Пакистан — Афганистан: провал торгового транзитного соглашения: что за этим стоит?

По сообщениям пакистанских СМИ Исламабад и Кабул не смогли добиться значимого прогресса в переговорах по «обновлению» Договора об Афганской Транзитной Торговле / Afghan Transit Trade /ATT в период проведения седьмого раунда переговоров в июле 2010.

Камнем преткновения в переговорах стал вопрос об «импорте афганских товаров через пограничный блокпост Вагах/ Wagah , а также по ряду вопросов, включая контрабанду.

Запрет коснулся такой широкой группы товаров, как продукты питания и строительные материалы, которые являются традиционными статьями торговли для обеих стран.На сегодняшний день Пакистан является крупнейшим торговым партнером Афганистана, взаимный товарооборот составляет около 1.5 млрд. долл. США, и в случае решения вопросов транзита он мог быть увеличен до 5 млрд долл. к 2015 году. Положения ряда статей Договора об Афганской Транзитной Торговле, подписанного еще в 1965 году, в настоящее время требуют по утверждению обеих сторон пересмотра в связи с изменившимися экономическими условиями, «ростом торговли и коммерции в этом регионе и необходимостью совершенствования инфраструктуры для осуществления транзитных перевозок». Но переговоры, проводимые на регулярной основе, не дают положительного результата. Планировалось, что еще к декабрю 2009 г. должно было быть подписано новое Афгано-пакистанское транзитное торговое соглашение/ APTTA.

Еще в период шестого раунда переговоров Совместной рабочей группы, прошедшего в Кабуле в 2009 г., Исламабад отказал в провозе индийских товаров в Афганистан через свою территорию. Многие аналитика видят в этом одну из причин «торможения подписания Договора».

 

Афганская сторона заявляет, что «намерена импортировать индийские товары , и что согласно АТТ разрешен импорт индийских товаров через таможенный пост Вагах». Пакистан оспаривает данное положение, утверждая, что все импортируемые товары должны идти через морские порты, проходить таможенную очистку и т.д. и только потому направляться в Афганистан.

Отстаивая свою позицию, Пакистан ссылается на Конвенцию о транзитной торговле внутриконтинентальных государств / UN Convention on Transit Trade of Land locked States (1966г.) а также Статью 5 Генерального соглашения по тарифам и торговле/ General Agreement on Tariffs and Trade и Статью 2 Конвенции об открытом море ООН/ UN Convention of High Seas, и заявляет о выполнении своих международных обязательств.

В частности, в Статье 2 Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных государств ООН, на которую ссылается Исламабад, говорится: Свобода транзита :

«1. В соответствии с положениями настоящей Конвенции транзитному движению и транспортным средствам обеспечивается свобода транзита. При условии соблюдения других положений настоящей Конвенции, меры, принимаемые Договаривающимися государствами для регулирования и осуществления перевозок через их территорию, будут способствовать транзитному движению по используемым маршрутам, взаимно приемлемым в отношении транзита для заинтересованных Договаривающихся государств. В соответствии с положениями настоящей Конвенции не проводится никакой дискриминации по признаку места происхождения, отправки, ввоза, вывоза или назначения товаров либо в связи с любыми обстоятельствами, относящимися к праву собственности на товары или к праву собственности на суда, средства наземного транспорта или иные используемые транспортные средства, месту регистрации или флагу указанных транспортных средств».

«2. Правила, регулирующие использование транспортных средств, проходящих через часть территории или всю территорию другого Договаривающегося государства, устанавливаются по взаимному соглашению между заинтересованными Договаривающимися государствами с учетом многосторонних международных конвенций, участниками которых они являются».

«3. Каждое Договаривающееся государство, в соответствии со своими законами, правилами и постановлениями, выдает разрешение на следование через свою территорию или доступ на такую территорию лицам, передвижение которых необходимо для транзитного движения».

«4. Договаривающиеся государства разрешают транзитное движение через свои территориальные воды в соответствии с принципами обычного международного права или подлежащими применению между-народными конвенциями, а также в соответствии со своими внутренними правилами». (DOCUMENT INFORMATION, FILE NAME : Ch_X_3, VOLUME: VOL-1, CHAPTER : Chapter X. International Trade and Development, TITLE : 3. Convention on Transit Trade of Land-locked States, New York, 8 July 1965).

