Ситуация в Тунисе: июнь 2010 г.

Внешняя политика

В июне тунисская делегация посетила Каир, где успешно провела встречи с руководством АРЕ. В конце месяца в Тунис прибыл министр иностранных дел Мальты Тонио Борг, а чуть позже – премьер-министр Ливана Саад Харири. Все переговоры шли результативно. Кроме того, тунисский представитель был назначен генеральным директором Международного бюро труда при МОТ. А в рейтинге самых миролюбивых стран мира, который был опубликован в июне в Лондоне и Нью-Йорке, Тунис занял 37-ое место, что было расценено как позитивный эффект политического и социально-экономического курса страны.

В первых числах месяца тунисская делегация прибыла в Каир для участия в 14-ой сессии Высшей совместной тунисско-египетской комиссии. Ее работой руководили тунисский и египетский премьер-министры Мухаммед Ганнуши и Ахмед Назыф. За несколько дней до открытия сессии глава тунисского внешнеполитического ведомства Камель Морджан воспользовался случаем, чтобы встретиться со своим египетским коллегой Ахмедом Абуль Гейтом и обсудить с ним состояние тунисско-египетских отношений, а также положение на Ближнем Востоке.

7 июня в ходе переговоров тунисской и египетской делегации была поставлена задача довести товарооборот между двумя странами до 600 млн долл. в год. Кроме традиционных отраслей сотрудничества, таких как сельское хозяйство, здравоохранение, легкая промышленность и сфера услуг, в числе перспективных были названы высокотехнологичное производство медикаментов, информационные технологии и возобновляемые источники энергии. Была достигнута договоренность ввести единую систему сертификации товаров и налогообложения.

По итогам визита тунисской делегации в Египет между сторонами был подписан ряд соглашений. Среди них договор сотрудничества между Египетским исследовательским центром в области строительства и Тунисским центром испытания строительных технологий, меморандум взаимопонимания между Египетским комитетом возобновляемых источников энергии и Национальным тунисским комитетом сохранения энергии, между Египетским институтом онкологии и Тунисским институтом онкологии им. Салаха Азейза, Египетским исследовательским институтом здоровья им. Г.А.Насера и Тунисским национальным центром трансплантации костного мозга. Правительства двух стран утвердили план сотрудничества на 2010 – 2011 гг.

Касаясь ближневосточной проблематики, Ахмед Назыф отметил, что «нельзя сохранять спокойствие, видя непримиримость Израиля, препятствующего любым попыткам палестинского народа законно построить свое независимое государство». Положение в Палестине и итоги тунисско-египетских переговоров были также в центре внимания беседы Хосни Мубарака и Мухаммеда Ганнуши, которого египетский президент принял 9 июня.

Тунис оказался на 37-м месте в списке самых миролюбивых государств мира. Такие данные были опубликованы в июне в рейтинге Global Peace Index, который включал в этом году 149 стран. Иными словами, по мнению составителей рейтинга, Тунис — самая спокойная страна Северной Африки. Основным критерием при составлении индекса являлся уровень «отсутствия насилия» притом, что учитывалось как насилие внутри страны, так и внешняя агрессия. По сравнению с результатами прошлого года Тунис поднялся на семь позиций, уступив в списке арабских стран лишь Катару (15-ое место) и Оману (23-е место). На первом месте рейтинга — Новая Зеландия. За ней следуют Исландия и Япония.

Тунис продолжит способствовать защите интеллектуальной собственности. Такое заявление сделал глава тунисского МИД К. Морджан 8 июня на встрече с прибывшим в североафриканскую страну генеральным директором Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) Фрэнсисом Гарри. Тунис является членом Парижской конвенции по защите промышленной собственности и Бернской конвенции о защите произведений литературы и искусства (авторские права). По итогам встречи с главой ВОИС тунисская сторона подписала соглашение, согласно которому в Тунисе при содействии ВОИС будет создан центр поддержки инноваций и передачи технологий, а также государственная академия подготовки специалистов в области интеллектуальной собственности. Видимо, это станет еще одним шагом на пути к сближению с Евросоюзом и его правовыми стандартами.

