатический успех, может быть единственный за все время руководства страной.

Но обо всем по порядку. Израиль по итогам договоренностей с Вашингтоне согласился на проведение прямых переговоров с Палестинской национальной администрацией в отношении вопросов ближневосточного урегулирования и даже пошел на мораторий строительства новых поселений на Западном берегу р.Иордан (ЗБРИ) и в Иерусалиме до сентября с.г. Нетаньяху категорично заявил, что Израиль готов обсуждать весь комплекс проблем, в том числе демаркацию будущих границ и образование независимого палестинского государства. Звучит все это действительно «по-прорывному», но никакого практического смысла для достижения действительно ощутимого результата в себе не содержит. Действительно, если Израиль реально хочет какого-либо прогресса на этом направлении, то нынешнее израильское правительство должно полностью пересмотреть всю свою идеологию. Ту самую идеологию, которая в общем-то позволяет ему оставаться у власти. Для того чтобы понять реальность желания израильского правительства что-либо делать на пути достижения компромисса с палестинцами (и считай со всем мусульманским миром) не надо быть большим аналитиком. Необходимо просто ответить себе на два простых вопроса: готов ли Б.Нетаньяху повторить действия А.Шарона по эвакуации поселенцев из сектора Газа и ЗБРИ или нет? Готов ли Израиль признать границы 1967 года или нет? Ответ в обоих случаях отрицательный. Это означает, что никакого прогресса на прямых переговорах ожидать не приходится в принципе, и вся эта риторика — лишь игра слов. Это кстати прекрасно понимает и руководитель ПНА М.Аббас, который отказался от прямых переговоров с израильтянами, пока не будет наложен полный мораторий на строительство поселений. Этого никогда при нынешнем израильском руководстве не будет, ибо поселенческая деятельность — эти те самые голоса избирателей, которые дают власть.

Таким образом, Нетаньяху отделался в Вашингтоне «малой кровью», озвучив ровно то, что от него хотел Б.Обама. Последнего тоже можно понять: его внешнеполитическая активность не дает резонансных результатов, никак не удается перейти от эпохальных речей к практическим делам, а скоро ноябрьские выборы в сенат. Встреча с израильским премьером и ее итоги — это прекрасная возможность напомнить о себе как о внешнеполитическом стратеге с большой буквы. Плюс на него давит американское еврейское лобби, которое сильно обеспокоилось ухудшением двухсторонних отношений. От него на предстоящих выборах много чего зависит. Например, на последних выборах в той же Флориде 48% голосов, которые были подданы за Б.Обаму, пришлось на долю именно еврейских избирателей. Это давление обоюдно, оно происходит и на израильскую верхушку. Формально выходит, что США «смогло перебороть» Израиль и сломать его фронду. Но это формально, реально все обстоит также, как и было. И это несомненный успех дипломатии израильского премьера-министра.

Но ближневосточный трек — это малая часть того, чего удалось добиться Нетаньяху. Самой главной темой обсуждения был вопрос об израильском ядерном арсенале. Озабоченность Израиля в отношении этой темы многократно возросла после египетской инициативы о проведении осенью с.г. в Вене региональной конференции по нераспространению ядерного оружия на Ближнем Востоке. Инициатива эта полностью укладывается во внешнеполитическую стратегию США, и в этой связи Израиль был серьезно обеспокоен возможными итогами этого саммита. Что особенно было тревожно, так это возможная негативная реакция Белого Дома по этому вопросу. Но и здесь Израиль проявил гибкость. Взамен на фактически «голые обещания» по вопросам ближневосточного урегулирования израильтяне получили от американцев гарантии неприкосновенности своего ядерного арсенала. Б.Обама послал по итогам своих переговоров с Б.Нетатаньяху ясный сигнал миру от том, что «израильский ядерный арсенал является уникальной системой безопасности, исходя из особенностей нашей истории и особенностей этого региона». Таким образом, американцы и израильтяне фактически подтвердили существующий уже около сорока лет подход («не спрашивай, не отвечай») к теме израильского ядерного оружия. Важность этого момента для Израиля трудно переоценить, что собственно и продемонстрировал заместитель израильского премьера Д.Меридор, курирующий ядерные вопросы. Он заявил, что «заявление американского президента без сомнения является специальным и знаменательным. Это является предельно важным и для нас, и для региона в целом». Вспомним и оценки визита министра обороны Э.Барака. Если перевести это на менее официальный язык, то американцы дали израильтянам понять, что они не будут стимулировать тему израильского ядерного досье на предстоящей конференции. Это, пожалуй, вторая и основная победа Б.Нетаньяху. Она знаменует собой подтверждение стратегического характера израильско-американского партнерства и «хоронит» все вопросы, связанные с выстраиванием более «прозрачных» отношений США с исламским миром. То есть по существу дезавуирует то направление политики Белого Дома, которая стартовала после знаменитой каирской речи президента Б.Обамы.

Единственное сомнение во всем этом вызывает простота согласия американцев на такой шаг. Они не простачки, и конечно египетская инициатива была не случайной. Белый Дом изящно «подвесил» израильтян и фактически вынудил их пойти на компромисс. Если это так, то одними «голыми декларациями» отделаться Б.Нетаньяху не удастся. Недаром ведь и начало прямых переговоров с палестинцами, и ядерный саммит в Вене синхронизированы по времени.

52.24MB | MySQL:103 | 0,560sec