В данном случае налицо неформальный подход Исламабада к транзиту импортных товаров, в частности, индийских. Но он опирается пункты 2,3 данной статьи и, таким образом, оправдывает свою позицию.

 

В качестве доказательств пакистанская сторона заявляет, что «вопрос транзита индийских грузов не может быть решен, так как афганская сторона контролирует контрабандный провоз грузов из Индии и Пакистана; отказ продиктован серьезными возражениями силовых структур, которые запрещают проезд индийских грузовиков по территории Пакистана между Вагахом и Пешаваром в случаях, даже если контейнеры запломбированы».

Действительно, вторым пунктом, который блокирует соглашение — взаимные обвинения обеих сторон в том, что каждая из них не принимает адекватные меры на границах по пресечению контрабанды.

Министр финансов Афганистана Омар Хазрат Захилвал неоднократно заявлял, что Пакистан отказывал в разрешении провоза индийских товаров по его территории в Афганистан. Кабул обвиняет Исламабад в «крупномасштабной контрабанде афганского мрамора, драгоценных и полудрагоценных камней из страны, а также древесины в Пакистан, что, в свою очередь, наносит значительный ущерб экономике страны». Согласно данным афганской стороны, Кабул «теряет около 1.5 млрд долл. в год в результате беспошлинного перемещения товаров через границу из Пакистана в Афганистан».

Представители Федеральной налоговой комиссии Афганистана подчеркнули необходимость введения определенных ограничений на импорт ряда товаров, таких как черный чай, автомобильные покрышки, некоторые химические вещества, сигареты и запчасти, которые затем контрабандой везут обратно в Пакистан.

Несмотря на негативный тон, стороны согласились, что ответственность за контрабанду товаров несут оба государства; и среди мер, которые необходимо предпринимать обеими сторонами по пресечению контрабанды, в частности, открытие аккредитивов местными торговцами на территории Афганистана для ввоза импортных товаров.

Многие аналитики и не ожидали иного результата одного из основных пунктов переговоров по АТТ, регулирующих транзит товаров, в частности, индийских. Пакистан крайне болезненно относится в целом к практике расширения афгано-индийского экономического сотрудничества, росту влияния Нью-Дели на Кабул; именно этим объясняется «правовая проволочка» и обращение к Конвенциям ООН, которые в 70-ые — 90-ые годы ХХ века даже не упоминались при осуществлении экспортно-импортных операций.

Что касается транзита пакистанских товаров через территорию Афганистана в Центральную Азию, то он осуществляется, и по утверждению афганской стороны без какого-либо специального соглашения.

В настоящее время Нью-Дели проводит масштабную реконструкцию и техническое перевооружение пограничного блок-поста Вагах-Аттари/Wagah — Attari с целью расширения проведения торговых операций и увеличению пропускной способности для граждан, пересекающих границу; строительство по плану должно завершиться к апрелю 2011 г. Данный проект осуществляется Индией в рамках Организации регионального сотрудничества/SAARC.

Что касается «потенциала пакистано-индийских торговых отношений, то, — как подтверждают многие специалисты, — он гораздо больше, чем годовой товарооборот в 2 млрд долл., который отмечен в последние годы; потенциал двусторонней торговли между Пакистаном и Индией может достичь 10 млрд долл. благодаря географической близости и дешевой транспортной составляющей.

В свою очередь, в целях стимулирования внешней торговли и под определенным давлением ряда объективных факторов Исламабад пошел на снижение тарифов на импорт, и, как результат, пакистанская промышленность столкнулась с конкуренцией дешевого импортного товара из Индии, Китая и других стран региона».

И возвращаясь к основной теме — афгано-пакистанской транзитной торговле, то важность качественного расширения двусторонних торгово-экономических отношений понимают обе стороны. «Мы хотим дальнейшего расширения сотрудничества между частным сектором и укрепления отношений на государственном и частном секторе уровнях» — отмечено в пакистанской газете The Frontier Post 08.07.10

Но «вагахский» торговый конфликт лишний раз подтверждает стремление Исламабада регулировать поток импорта как в свою страну, так и транзит в Афганистан.

52.24MB | MySQL:103 | 0,643sec