8 июня генеральным директором Международного бюро труда при МОТ (Женева) на 2010-2011 гг. был избран тунисец – Абдельвахеб Джемаль. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний Организации (например, Генеральный доклад Комитета экспертов по применению стандартов, доклады Административного Совета и его комитетов и т.д.). Бюро также осуществляет руководство программами технического сотрудничества, которые обеспечивают нормотворческую деятельность МОТ. С 1919г г. у МОТ было 79 генеральных директоров. Тунис рассматривает назначение своего представителя на этот пост признанием успешности социально-экономической политики страны.

23 июня мальтийский министр иностранных дел Тонио Борг на заседании совместной тунисско-мальтийской комиссии в Тунисе подчеркнул, что Тунис и Мальта «больше, чем хорошие соседи. Мы партнеры, готовые наладить крепкие и богатые взаимосвязи в экономике, социальной сфере, туризме, культуре». Он добавил, что Мальта всячески поддерживает инициативу Туниса получить более высокий статус при Европейском союзе, а также будет способствовать развитию двусторонних отношений с Тунисом в рамках группы стран диалога «5+5». Стороны подписали несколько двусторонних соглашений, в том числе в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства. Высокопоставленные чиновники двух стран регулярно обмениваются визитами. Президент Туниса З.А. Бен Али посещал Мальту в июне 2005 г., на следующий год президент Мальты Эдвард Фенек Адами нанес ответный визит.

Исключительно результативными обещали быть переговоры премьер-министра Ливана Саада Харири с президентом З.А.Бен Али и премьером М.Ганнуши. Накануне двухдневного визита ливанского гостя (25 июня) в Тунис пресса анонсировала, что Ливан намерен заключить с Тунисом 13 соглашений и меморандум о взаимопонимании в области высшего образования, туризма, здравоохранения и воздушно сообщения. Это был первый визит Харири в страны Магриба с момента формирования нового ливанского правительства в ноябре 2009 г. Однако на пресс-конференции по окончании переговоров акцент сместился в сторону политической проблематики.

Харири осудил Израиль за отказ вести конструктивные переговоры и благодарил Тунис за поддержку палестинского народа. Он добавил, что у Ливана с Тунисом в целом единая точка зрения на мировую политику. Вместе с тем, по сведениям прессы, Харири намерен финансировать проекты в Северной Африке и начнет с Туниса. В числе таких проектов – создание большого туристического комплекса в провинции Махдия (северо-восточное побережье Туниса). Вероятно, ливанский премьер решил диверсифицировать свои инвестиционные активы, которые семейство Харири традиционно вкладывала в проекты в странах Персидского залива, но не хочет придавать этот факт огласке.

26 июня министр иностранных дел Туниса К. Морджан прибыл в Мадрид, где встретился со своим испанским коллегой Мигелем Анхелем Моратиносом. Испания выразила Тунису поддержку в его усилиях ради повышения статуса в ЕС. Министры обсудили международную повестку дня, взаимодействие в рамках диалога «5+5» и Средиземноморского союза. Визит королевской четы Испании в Тунис и проведение тунисско-испанского саммита (который был намечен на 2010 г.) было решено перенести на начало 2011 г.

Внутренняя политика

В июне партии оппозиции Туниса объявили о создании блока, который будет называться «блок гражданства и равенства». В новое политическое объединение вольются движение «ат-Тадждид», Тунисская демократическая партия труда (бывшая Коммунистическая партия тунисских рабочих), Движение за реформы и развитие, Форум за демократию, труд и свободу, а также беспартийные активисты.

«Наша цель – избавить страну от «глубокого политического застоя», — так определили свою цель лидеры партий, вошедших в блок. Официальные власти пожурили оппозиционеров за обвинения в «застое», но в целом позитивно отреагировали на создание блока, заметив, что «теперь оппозиция перестанет быть разрозненной и начнет развиваться».

Как видно, из списка партий, составивших блок, лишь движение «ат-Тадждид» представлено в парламенте. Да и то, на последних муниципальных выборах (май 2010 г.) движение от выдвижения своих кандидатов воздержалось. Форум за демократию, труд и свободу на выборах 2009 г. получил отказ в регистрации своего выдвиженца в президенты, а парламентскую политическую гонку эта партия бойкотировала. Остальные составляющие блок группы не являются действующими легально. В то же время, обозреватели указывают, что в блок не вошла Демократическая прогрессивная партия, одна из самых сильных партий легальной оппозиции. Таким образом, о преодолении разобщенности в рядах «несогласных» говорить пока рано.

Чувствительным для партий оппозиции остается вопрос политического ислама и определения «самоидентичности». Известно, что «Движение 18 октября», созданное в 2005 г. на базе Демократической прогрессивной партии (ДПП), приютило у себя в том числе исламистов. Теперь это движение, кажется, все позабыли, но тогда оно было призвано впитать все без исключения политические оппозиционные силы. Это и стало камнем преткновения для его последующей деятельности. Исламизм как идеология совершенно неприемлем, например, для Тунисской демократической партии труда, марксистской по духу, и Форума за демократию, труд и свободу, социал-демократического в своей основе. Опасаются сотрудничества с радикалами и другие партии. Между тем, по неофициальным данным, исламисты имеют в Тунисе довольно широкую поддержку, хотя и не представляют из себя какой-либо единой мощной силы. Сможет ли новый союз оппозиционных сил стать после нескольких неудачных попыток оппозиционеров объединиться «исключением», большой вопрос.

Странно и то, что блок возник не до, а после того, как прошли президентско-парламентские выборы. Появись он на полгода раньше, власти, возможно, забеспокоились бы. Но до следующих выборов 2014 г. еще достаточно времени — многое может измениться.

15 июня тунисский парламент принял дополнение к ст. 61 А Уголовного кодекса, предусматривающее наказание за «прямые или косвенные действия, вредящие экономическим интересам страны за рубежом». Теперь, как пояснил министр юстиции и прав человека Туниса Лазхар Бууни, преступлением будет являться, например, «подстрекательство к невыдаче Тунису кредитов», а также «призывы к бойкотированию туризма и попытки помешать стране получить особый статус партнера ЕС». Ранее, согласно ст. 61, наказание полагалось за «нарушение национальной безопасности военным или дипломатическим путем».

В официальной прессе эту поправку преподносили как «устранение дырки в правовой системе». Для сравнения приводили французский уголовный кодекс, где в ст. 410-411 говорится о промышленном шпионаже, или ссылались на похожую по содержанию ст. 266 швейцарского уголовного кодекса. Однако тунисская оппозиция, а вместе с ней и правозащитная организация «Международная амнистия» запротестовали, что «промышленный шпионаж» и то, о чем говорится в тунисском Уголовном кодексе, две большие разницы. А реальной целью нового законопроекта объявили очередную попытку властей посягнуть на свободу слова.

«Закон неясно трактует понятие «экономические интересы страны», — писала 18 июня газета «аль-Маукыф» (печатный орган Демократической прогрессивной партии). Так любой критике экономического курса властей можно приписать «вред экономическим интересам». И почему «за рубежом»? – продолжало вопрошать издание. Не будет ли мнение тунисского экономиста о различных экономических подходах в докладе к конференции какого-либо зарубежного института моментально считаться подобным «вредом»?

Новая поправка в тунисский уголовный кодекс действительно поставила оппозиционеров в щекотливое положение. К тому же, как бы ни прикрывались тунисские правоведы французским уголовным кодексом, речь там совсем не об «экономическом национальном интересе за рубежом». Интересно теперь, как новая норма закона покажет себя на практике. Тогда и станет ясно окончательно, чьи интересы она защищает. Если дело в промышленном шпионаже – это одно. А если это, например, попытка скрыть реальное положение дел в экономике или политике страны — это совсем другое. К тому же, в тунисской прессе стремление Евросоюза принять Тунис в партнеры с особым «продвинутым» статусом явно преувеличено. На встрече тунисской делегации с представителями Евросоюза в мае 2010 г. в Брюсселе ни о какой конкретной дате присвоения «продвинутого статуса» речи не шло. Проблема с отсутствием политических свобод в Тунисе также не помешала Евросоюзу в марте 2010 г. выделить стране кредит на внушительную сумму 240 млн евро.

62.85MB | MySQL:102 | 0,655sec